Основные направления деятельности МВФ, Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 15:11, контрольная работа

Описание

Международный Валютный Фонд призван способствовать международной кооперации, обеспечивая механизм консолидации и сотрудничества в решении международных финансовых проблем. В его задачу входит поддержание правил обмена валютами и надзор за валютными курсами, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям, борьба с национальными валютными ограничениями, оказание кредитной помощи странам, временно испытывающим трудности с платежными балансами.

Содержание

I. Основные направления деятельности МВФ, Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития……………………...2
II. Особенности структуры экономики ведущих стран Западной Европы…………………………………………………………………...5
III. Сотрудничество России со странами СНГ: результаты и перспективы……………………………………………………………15
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная №1.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

       Важнейшим агентом экономических отношений выступает государство, которое не только опосредствует хозяйственные отношения через финансы, законодательство, но выступает крупным собственником средств производства. Развитие государственного сектора исторически было обусловлено слабостью частного предпринимательства, которое оказывалось не в состоянии решать сложные проблемы экономического развития страны. Широкие мероприятия государства по спасению от банкротства и оздоровлению частных компаний и банков привели к созданию и расширению государственного сектора. В случаях, когда компании, получив от государства финансовую помощь, оказывались не в состоянии погасить задолженность, они переходили под контроль государства. В результате "ползучей" национализации под государственный контроль перешли такие группы, как "Иноченти", СИР, "Ликуикимика", "Оникс" и другие.

      Государственный сектор расширялся за счет нового строительства как на национальном, так и муниципальном уровне, а также в результате национализации, в частности, электроэнергетических предприятий и покупки контрольного пакета акций.

         Неоконсервативный сдвиг, начавшийся в развитых капиталистических странах в конце 70-х гг., в меньшей степени затронул Италию. В отличие от Великобритании разгосударствление экономики имело ограниченные масштабы. Разгосударствление промышленности прошло через реализацию акций на частном рынке и таким образом привело к снижению доли государства в капитале, а также приватизации целого ряда компаний.

       Видное место в социально-экономической структуре страны принадлежит кооперативному сектору, который занимает промежуточное положение между государственным и частным предпринимательством. Его позиции укрепились. Расширению кооперативного сектора способствовал переход в его состав части частных и государственных компаний, оказавшихся на грани банкротства.

      Углубление международного разделения труда, зависимость страны от внешних поставок сырья обуславливает большие масштабы импорта. Италия в большой мере зависит от ввоза минерального сырья. За счет импорта она покрывает 80% своих энергетических потребностей - вдвое больше, чем в среднем по Западной Европе. Крупные позиции в структуре импорта занимают сельскохозяйственные и химические товары, продовольствие.

       В географическом отношении внешнеторговые связи Италии концентрируются в странах ЕЭС, в которые направляется около 60% итальянского экспорта. Главными торговыми партнерами являются Германия, на долю которой приходится 17%, и Франция - 16% экспорта. Большой удельный вес в торговом обороте занимают США - 8,6% экспорта, и доля их быстро увеличивается.

      Внешнеэкономические расчеты страны хронически сводятся к отрицательному сальдо. В его основе лежит дефицит внешнеторгового баланса. Он образуется за счет таких товаров как топливо и химические товары, транспортные средства и продовольствие. Дисбаланс в торговле наполовину обусловлен превышением импорта из ФРГ. Крупные средства переводятся из страны в форме процентов и дивидендов. Долговременный характер дефицита платежного баланса предопределяет неустойчивое положение лиры на валютных рынках. Важным фактором в этом процессе выступает инфляция.

       Проблему для экономики представляет увеличение масштабов обслуживания долга, что поглощает до 11% ВВП. Повышение деловой активности сопровождалось инфляционными тенденциями.

      Существующая модель экономики с активным участием государства в предпринимательской сфере обеспечила Италии наиболее высокие темпы экономического роста в ЕЭС за последние два десятилетия. В последние годы она подвергается большому давлению извне, так как не способствует целям интеграционных процессов, направленных на создание экономического и валютного союза в Западной Европе.

     Великобритания занимает девятое место в мире по объему ВВП и четвертое в Западной Европе. На ее долю приходится 4,2% совокупного ВВП и 1% населения мира. По уровню экономического развития она уступает многим западноевропейским странам, находясь на 12 месте.

Характерной чертой крупнейших британских компаний является высокая степень интернационализации  их деятельности. У 30 крупнейших фирм зарубежное производство почти равняется внутреннему. ТНК выступают основной силой британского капитала.

      Высокий уровень монополизации отмечается в кредитной сфере. Среди банков господствующие позиции занимает большая пятерка в составе: "Барклайз бэнк", "Нешнл Вестминстер", "Аби нешнл", "ХШБК Холдинг" и "Ллойдс бэнк".

        Изменилась роль государства в воспроизводственном процессе страны. Значительная часть денационализированного сектора превращена в смешанные компании, где государству принадлежит меньшая часть капитала.

      В центр экономической политики были поставлены концепции монетаризма, основным средством выполнения которых выступает валютно-денежное регулирование. Вопросы поддержания занятости были отодвинуты на второстепенные позиции. В рамках среднесрочной финансовой стратегии особое место отводилось сокращению государственных расходов для уменьшения бюджетного дефицита, включая распродажу национализированных отраслей.

     На содействие структурной перестройки направлена научно-техническая политика. Возросла доля средств, выделяемых на косвенное стимулирование нововведенческой деятельности. Повышение роли косвенных форм стимулирования сопровождается концентрацией прямых ассигнований государства на поддержание перспективных направлений научно-технический прогресс.

