Основные направления деятельности МВФ, Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание

Международные валютно-финансовые и кредитные организации играют все более заметную роль в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем эта их функция неизменно усиливается. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

мир._экономика.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

     Целью зарубежного инвестора при осуществлении  инвестиции является получение прибыли. Это предопределяет наличие следующих  проблем. Во-первых, в какой степени  интересы зарубежного инвестора совпадают или расходятся с целями экономической политики страны, привлекающей иностранные инвестиции. Во-вторых, определение мер механизмов, обеспечивающих наибольшее их совпадение.

     Совпадение  интересов проявляется тогда, когда  иностранные инвестиции позитивно воздействуют на структурные сдвиги, темпы экономического роста и объемы экспорта товаров и услуг,

     Расхождение интересов сторон может проявляться  в вопросе модернизации экономики  и других. Иностранный капитал  заинтересован в отдельных случаях в сохранении прежней структуры производства, использовании традиционных преимуществ, особенно дешевой рабочей силы и дешевого сырья.

     Меры  государственного регулирования привлечения  иностранных инвесторов зачастую негативно  воспринимаются представителями либеральной рыночной экономики. Однако сегодня однозначно воспринимается тот факт, что в современной рыночной экономике имеет место необходимость осуществления государством мер поддержки и корректировки процессов привлечения и формирования потоков иностранных инвестиций. В прошлое ушла альтернатива - государство или рынок. При этом государство не должно подменять рыночные механизмы, оно должно их поддерживать, особенно в тех секторах экономики, где сами рыночные механизмы не способны сформировать потоки иностранных инвестиций. Это, в свою очередь, предусматривает меры по созданию заинтересованности иностранных инвесторов в формировании потоков иностранных инвестиций по направлениям, соответствующим долгосрочным структурным сдвигам в экономике. Экономика страны должна оставаться открытой для иностранных инвестиций, так как это способствует созданию условий для активизации социально-экономического развития страны.1

     Исходной  точкой государственного регулирования  иностранных инвестиций является определение  целей регулирования иностранных инвестиций. Общими целями государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций являются:

     · осуществление мер по формированию благоприятного инвестиционного климата;

     ·      активизация притока иностранных  инвестиций;

     ·  воздействие на выбор желательных для государства направлений привлечения иностранных инвестиций.

     Политика  государственного регулирования должна также содержать меры стимулирования активизации инвестиционного процесса. Это необходимо, так как мировой  спрос на инвестиции превышает их предложение.

     Привлечение иностранного капитала в национальную экономику не может рассматриваться  как однозначно позитивный процесс. Он содержит в себе и негативные стороны:

     ·  страны, принимающие иностранные  инвестиции, могут в некоторой  степени утратить контроль над отдельными секторами национальной экономики;

     ·  усиление роли иностранного капитала может ограничиваться эффективность  мер макроэкономического регулирования  экономики;

     ·  существует также опасность, связанная  со среднесрочным влиянием иностранных инвестиций на торговый и платежный баланс и возможной монополизацией национального рынка отдельных товаров;

     ·  применяемые иностранными инвесторами  технологии могут быть опасными для  здоровья и жизни людей, окружающей среды;

     ·  иностранные инвестиции могут также способствовать <перегреву> экономики.

     Важным  вопросом, относящимся к сфере  государственного регулирования привлечения  иностранных инвестиций, является эффективная  борьба с коррупцией на разных уровнях  управления.

     Реализация  мер государственного регулирования иностранных инвестиций предопределяется также задачами обеспечения экономической безопасности. В соответствии с мировой практикой, те или иные ограничения вложений иностранных инвестиций сохраняются даже в случае проведения политики максимальной либерализации внешнеэкономической деятельности. Запрещения и ограничения распространяются и ни продажу акций иностранным инвесторам в соответствующих отраслях.

     Совокупность  мер государственного регулирования  иностранных инвестиций получает свое выражение в повышении имиджа страны, принимающей иностранные инвестиции.

     Основные  меры государственного регулирования  иностранных инвестиций.

     Главная задача в области улучшения инвестиционного  климата - реализация мер государственного регулирования, направленных на обеспечение стабильность условий деятельности иностранных инвесторов.

     Развитие  правовых основ государственного регулирования  иностранных инвестиций осуществляется по нескольким направлениям: совершенствование  российского законодательства в  сфере международного инвестирования сотрудничества, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений и заключение международных договоров об избежании двойного налогообложения доводов и имущества.

     В настоящее время в основном создана система нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу в условия перехода на рыночные механизмы хозяйствования. Вступили в действие основополагающие законодательные акты, регулирующие деятельность в инвестиционной сфере.

     Так, в июле 1999 года введен в действие Федеральный закон <Об иностранных инвестициях в Российской Федерации>. Закон направлен на создание благоприятно инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, создание стабильных условий осуществления иностранных инвестиций.

     Меры  политики государственного регулирования  международного инвестиционного сотрудничества устанавливают основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль. Условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов, предусматривают полную и безусловную защиту прав и интересов их деятельности. Они обеспечиваются не только российскими нормативно-правовыми актами, но и международными договорами, заключенными Россией. Нормы международного права имеют преимущество перед нормами российского законодательства. Иностранный инвестор обладает в российском суде тем же объемом прав, что и любой российский инвестор.

     Действующие другие федеральные законы: <Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений>, ряд законов, относящихся к соглашениям о разделе продукции, <О лизинге>, <Об ипотеке (залоге недвижимости)>, <О государственной регистрации юридических лиц> и др.2

     Осуществляется  переговорный процесс по заключению Россией международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Россия имеет 53 соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, в которых предусмотрены:

     ·             полная и безусловная защита прав и интересов иностранного инвестора; 

     ·             право иностранного инвестора на возмещение убытков, причиненных ему  незаконными действиями (бездействием) государственных органов и должностных  лиц;

     ·             гарантии иностранному инвестору осуществлять капиталовложения в любых формах, не запрещенных законодательством, и др.

     Действуют 50 соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Эти соглашения обеспечивают условия, при которых юридические и  физические лица каждого из договаривающихся государств не будут уплачивать налоги с одного и того же дохода или вида имущества дважды, то есть в своей стране и в стране осуществления предпринимательской деятельности.

     На  начало 2008 г. законодательные акты по вопросам государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности разработаны более чем в 72 субъектах Российской Федерации. Указанные нормативные акты предусматривают гарантии защиты прав и интересов иностранных инвесторов, формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным кредитам, предоставление налоговых льгот.

     Россия  подписала международную Вашингтонскую  конвенцию <Об урегулировании инвестиционных споров между государствами и  физическими или юридическими лицами других государств> (1965 году) и Сеульскую конвенцию <Об учреждении международного Агентства по гарантиям инвестиций> (1985году), Договор к Европейской энергетической хартии.

     Таким образом, можно считать, что в  последнее время проделана значительная работа по развитию нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной сферы, как на федеральном, так и региональном уровне, что способствовало улучшению инвестиционного климата российской экономики.

     Однако  отдельные вопросы в принятых законах решаются не - комплексно. Многие законодательные акты не являются актами прямого действия, содержат изъятия, что снижает эффективность мер государственного регулирования инвестиционного процесса. Несовершенство принятых законов, нечеткость из исполнения на практике приводят к необходимости принятия новых законодательных актов.

     Ряд направлений привлечения отечественных  и иностранных инвестиций не имеют  нормативно - правовых основ государственного регулирования. В этой связи необходимо ускорить работу органов законодательной  и исполнительной власти по подготовке и принятию законодательных актов, регулирующих соответствующие направления привлечения инвестиций, в том числе о концессиях и свободных экономических зонах.

     Необходимо  принять, новую программу по привлечению  российских и иностранных инвестиций, в которой определить последующие шаги по развитию законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность.

     Следует также осуществить инвентаризацию изъятий, содержащихся в нормативно-правовых актах, регулирующих инвестиционную деятельность, которые часто снижают их позитивное содержание.

     Система стимулирования привлечения иностранных  инвестиций. Россия формировала инвестиционный климат посредством принятия нормативных  актов, предоставляющих специальные  льготы иностранным инвесторам.

     По  поводу предоставления льгот существуют разные точки зрения, и имеет мести дискуссия.

     Первая - состоит в том, что специальные  льготы иностранным инвесторам предоставлять  не следует, и должны быть единые условия  инвестиционной деятельности, как для  отечественны, так и для иностранных инвесторов.

     Вторая - заключается в том, что иностранным  инвесторам должны предоставляться  льготы, и их инвестиционный режим  должен быть лучше, чем у российских инвесторов. Такой подход, безусловно, ведет к нарушению принципов  свободной экономической конкуренции.

     В российской экономике имеют место  повышенные инвестиционные риски. Иностранные  инвесторы привносят в российскую экономику новую технику и  технологии, современные методы менеджмента. Их разработка и применение требуют  дополнительных финансовых затрат. Необходимо также учитывать, что спрос на инвестиции в мировой экономике превышает их предложение.

     Кроме того, многие страны центральной и  Восточной Европы имеют более  благоприятный инвестиционный климат, чем Россия и являются ее конкурентами в привлечении иностранных инвестиций.

     Из  этого следует, что имеют место  условия, которые предопределяют необходимость  предоставления льгот иностранному инвестору, но льготы должны обходится  российской экономике дешевле, чем  собственные затраты на реализацию соответствующих инвестиционных проектов.

     Подход  к стимулированию иностранных инвестиций должен быть дифференцированным. В  первую очередь должны стимулироваться  инвестиционные проекты в отраслях с низкой скоростью оборота капитала, которые носят стратегический характер, но являются менее привлекательными для иностранного, а также для национального капитала. Учитывая важность этих отраслей для российской экономики, их стимулированию должно уделяться первостепенное внимание.3

Информация о работе Основные направления деятельности МВФ, Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития