Основные направления антиинфляционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание

В современной жизни даже человек, далекий от экономики как науки, то и дело сталкивается с понятием инфляции в средствах массовой информации. Чаще всего такого рода сообщения имеют негативный оттенок, в связи с чем и само понятие инфляции в общественном сознании существует как нечто резко отрицательное. Поэтому цель написания данной работы можно сформулировать следующим образом: рассмотреть сущность такого явления, как инфляция, определить особенности инфляции в Российской Федерации и выяснить, что может предпринять наше государство в связи с существованием инфляции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие, сущность и признаки инфляции………………………………….4
2. Особенности инфляции в России……………………………………………7
3. Основные направления антиинфляционной политики
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по экономике.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Наиболее сильно после либерализации  цен финансовый кризис поразил промышленные предприятия: хронические неплатежи, спад производства, снижение налогооблагаемой базы, нарастание бюджетного дефицита.

Либерализация цен не только обесценила денежные накопления населения, но и лишила государственные предприятия возможности нормально работать, обесценив их оборотные средства.

Потери оборотных средств государство  предприятиям не компенсировало, оптовые  цены возрастали значительно быстрее возможности увеличения оборотных средств. Банковский кредит стал недоступен из-за высоких процентных ставок в условиях жесткой денежной политики государства, направленной на снижение темпов инфляции.

Либерализация хозяйственных связей создавала огромные возможности для вывоза материальных и валютных ресурсов в ближнее и дальнее зарубежье, создавая дефицит на товарных и финансовых рынках России.

В то же время нарастала задолженность  бывших союзных республик Центральному банку Российской Федерации по «техническим» кредитам, связанным с невозможностью осуществления расчетов по поставкам товарно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25% общего объема инфляции. Сжатие денежной массы внутри России вызвало колоссальный платежный кризис.

Реакцией на жесткую денежно-кредитную  политику явился новый виток нарастания взаимных неплатежей. Темпы роста  неплатежей коррелируют с динамикой  инфляции и денежной массы. В 1993 году увеличение взаимных неплатежей происходило  на фоне активного сокращения объемов производства, натурализации хозяйственных отношений, появления большого количества денежных суррогатов, позволяющих «уходить» от налогообложения.

Стремление проводить  жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих  инфляционный рост цен, поскольку за определенными пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи — спад (остановка) производства — сокращение доходной базы бюджета — потребность в кредите для его финансирования.

Сокращая дефицит бюджета, государство увеличивало свою задолженность  перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепочкам и общим платежным кризисом к концу года. Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике.

С 1995 года существенным моментом денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации является требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике. Вместе с тем используемые государством формы «неэмиссионного» механизма финансирования нараставшего дефицита государственного бюджета создали огромные проблемы для бюджета, поскольку стали крупнейшей расходной статьей бюджета по обслуживанию и погашению государственного долга и продолжали разрушать отечественное производство, лишая его финансовой базы развития. Общим итогом проводимых правительством жестких мероприятий в области регулирования денежной массы и снижения инфляции явился глубочайший экономический кризис в августе 1998 года.

Россия к началу 1999 года потеряла больше половины своего валового национального продукта и  более чем вдвое снизила промышленное производство. При этом спад носил не структурный, а всеобщий характер и поразил наиболее прогрессивные и высокотехнологичные отрасли и виды производства, что означает потерю как внутреннего, так и внешнего рынков.

Наиболее глубоким и опасным по своим социально-экономическим последствиям стал спад инвестиционной активности. Средства, предназначенные для инвестиций в народное хозяйство, шли на более привлекательные рынки государственных ценных бумаг и валюты. Последнее означало инвестирование западной экономики.

Немало негативных последствий  имела и приватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений, не способствовала привлечению отечественных  и иностранных инвестиций, но и  не принесла реальной пользы для повышения  эффективности хозяйствования. В ряде случаев из-за приватизации оказались искусственно разрушенными технологические связи.

Практика показала, что  инфляция в России — не столько  денежный феномен, сколько обусловлена  особенностью российской экономики. Обесценивание денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а из-за монопольного взвинчивания цен посредническими структурами, спекулятивной игры на понижение курса рубля.

Отказ государства от регулирования экономических и  социальных процессов привел к потере контроля над ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов. Денежные потоки «оторвались» от натурально-вещественных, разрушая воспроизводственный цикл, что делало невозможным формирование рыночных отношений в производственной сфере. Поскольку инфляция в России имеет немонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень слабо отреагировали на снижение цен, которое наблюдалось в 1997 году, начале 1998 года и не было поддержано инвестиционной государственной политикой.

В рассматриваемый период действовали и другие факторы  инфляции: нарастание бюджетного дефицита и государственного долга, слабая собираемость налогов, рост неплатежей и задолженности  по заработной плате, расширение сферы  применения денежных суррогатов, увеличение безработицы.

После августовского  кризиса 1998 года Центральный банк Российской Федерации стал проводить денежно-кредитную  политику, направленную на снижение инфляционных процессов в стране, поддержание  финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.

Банк России гибко  реагировал на изменение реального  спроса на деньги, повышая уровень  монетизации народного хозяйства, снижая процентные ставки и укрепляя валютный курс рубля. Одновременно осуществлялась реструктуризация банковской системы, и банковский сектор экономики в середине 2001 года в основном преодолел последствия кризиса.

Успешное проведение этой работы, а также девальвация  рубля и повышение цен на сырье  дали импульс для роста ВВП. Сохранение в течение 2000—2008 годов большого положительного сальдо платежного баланса, быстрый рост золотовалютных резервов, создание стабилизационного фонда, профицит бюджета свидетельствуют о том, что страна вышла из периода стагфляции и активно проводит эффективную макроэкономическую политику.

Последовательное снижение инфляции в последние годы является главной целью денежно-кредитной  политики Банка России.

По итогам 2011 года инфляция в России составила 6,1%, что является наименьшим значением с 1991 года. Отметим, что в 2010 году инфляция в стране составила 8,8%, в 2009 год — также 8,8%, в 2008 году равнялась 13,3%.

На базе этих положительных  тенденций постепенно инфляция будет  снижаться до 3—5%.

В современных условиях основным фактором инфляции является слабый контроль государства за ценами естественных монополий, монополизацией локальных рынков, их криминализацией. В меньшей мере на инфляцию оказывают давление монетарные факторы, в частности увеличение доходов населения.

 

3 Основные направления антиинфляционной политики

Уникальный характер российской инфляции требует использования  особых методов ее регулирования, соответствующих  современным реальным условиям хозяйствования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в  том, чтобы установить контроль над  инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как являются тормозом экономического роста, решения социальных задач.

Поскольку цивилизованные рыночные отношения в России только формируются, еще не создана хорошо работающая законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, в стране по-прежнему будут осуществляться экономические реформы. В связи с этим стоит задача более четкого определения финансовой стратегии государства, направленной на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.

Основным фактором в борьбе с  инфляцией являются улучшение общей  экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка  экономики и ее приспособление к  потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией  будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Вместе с тем сохраняется необходимость государственного регулирования цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, услуги ЖКХ, а также в процессе ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

При переходе к рынку становится необходимой цивилизованная приватизация с учетом реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающей соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение между всеми формами собственности. В результате этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемости налогов.

Особое внимание в  антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой  системы:

· сокращению количества взимаемых налогов;

· пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен — отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;

· изменению методики налогообложения;

· ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

· регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное  регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической  деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Отток капитала из России по итогам 2011 года составил 84,2 млрд. $ — больше, чем предельные оценки ЦБ РФ, и это рекорд оттока вне острых фаз экономического кризиса. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.

Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств. Кроме этого, России предстоит преодолеть зависимость экономики, бюджета, валютного курса, ценообразования от внешних факторов, конъюнктуры мировых рынков.

Большое значение для  сдерживания инфляции может иметь  перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические  виды продукции, а также отказ  от бросовых цен, по которым реализуется  отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное  регулирование. Он должен ориентироваться  не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на денежный оборот, увеличение уровня монетизации. Россия должна перейти к полноценной системе среднесрочного таргетирования инфляции на 3— 5 лет с учетом мирового опыта.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, сохранение прироста производства на 7—8% в год. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей банков.

Информация о работе Основные направления антиинфляционной политики