Основные этапы формирования современной мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:11, доклад

Описание

Сложившаяся мировая хозяйственная система состояла из промышленно развитых капиталистических стран и огромной массы аграрно-сырьевых колониальных и зависимых стран. Закономерности развития промышленно развитых (западных) стран стали определять основные направления всей совокупно-сти мирохозяйственных отношений, импульсы экономического развития исходили от них. Они заняли практически монополь-ное положении. Мировое хозяйство представляло собой систему дифференциации и интернационализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Этапы развития мировой экономики………………………………….4
20-30-ые годы………………………………………………………………4
После Второй мировой войны……………………………………………6
Последнее десятилетие XX века…………………………………………14
Глава II. Основные типы экономических систем…………………………….15
Глава III. Современное состояние мировой экономики и текущие тенденции развития ………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

Реферат мир.эк-ка.docx

— 53.50 Кб (Скачать документ)

   Размежевание мира на два враждебных лагеря имело негативные последствия для экономики страны. С 1945 по 1950 г. на 35% сократился внешнеторговый оборот с западными странами, что заметно сказывалось на советской экономике, лишенной новой техники и передовых технологий. Вот почему в середине 1950-х гг. Советский Союз оказался перед необходимостью глубоких социально-экономических и политических перемен. Поскольку путь прогрессивных изменений политического характера был заблокирован, сузившись до возможных (и то не очень серьезных) поправок на либерализацию, наиболее конструктивные идеи, появившиеся в первые послевоенные годы, касались не политики, а сферы экономики. Центральный Комитет ВКП(б) рассматривал различные предложения экономистов на этот счет. Среди них - рукопись “Послевоенная отечественная экономика”, принадлежащая С.Д. Александру. Суть его предложений сводилась к следующему: 

- преобразование государственных предприятий в акционерные или паевые товарищества, в которых держателями акций выступают сами рабочие и служащие, а управляет полномочный выборный совет акционеров; 

- децентрализация снабжения предприятий сырьем и материалами путем создания районных и областных промснабов вместо снабсбытов при наркоматах и главках; 

- отмена системы госзаготовок сельскохозяйственной продукции, предоставление колхозам и совхозам права свободной продажи на рынке; 

-реформа денежной системы с учетом золотого паритета; 

- ликвидация государственной торговли и передача ее функций торговым кооперативам и паевым товариществам. 

   Эти идеи можно рассматривать в качестве основ новой экономической модели, построенной на принципах рынка и частичного разгосударствления экономики, - весьма смелой и прогрессивной для того времени. Правда, идеям С.Д. Александра пришлось разделить участь других радикальных проектов, они были отнесены к категории “вредных” и списаны в “архив”.  

   Центр, несмотря на известные колебания, в принципиальных вопросах, касающихся основ построения экономической и политической моделей развития, сохранял стойкую приверженность прежнему курсу. Поэтому центр был восприимчив лишь к тем идеям, которые не затрагивали ос-нов несущей конструкции, т.е. не покушались на исключительную роль государства в вопросах управления, финансового обеспечения, контроля и не противоречили главным постулатам идеологии. 

   При соблюдении этих условий номенклатура была готова согласиться на реформы в определенных пределах, дальше которых она не могла и, не хотела идти. В ходе реформ предстояло реорганизовать или упразднить систему ГУЛАГа, стимулировать развитие аграрного сектора экономики, провести преобразования в социальной сфере, снизить напряжение постоянной “мобилизационности” в решении хозяйственных проблем и в поисках внутренних и внешних врагов. 

   Политические изменения в СССР требовалось закрепить изменениями и в экономике. Выступая в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, Г.М. Маленков четко сформулировал основные направления экономической политики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности. Такой коренной поворот, казалось бы, навсегда должен был изменить принципиальные ориентиры развития советской экономики, устоявшиеся в предыдущие десятилетия.

 

   Но этого, как показала история развития страны, не произошло. После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы. В середине 1950-х годов были предприняты попытки отказа от применения мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. Через несколько лет стало ясно, что эта задача является неразрешимой для советской экономики, поскольку экономические стимулы развития были несовместимы с командной системой. По-прежнему нужно было организовывать массы людей для выполнения различных проектов. В качестве примеров можно привести призывы к молодежи участвовать в освоении целины, в возведении грандиозных “строек коммунизма” в Сибири и на Дальнем Востоке. 

    В качестве примера не очень продуманной реформы можно привести попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие военным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления. 

    Всего в стране было создано 105 экономических административных районов, в том числе 70 в РСФСР, 11 - на Украине, 9 - в Казахстане, 4 - в Узбекистане, а в остальных республиках - по одному совнархозу. В функциях Госплана СССР осталось лишь общее планирование и координация территориально-отраслевых планов, распределение между союзными республиками важнейших фондов. 

    Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство. Но, по мнению специалистов, полученный эффект - следствие не только самой перестройки. Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались “бесхозными” (когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стали работать заметно продуктивнее, не ощущая никакого руководства “сверху”. Но как только сложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, более жесткое администрирование, постоянно растущая “своя”, местная бюрократия. 

    Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное - на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел, в основном, за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11% Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 - М., 1991, с.427. 

   Итак, центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны. 

    Традиционно слабым было так называемое низовое планирование, т.е. составление планов на уровне предприятий. Низовые плановые задания часто корректировались, поэтому план превращался в чисто номинальный документ, имеющий непосредственное отношение лишь к процессу начисления заработной платы и премиальных выплат, которые зависели от процента выполнения и перевыполнения плана. 

   Поскольку, как отмечалось выше, планы постоянно корректировались, то выполнялись (или точнее не выполнялись) совсем не те планы, которые принимались вначале планового периода (года, пятилетки). Госплан “торговался” с министерствами, министерства - с предпри-ятиями насчет того, какой план они могли бы выполнить при имеющихся ресурсах. Но поставки ресурсов под такой план все равно срывались, и снова начинались “торги” по цифрам плана, по величине поставок и т.д. 

   Все это подтверждает вывод о том, что советская экономика зависела в большей степени не от грамотных экономических разработок, а от политических решений, постоянно меняющихся в прямо противоположных направлениях и заводящих чаще всего в тупик. В стране осуществлялись бесплодные попытки улучшить структуру государственного аппарата, наделить министров, начальников главков, директоров предприятий новыми правами или, наоборот, ограничить их полномочия, разделить существующие плановые органы и создать новые и т.п. Таких “реформ” в 1950-1960-х годах было немало, но ни одна из них не принесла реального улучшения в работу командной системы. 

   В основном, при определении приоритетов послевоенного экономического развития, при разработке четвертого пятилетнего плана - плана восстановления - руководство страны фактически вернулось к довоенной модели развития экономики и довоенным методам проведения экономической политики. Это значит, что развитие промышленности, в первую очередь тяжелой, должно было осуществляться не только в ущерб интересам аграрной экономики и сферы потребления (т.е. в результате соответствующего распределения бюджетных средств)

К концу 90-х годов в мировой экономике  проявился ряд устойчивых тенденций. К ним относятся:

- стабильные  темпы экономического роста. Средние  темпы роста всех стран мира  поднялись с менее чем 1% в  начале 90-х годов до 3% годовых  в конце десятилетия;

- повышение  внешнеэкономического фактора в  хозяйственном развитии. Заметно  выросли масштабы и качественно  изменился характера традиционной  международной торговли овеществленными  товарами, а также услугами. Появилась  "электронная торговля", т.е.  торговля в системе Интернет;

- глобализация  финансовых рынков и усиление  взаимозависимости национальных  экономик;

- рост  удельного веса сферы услуг  в национальной экономике и  международном обмене;

- развитие  региональных интеграционных процессов.

Достигнутая степень единства торговли, производства и кредитно-финансовой сферы промышленной развитых стран служит признаком  формирования мирового хозяйствённого комплекса (МХК). Его участники, несмотря на наличие государственных границ, функционируют как составные  части общей хозяйственной системы. Происходит и интернационализация, глобализация хозяйственной жизни. За этими понятиями стоит эффективное функционирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в глобальный мировой комплекс.

   Процесс интернационализации предстает как результата, прежде всего международной кооперации производства, развития международного разделения труда, как развитие общественного характера производства в международном масштабе.

   Интернационализация производства и капитала - это понятие в большей степени количества, чем качества. Интернационализация может осуществляться в рамках нескольких стран или между большинством стран мира.

    Процесс Глобализации в мировой экономике представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала. Глобализация, в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей. Вместе с тем она придает новое качество современной мировой экономике, ускоряя процессы её консолидации, интеграции и конвергенции.

Явление (феномен) глобализации можно рассматривать  с двух сторон. На макроэкономическом уровне глобализация означает общее  стремление стран и отдельных  регионов к экономической активности вне своих границ. Предпосылка  таких устремлений: либерализация, снятие торговых и инвестиционных барьеров, создание зон свободного предпринимательства  и др.

    На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности предприятия за пределы внутреннего рынка. В отличие от межнациональной или многонациональной ориентации предпринимательской деятельности глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка.

    Глобализация характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. В XX веке интернационализация обмена перерастает в интернационализацию капитала и производства, получает заметный толчок в развитии под влиянием научно-технической революции (НТР) с середины 50-х годов XX века. Происходит резкий рост международной специализации и кооперирования производства. Рамки внутренних рынков становятся все более тесными для крупномасштабного специализированного производства. Оно объективно выходит за пределы национальных границ.

    Глобализация производства под воздействием НТР создает такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже невыгодно иметь "свое" производство. Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство, стремятся найти в нем свою нишу. Все более интернациональный характер приобретает движение рабочей силы, подготовка кадров, обмен специалистами.

Информация о работе Основные этапы формирования современной мировой экономики