     Концентрация аграрного капитала и усиление проникновения в эту отрасль промышленного и банковского привели к созданию агропромышленного комплекса, в котором само сельское хозяйство не занимает ведущего положения (1/5 продукции). Перевод отдельных отраслей на промышленную основу привел к появлению крупных компаний, занимающих ведущее положение на рынках отдельных видов продукции. Такое положение сложилось прежде всего в птицеводстве. Стимулирующее влияние на развитие производства оказывает сельскохозяйственная кооперация.

     Быстрыми темпами увеличивались иностранные прямые капиталовложения на Британских островах. Их общий объем почти сравнялся с британскими зарубежными инвестициями, что привело к сокращению чистых поступлений в страну в этой сфере.

     Внешнеторговый оборот сводится с крупным дефицитом, основная часть которого приходится на ФРГ и Японию. Наиболее крупное отрицательное сальдо образуется по группам продовольствия, минерального сырья, автомобилей, одежды и обуви. Великобритания также стала нетто-импортером высокотехнологических товаров, патентов и лицензий.

     Превращение Великобритании в нефтеэкспортирующую страну привело к появлению в первой половине 80-х гг. положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса. Резкое снижение цен на нефть и другие неблагоприятные изменения в платежном балансе вызвали появление крупного дефицита, что ослабило валютное положение страны. Крупные и устойчивые чистые поступления обеспечивает сфера международных услуг. На долю Великобритании приходится 10% мирового экспорта услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Сотрудничество России со странами СНГ: результаты и перспективы. 

     В настоящее время перспектива  интеграции государств СНГ вокруг России представляется еще более проблематичной, чем в начале 90-х годов, причем не только применительно ко всему постсоветскому пространству, но даже в пределах нынешних «пророссийских» союзов — СГРБ и ЕврАзЭС.- а, также в составе новой «четверки». Соответствующие препятствия таковы.

     1. Нет определенности в российской  внешнеэкономической стратегии. Провозглашенная в ее рамках приоритетность СНГ на деле не соблюдается: взят курс на сближение со странами Запада, особенно с США, а они целенаправленно и всеми возможными средствами блокируют интеграцию постсоветских государств. Весьма проблематично выглядит российская попытка одновременно создавать единое экономическое пространство с постсоветскими государствами и общеевропейское экономическое пространство: эти задачи уже вступают в противоречие. В контексте грядущего расширения Евросоюза на Восток он превращается в еще более мощный центр притяжения для всей восточноевропейской группы членов СНГ (Украины, Белоруссии и Молдавии).

  1. В своем большинстве страны Содружества (как и Россия) проводят многовекторную внешнюю политику, в которой «российскому 
    вектору» отводится важная, но не во всех случаях приоритетная роль.

     3. Постсоветское пространство в результате трансформационных процессов последних лет превратилось из «ближнего зарубежья» (в смысле зоны особых российских национальных интересов, до недавнего времени признаваемой и мировым сообществом) в зону острейшей мировой конкуренции, где наша страна утрачивает свое прежнее влияние на республики экс-СССР по всем направлениям — от военной сферы до экономики. В этих условиях возможность превращения России 
в евразийскую региональную державу на основе прогресса интеграции — далеко не безусловная   (хотя, безусловно, наиболее желательная с точки зрения национально-государственных интересов) перспектива. Интеграционные проекты станут успешными только в том случае, если Россия докажет свою более высокую конкурентоспособность в постсоветском регионе по сравнению с новыми экономическими «игроками» и новыми формирующимися центрами политического влияния.

     4. Материальная основа взаимных  связей России со странами  СНГ все в меньшей мере отвечает  объединительным задачам, ибо  интеграционный потенциал сотрудничества за годы реформ не укрепился, а чрезвычайно ослаб и сузился. Доля отраслей топливно-энергетического комплекса в общем объеме промышленного производства стран СНГ всюду превышает 50%, а удельный вес машиностроения снижается и в ряде стран не достигает даже 10°%. При такой структуре промышленности внутриотраслевая специализация и кооперация, на основе которых и реализуется взаимо- дополняемость народнохозяйственных систем, играет все меньшую роль во взаимных связях, тогда как топливно-сырьевые поставки, сильно зависящие от ценовой конъюнктуры мировых рынков, фактором взаимосвязанности национальных экономик не являются.

     Все эти обстоятельства, главные из которых — ослабление России как естественного ядра потенциального евразийского союза и разнонаправленность интересов стран-партнеров — ставят под сомнение перспективу интеграции. Существующие формы нынешнего ее суррогата (пророссийские союзы) пока себя не оправдали именно в качестве интеграционных, а не просто форм сотрудничества, которое будет развиваться и дальше (на двусторонней и многосторонней основах), тем более что страны СНГ суть ближайшие соседи России. 
 
 
 

     Список  литературы. 

1. Банковское дело: Справ, пособие / Под ред. Ю. А. Бабичевой.— М.: Экономика, 1998.

2. Ганидов П.К. Деньги, банки и кредитно-финансовые отношения в современной рыночной экономике.— М.: Посткриптум., 1999.

 3. «Международная экономика» Миклашевская Н. А., Холопов А. В. —  М.: «Дело и Сервис», 1998.

4. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» под редакцией Круглова В.В. — М.: «Инфра-М», 1998.

5. Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. -РД: Феникс, 2000.

6. Финансирование перехода к рыночной экономике в Центральной и Восточной Европе и Содружестве Независимых Государств, ЕБРР, 2002.

Информация о работе Основные направления деятельности МВФ, Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития