Основные направления реформ в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:46, контрольная работа

Описание

Многие партии, называющие себя коммунистическими, в частности КПУ, и ей подобные партии парламентского типа (партии, коммунистические по названию и оппортунистические, приспособленческие по сути, хорошо пристроившиеся на службу нынешним правящим буржуазным режимам на территории экс-СССР), считают путь развития, предложенный Дэн Сяопином и утверждённый Пленумом ЦК КПК в декабре 1978 г., образцовым, примером для подражания, доказательством того, как можно успешно соединять плановые принципы социализма с рыночной экономикой.

Содержание

1. Введение
2. Основные экономические показатели развития Китая
3. Чем были мотивированы китайские реформы?
4. Как провели реформы в Китае?
5. Заключение. Какие успехи были достигнуты?
6. Библиография

Работа состоит из  1 файл

контрольная реформы китая.docx

— 154.27 Кб (Скачать документ)

Московский  гуманитарный университет 
 
 
 
 

Контрольная работа

Мировая Экономика

Основные  направления реформ в Китае 
 
 

Студентки 3 курса

Заочного отделения 

факультета  Экономики и управления 
Специальность "Финансы и кредит"

Колчаевой Р.С.

Проверила

Доц. Подсветова Т.В.

                                 
                               
 

 
 
 
 
 
 

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение
 Стр 3
  1. Основные экономические показатели развития Китая
Стр 3-7
  1. Чем были мотивированы китайские реформы?
Стр 7-9
  1. Как провели реформы в Китае?
Стр 8-20
  1. Заключение. Какие успехи были достигнуты?
Стр 21-22
  1. Библиография
Стр 23
   

 

  1. Введение
В коммунистическом движении продолжаются неутихающие споры  и дискуссии по проблемам развития современного Китая.

Многие партии, называющие себя коммунистическими, в  частности КПУ, и ей подобные партии парламентского типа (партии, коммунистические по названию и оппортунистические, приспособленческие по сути, хорошо пристроившиеся на службу нынешним правящим буржуазным режимам на территории экс-СССР), считают  путь развития, предложенный Дэн Сяопином и утверждённый Пленумом ЦК КПК в  декабре 1978 г., образцовым, примером для  подражания, доказательством того, как можно успешно соединять  плановые принципы социализма с рыночной экономикой.

  1. Основные экономические показатели развития Китая.

 Разумеется, показатели экономического развития КНР за последние 30 лет не могут не вызывать восхищения, особенно  у некритического наблюдателя.

Валовой внутренний продукт на протяжении этих трёх десятилетий  рос ежегодно примерно на 10-11%. И в 2009 г. превысил 5 трлн. долл. Китай вплотную по этому показателю догнал Японию, вторую, после США, экономику мира.

А уже в  первой половине 2010 г. на страницах  прессы и интернет-изданий замелькали заголовки о том, что Китай  обогнал Японию по ВВП и вышел  на второе место в мире. Так, экономика  Японии во 2-м кв. 2010 г., по сообщению  секретаря Кабинета министров страны, выросла на 0,4%; объём ВВП Японии составил 1,29 трлн. долл. Тогда как  ВВП Китая по итогам 2-го квартала составил 1,34 трлн. долл.  Рост экономики Китая в первом полугодии 2010 г. впечатляет: 11,9% в 1 кв., 10,3% - во 2-м. Экономисты считают, что по итогам года Китай закрепится на втором месте в мире по экономическому потенциалу, оставив Японию позади.

При этом необходимо иметь в виду, что, по данным аналитиков, ВВП на душу населения в Китае  по итогам 2008 г. превысил 3600 долл. (среднегодовой  доход на человека – около 2500 долл.), в то время как, например, в Анголе, данный показатель составляет 4 тыс. долл., в Бразилии – более 8 тысяч. Не говоря уже о самых богатых странах  мира, где ВВП на душу населения  находится на уровне 50 и более  тыс. долл. в год.

Успешно Китай  преодолел и проблемы, обусловленные  мировым финансово-экономическим  кризисом.

В то время  как крупнейшие экономики мира, да и большинство стран, погрязли в  кризисе, резко сократив объёмы своего производства, получив отрицательные показатели роста ВВП, а отдельные экономики вообще оказались на грани краха, Китай продолжил своё развитие, только несколько замедлив темпы экономического роста.

Так, по сообщению  Национального статистического  бюро страны, самый низкий показатель прироста ВВП Китая, начиная с 1992 г., когда в КНР начали вести  ежеквартальный учёт прироста экономики, был в 1 кв. 2008 г. и составил 6,1%. Тем  не менее, по сравнению с сокращением  американской экономики на 5%, этот результат  выглядит более чем удовлетворительным.  Уже в 4-м кв. 2008 г. экономика Китая выросла на 6,8%. В 2009 г. ВВП показал прирост на 9,1%, что выше официального прогноза (8%). Восьми процентная граница считалась минимально допустимой, чтобы сохранить социальную стабильность и создавать рабочие места. Объём ВВП составил 34,0507 трлн. юаней или 5,296 трлн. $.1.

По итогам 2010 г. экономика КНР увеличится от 9,6%2  до 10%.

Неуклонно повышается вес Китая в общемировом ВВП. Если в 2007 г. на него приходилось 10% мирового ВВП, то в 2010 г. он составит 13%, а в 2011 – 15%, считают в МВФ.

Как отмечает газета «Женьминь жибао» (4.10.2010): «…уже  очевидно, что в 11-й пятилетке (2006-2010 годы) китайская экономика совершила  новый скачок». «В 2006-2009 годах за четыре года среднегодовой рост ВВП  составил 11,4%, что на 1,6%-х пункта превышает  показатель 10-й пятилетки, который составлял 9,8%», приводит выдержку из данной публикации ИТАР-ТАСС.

Особенно  впечатляют темпы роста промышленного производства Китая, что заставило говорить американских аналитиков о возможности обгона Китаем США по объёму промышленного производства.

Так, эксперты компании IHS Global Insight, специализирующейся на экономических изысканиях, заявляют, что в 2009 г. промышленный сектор Китая  почти догнал американский.  Общая стоимость товаров, произведённых в промышленном секторе КНР, составляет 1,6 трлн. долл., в США- 1,7 трлн. Промышленный сектор Китая растёт примерно в два раза быстрее, чем в США. Так, в мае 2010 г. он вырос почти на 17%, в то время как в США – лишь на 8%. Марк Киллион, управляющий директор IHS, считает, что Китай обгонит США по промышленному производству в 2011 г., но такое положение может создаться уже и в 2010 г. И в этом ничего удивительного нет, т.к. Китай в основном полагается на свой промышленный сектор, который составляет более трети китайской экономики, в то время как в США эта цифра составляет менее 13%.

Алан Тонелсон, член Американского совета промышленников и бизнеса – группы предприятий, имеющих критическое значение для  торговой политики США, говорит, что  китайские производители неминуемо  обгонят своих американских коллег, особенно учитывая политику правительств обеих стран. «Они проводят политику максимального промышленного роста, тогда как отношение Вашингтона колеблется от пренебрежения до полного  безразличия», говорит он. Доля закупаемых США более дорогих товаров, произведенных  в Китае, постоянно росла последнее  десятилетие. Например, на долю Китая  приходится треть (!) рынка компьютеров  в США. «Это вам не просто обувь, игрушки  да футболки», говорит он о росте  китайской промышленности. «И вы ещё  пока ничего и не видели»3.

Китай в ближайшие  годы может обогнать Японию и занять второе место после США не только по номинальному объёму ВВП, но и по такому важному макроэкономическому  показателю, как благосостояние населения, говорится в докладе Global Wealth Report, подготовленном Credit Suisse.

Как говорится  в сообщении Credit Suisse4, богатство населения Китая увеличится к 2015 г. более чем вдвое – до 35 трлн. долл. с 16,5 трлн. долл. в 2010 г.

Показатель  совокупного богатства мира вырос  на 72% с 2000 г., до 195 трлн. долл. в 2010 г. К 2015 г. он прибавит ещё 62% и составит 315 трлн. долл., прогнозирует Credit Suisse. В структуре  мирового богатства 115 трлн.$ составляют нефинансовые активы (в основном, недвижимость), 117 трлн. $ - финансовые активы. Общий объём задолженности домохозяйств мира – 37 трлн. $.

На первом месте по богатству населения  идут США – 54,6 трлн. $, на втором –  Япония, с богатством в 21 трлн. $. Китай  стал третьим крупнейшим центром капитала в мире, совокупный объём личного богатства китайцев составляет 16,5 трлн. $. Десять лет назад Китай по данному показателю занимал седьмую позицию. Крупнейший европейский центр капитала Франция, отстаёт на 35% - 12,1 трлн. $. Показатель Индии уступает китайскому в 5 раз – 3,5 трлн. $.  В России совокупная стоимость личных активов составляет 1,2 трлн. $, приблизительно совпадая с ВВП.  В пересчёте на душу населения получается 8192 $, на каждого взрослого жителя приходится 10408 $.

Следует отметить, что данный расчёт аналитиков Credit Suisse произведен для оценки состояния 4,4 млрд. жителей планеты старше 20 лет.

По объёму личного благосостояния в пересчёте  на каждого взрослого жителя лидируют Швейцария и Норвегия, с показателями 372692$ и 326530$, соответственно. Далее следуют  Австралия (320909$) и Сингапур (255488$), которые  за прошедшее десятилетие удвоили  свои результаты.

На вершине  пирамиды, по данным Credit Suisse, находится  более тысячи миллиардеров, из которых 245 - в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 230 – в Европе и 500 - в Северной Америке. При этом число людей, состояние  которых меньше 10 тысяч $, превышает 3 миллиарда чел., из них 1,1 млрд. располагают  средним богатством менее 1 тыс. $ на человека, иными словами живут  в абсолютной нищете. Данные цифры, между прочим, показывают интересную закономерность. Богатство одной  тысячи миллиардеров превышает богатство (т.е., суммарную нищету) одного миллиарда  населения планеты с состоянием менее одной тысячи $ на чел. С  ростом богатства на одном полюсе, одновременно происходит и рост нищеты на другом, что подтверждает закон  абсолютного обнищания населения, открытый К.Марксом.

Если сравнивать страны по уровню ВВП на душу населения, то показатели таковы: Швейцария – 89 тысяч $, Австралия – 72 тыс. $, США  – 65 тыс. $, Франция – 56 тыс. $, Япония – 50 тыс. $, Великобритания – 47 тыс. $. Китай  отстаёт – всего 5535 $. Как видим, данный показатель по Китаю отличается от ранее приведенного (3600 $ на чел., который получается, если просто поделить ВВП Китая в 2009 г. примерно 5 трлн. долл. на его население = 1,34 млрд. чел.). Возможно, разные исследовательские  учреждения применяли разную методику расчёта. Тем более что банк Credit Suisse оценивал богатство взрослого населения планеты. Между прочим, отбрасывая людей моложе 20 лет, детей, аналитики данного швейцарского банка умышленно снижали разрыв точнее, пропасть между самыми богатыми и самыми бедными странами планеты, т.к. в азиатских и  африканских странах семьи с большим количеством детей. Не принимая их в расчёт, цифры по беднейшим странам выглядят чуть лучше, хотя, в общем и целом – картина удручающая и показывающая нещадную эксплуатацию Западом большинства стран и населения планеты, чтобы обеспечить более-менее пристойное существование т.н . «золотому миллиарду»).

В любом случае, какова бы ни была методика расчёта, цифры  говорят сами за себя - Китаю пока ещё очень далеко даже до среднемирового уровня благосостояния населения (задача выйти на среднемировой уровень  жизни поставлена Компартией Китая  к 2050 году).

 
  1. Чем были мотивированы китайские реформы?
В уникальной «Книге Перемен» - «И-Цзин» так написано: «безвыходное положение вынуждает перемены, перемены приведут к улучшению, и в результате перемен хорошее положение будет долго существовать».

В конце 70-х  годов 20-го века, Китай находился  именно в таком положении, которое  вынуждало перемены. Многочисленное население, слаборазвитая экономика, маленькие среднедушевые ресурсы. Такова была реальная картина Китая. В результате 10-летнего хаоса из-за «культурной революции» компартия Китая, дело социализма и  китайский народ претерпели серьезное затруднение и ущерб. По данным статистики, среднедушевой рост ВВП в 1960-х годах в мире в сопоставимых ценах составил 3.5%, а в Китае только 0.2%. Это происходило в то время, когда сельское население составило 82% всего населения страны и являлось самым многочисленным слоем общества. В условиях плановой экономической системы китайские крестьяне уже не в силах за счёт своего труда кормить себя, а уж тем более страну.

Инициативность  народа сыграла свою должную роль в тот критический исторический момент.

В 1978 году, крестьяне  из 18 семей в деревне «Сяоган» уезда «Фэн-ян» в провинции  Аньхуэй, рискуя получением за это наказание, между собой договорились о применении подрядной системы ответственности  в этой же деревне, и тем самым  сбросили с себя ярмо планового управления экономикой. Началась прелюдия политики реформ и открытости. В одно мгновение, одна новая мысль охватила страну, призывала  нашу партию как можно быстрее принять политическое решение и сделать стратегический выбор по курсу развития государства, касающийся судьбы и будущего страны.

18-го декабря  того же года состоялся 3-й  пленум ЦК КПК 11-го созыва. Это собрание навсегда врезано в историю Китая. На нем был определен основной курс, который сводится к следующему: «раскрепостить мышление, раскинуть умом,  реалистически подходить к действительности, сплотить как один человек и держать курс вперед.» Было принято решение о переносе центра тяжести работы КПК и государства на экономическое развитие и проведение политики реформ и открытости внешнему миру.

Оглядывая историю  Китая, с реформ «Шан-ян», которые  были проведены с 350-го года до нашей  эры, до «Движения применения иностранного опыта развития»  полсе опиумной войны в 1840 году, не мало реформ в Китае было написано в анналы истории, но мало чего из них венчалось успехом. После того как было принято решение о проведении политики реформ на 3-ом пленуме ЦК КПК 11-го созыва, вскоре произошли крупные перемены в восточной Европе, и распался СССР. Социализм как государственный строй перед лицом серьезнейших вызовов. Сколько мужества и мудрости понадобилось, чтобы Китай, будучи «младшим братом» в соцлагере, в столь сложных условиях, пробил путь реформ, на котором полно трудностей?  

  1. Как провели реформы в Китае?

История зачастую имеет сопоставимость. Нам известно, что в 70-80-х годах прошлого века, политические и экономические строи  в Китае и в СССР были одиноковыми. Если «перестройка» в СССР была проведена  сверху донизу, в некоторых странах  применили шоковую терапию, то реформы  в Китае снизу вверх, последовательно  проведены путём неустанных поисков. «Чтобы потом не чувствовать стыда  перед народом, страной  и международным  сообществом» – один из принципов политики реформ Китая. Направление реформ формировалось из неисчерпывающей практики народа, обобщалось и внедрялось коллективом руководства КПК. Вышеуказанные крестьяне из 18 семей в деревне «Сяоган», решив применять у себя «семейный подряд», сами наверно не соображали, что большинство китайских крестьян тогда тоже горело желанием к реформам. Такое желание от народа и его практики, стала большой стимулирующей силой снизу. Реформы начались в сфере сельского хозяйства, постепенно распространились в промышленности и торговли, и затем была развернута всесторонне по областям науки и техники, культуры, образования, в военной сфере, и продвинула политические реформы.

Как генеральный  архитектор политики реформ и открытости Китая, г-н Дэн Сяопин предложил  стратегию-«трех шагов» Китая:

--Первый шаг, с 1981-го года по 1990 год  увеличить ВВП в 2 раза, решить вопрос о питании и одежде населения;

--Второй шаг, с 1991-го года к концу 20 века, увеличить ВВП еще в 2 раза на основе первого шага. Жизнь населения достичь до средней зажиточности (ВВП на душу населения 800 долларов);

--Третий шаг,  к середине 21 века, увеличить ВВП  ещё в 4 раза на основе второго  шага, вывести страну в число  среднеразвитых стран.

В 1997 году, со дня  начала проведения стратегии - «трех шагов» прошло уже приблизительно 30 лет, тогдашний Председатель КНР г-н Цзян Цзэминь на 15-м съезде КПК конкретизировал стратегию «трех шагов» в новую эпоху:

--За первые 10 лет 21 века увеличить ВВП  в 2 раза по сравнению с 2000 годом. Жизнь народа будет более  зажиточной, будет сформирована  более усовершенственная система  социалистической рыночной экономики;

--Прилагая  ещё десятилетние усилия, к 100-летней  годовщине со дня создания  КПК(2021 год), увеличить ВВП ещё  в 2 раза по сравнению с первым  десятилетием. Экономика страны  будет более развитой. Разные системы будут более усовершенствованны;

--К середине 21 века, то есть к 100-летней годовщине  со дня  образования КНР (2049 год), модернизация страны будет в основном осуществлена, будет построена процветающая, демократическая и культурная социалистическая страна. Именно в таких чётких целях, Китай шаг за шагом  уверенно идёт вперёд. 

В июле 1979 года, Китай решил в экспериментном порядке создать особые экономические  районы в Шэньчжэне, Чжухае, Сямэне, Шаньтоу. 

В январе 1982 года ЦК КПК указал, что всякие виды «семейного подряда» являются производительной системой ответственности социалистической коллективной экономики.

В октябре 1984 года на 3-ем пленуме ЦК КПК 12-го созыва определили: основной задачей реформ-это создать социалистическую экономическую систему с китайской спецификой и жизнеспособностью, стимлировать развитие производительных сил. 

В октябре 1987 года на 13-ом съезде КПК изложили теорию социализма в начальном этапе. На этом съезде была выдвинута основная линия партии в начальном этапе социализма - один центр и два основных пункта, т.е концентрировать все силы на развитие экономики – центральная задача. Четыре основных принципа является основой существования страны. Реформа и открытость являются путём укрепления мощи страны.

В октябре 1992 года на 14-ом съезде ЦК КПК обобщили 14-летний практический опыт после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва и четко выдвинули, что основной целью реформ заключается в  создании социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой.

В мае 1995 года,  на 5-ом пленуме ЦК КПК 14-го созыва были выдвинуты два важного изменения: экономическая система с традиционной плановой экономической системы перейдёт к социалистической рыночной экономической системе, а медоды экономического роста с экстенсивного перейдёт к интенсивному.

В сентябре 1997 года, на 15-ом съезде партии систематически и полно выдвинули и изложили основной курс КПК в начальном  этапе социализма: в условиях социализма  развивать рыночную экономику, непрерывно раскрепощать и развивать производительные силы; Под руководством КПК, на основе того, что народ остается полноправным хозяином своей страны, управлять страной по законодательству, развивая социалистическую демократическую политику; Руководствуясь марксизмом, имея цель воспитывать граждан с высокой нравственностью, образованных и дисциплинированных, развивать для народных масс национальную, научную культуру, стоящую лицом к модернизации, ко всему миру, к будущему.

В ноябре 2002 года, на 16-ом съезде КПК была выдвинута  концепция о всестороннем строительстве  среднезажиточного общества, то есть в течение первых 20 лет этого века, сосредоточивая все силы, всесторонне построить среднезажиточное общество на высоком уровне, которое выгодно миллиардному народу. Сделать экономику более развитой, демократию более усовершенствованной, науку и образование более прогрессивными, культуру более процветающей,  общество более гармоничным, жизнь народа более зажиточной.

В декабре 2005 года, аграрный налог, существовавший в КНР 50 лет, а в Китае уже  более 2000 лет,  был по закону аннулирован.

В октябре 2006 года, на 6-ом пленуме ЦК КПК 16-го созыва было принято решение о построении социалистического гармоничного общества. В октябре 2007 года, на 17-ом съезде КПК концепция о научном развитии была внесена в устав КПК. Смысл данной концепции заключается во всестороннем, сбалансированном и последовательном развитии, центр которого является благо простых граждан.

В течение 30 лет в международной обстановке произошли  глубокие перемены. Перед лицом тяжелой задачи продвижения реформ, КПК и китайский народ выдержали серьёзные испытания и преодолели небывалые трудности. Они единодушно и твердо стояли вместе как перед новой ситуацией,сложившейся после политических перемен Восточной Европы и распада СССР, так и перед вестернизационными и раскольническими попытками неких сил и их безосновательными санкциями. Они сплоченно и решительно боролись как с редкими крупными стихийными бедствиями и небывалыми эпидемиями, так и с азиатским и международным финансовым кризисом.

Трудолюбие всегда дает желаемый результат. История справедливо относилась к целеустремленному и трудолюбивому китайскому народу. 

Реформы в китайской  деревне 

Реформа хозяйственной  системы в китайской деревне  была объявлена самой первой (из реформ в Китае), началась и закончилась, в целом, раньше других, создала предпосылки  для начала и определения направлений  реформ в других сферах социально-экономической  структуры КНР. Она же, возможно, определила и хозяйственно-производственную радикальность, дух китайских реформ. В эту реформу в качестве основы экономической рентабельности сельскохозяйственного  производства был заложен принцип  личной заинтересованности отдельного производителя в конечном результате своего труда. Это была реформа сельскохозяйственного  производства не на технологическом  уровне, а на уровне принципов товарного  социалистического производства.

На практике эта система имеет два типа подряда и большое, постоянно  увеличивающееся число организационных  производственных единиц, действующих  согласно государственному договору на тот или другой тип подряда. Это  и придает, с одной стороны, гибкость системе семейной подрядной ответственности, особенно важную в условиях весьма значительных региональных, климатических, исторических, структурно-хозяйственных, экономических и других различий; с другой стороны, это дает некоторым  западным экономистам возможность  заявлять о незавершенности аграрной реформы в КНР. Эта гибкость и  постоянно возрастающее число типов  аграрных подрядных объединений, возникающих, как правило, по принципам максимальной экономической целесообразности, и  есть главный результат реформы, который дает Китаю возможность  поддерживать необходимые для нормального  обеспечения сельскохозяйственным продовольствием и сырьем ускоряющиеся темпы производства.

Так называемая «Система семейной  подрядной ответственности» в Китае представляет собой общественное хозяйство, ведущееся крестьянскими дворами на условиях подряда при увязывании вознаграждения с результатом производства. Государственный подряд подобного рода в Китае был представлен в двух видах:

1. Подряд на объем производства подразумевает под собой форму хозяйствования, при котором двор-подрядчик (семья – низший «разряд» производителя) заключает с производственной бригадой (основной хозрасчетной единицей, выполняющей также роль посредника во взаиморасчетах между государством и единоличным сельхоз производителем) договор на выполнение конкретного производственного задания. Когда подряд на объем производства осуществляется в растениеводстве, то основная хозрасчетная единица – производственная бригада – выделяет двору необходимые ему землю, рабочий скот, орудия труда, семенной фонд и т.п. В скотоводстве, соответственно – корма, пастбища, орудия производства, услуги по переработке продукции. Перечисленное может служить как средством расчета после выполнения производственного задания, соответствующего договору на объем производства, так и предоставляться производственной бригадой в счет будущего вознаграждения за выполнение договора. Последнее происходит более часто, потому что, во-первых, средством расчета служат, в основном, либо часть произведенной по договору продукции (ясно, что она в большинстве случаев является синонимом понятия «производственное задание»), либо деньги; во-вторых, чаще всего отношения между двором-подрядчиком и производственной бригадой не укладываются в рамки схемы «подписался-рассчитался». Происходит это, в основном, потому, что, как уровень жизни, так и уровень обеспечения средствами производства остается в среде мелких сельхоз производителей, как правило, довольно низким или недостаточным для полностью независимого ведения всего производственного процесса.

Для расчета  с семьей-подрядчиком используется все та же система трудодней. Существуют различные тарифные сетки распределения  вознаграждения по трудодням, которые  можно не очень строго разделить  на системы распределения вознаграждения за продукцию, произведенную по договору на объем производства, и за продукцию, произведенную сверх этого запланированного по подряду объема. Ясно, что доля от сданной продукции или денежный эквивалент вознаграждения в сетках второго типа существенно выше. Например, закупочные цены на зерно, закупаемое сверх плана, устанавливаются с 50-процентной надбавкой относительно цен на зерно  сдаваемых по плановым договорам.

Надо сказать, что этот тип системы семейной подрядной ответственности хронологически был создан раньше второго типа. Практически, он и был квинтэссенцией постановления III пленума ЦК КПК 11-го созыва о развитии системы производственной ответственности в деревне; он также  принципиально потом не дополнялся и не изменялся. На базе наиболее крепких  коммун были созданы первые хозрасчетные производственные бригады.

2. Полный подворный подряд. При этой форме системы производственной ответственности в китайской деревне двор-участник также выступает в качестве подрядной единицы. Отличие ее от предыдущей формы состоит в том, что здесь система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по трудодням, использующаяся в первом варианте системы государственных подрядов, никаким образом, кроме статистического, не учитывает произведенную «сверхпродукцию», которая полностью остается в распоряжении семьи. Хозрасчетная единица, с которой двор-производитель непосредственно заключал подряд, может только предложить ему сдать излишек продукции государству по повышенным закупочным ценам, а также предложить услуги по его переработке, продаже на городских рынках и т.п. Но все это предлагается на добровольной основе, хозрасчетная единица выступает здесь уже не как производственная бригада, а как торгово-промышленная коммерческая структура, предлагающая свои услуги желающим. Но многие семьи предпочитают сами реализовывать на рынках или перерабатывать остающиеся у них излишки продукции. Для этого в городах созданы все условия. Постоянно совершенствуется и развивается двухсторонняя связь между городом и деревней.

В целом об этой системе можно сказать, что  она была встречена крестьянами  с еще большей заинтересованностью. Это можно объяснить еще более четкой ответственностью, еще более очевидной выгодой, а также значительной перспективой в свете все большей либерализации китайского социалистического товарного производства.

Важную роль играет и тот факт, что правительство  КНР постепенно все больше переходит  от практики закупок у сельских производителей излишков произведенной ими продукции  по повышенным закупочным ценам к  закупкам по рыночным ценам через  свои региональные представительства  на местах. Это ставит в равные условия  отдельные регионы страны, так  как издержки на производство одного и того же вида продукции в разных местах различны.

Постепенный переход доминирующей роли в сельскохозяйственном производстве от подряда на объем  производства к полному подворному подряду шло параллельно с  расширением первоначально довольно узких границ применения системы  семейной производственной ответственности  в деревне. В первую очередь она  внедрялась в крепких, «проверенных», рентабельных коммунах; в решении 1979 года «по некоторым вопросам ускоренного  развития сельского хозяйства», в  частности, не рекомендовалось «...вводить  подряд на объем работ... кроме некоторых  видов подсобных промыслов в  особо нуждающихся и удаленных  районах, а также в районах  с неразвитым транспортным сообщением». Правда, уже в сентябре 1980 года был  опубликован документ «О некоторых  вопросах дальнейшего укрепления и  совершенствования системы производственной ответственности в сельском хозяйстве», в котором говорилось, что «в ряде удаленных горных и бедных районов, если этого требуют интересы народа, можно вводить подряд на объем  производства, а также полный подворный  подряд». Практически, это сделало  китайскую аграрную реформу всеобщей, повсеместной и необратимой.  Кроме того, это создало значительные предпосылки для будущего расширения хозяйственных полномочий местных органов власти.

С ходом аграрной реформы с начала 80-х годов  начали появляться и продолжают создаваться  до сих пор специализированные дворы, занятые товарным производством, а  также целые специализированные деревни и небольшое число  специализированных областей и уездов. Для их обслуживания создается система  специализированных рынков. Эти производственные единицы и объединения являются плацдармом для развития рыночных отношений  в китайском сельском хозяйстве.

Факторами высокой  экономической эффективности этих специализированных объединений являлись полномасштабное использование  распыленных финансовых средств, средств  производства и рабочей силы, максимально  рациональная занятость в своих  рамках различного рода отдельных мастеров-умельцев, увеличение степени разделения труда  с целью повышения его производительности. Именно значительная свобода хозяйственной  деятельности, предоставленная этим специализированным сельхоз производителям, создала предпосылки для создания широчайшего спектра форм хозяйственных  объединений в китайской деревне. Вот принципы, по которым они создавались:

1) Объединения по  территориальному признаку и  объединения межрайонного типа. 
2) Объединения на основе сложения а) труда; б) денежных средств; в) материальных ресурсов; г) смешанное сложение всего перечисленного. 
3) Объединения по стадиям производственного процесса или объединения на до- и послепроизводственных стадиях (снабжение, переработка, хранение, транспортировка, техническое обслуживание, кредит, информация и т.д.) 
4) Специализированные и комплексные объединения. 
5) Объединения с распределением доходов членов на основе а) трудового вклада; б) по паевому принципу; в) по смешанному принципу.

Вне зависимости  от типа объединения, все они обязаны  соблюдать принцип добровольного  участия членов, подчиняться плану  из центра, выполнять договора на объем  производства с государством и местными органами власти, сохранять основополагающий принцип распределения по труду, согласовывать паевое распределение  доходов с местными руководящими хозяйственными структурами.

Согласно  официальным данным, к началу XXI в. Китай располагал приблизительно 95 млн. га обрабатываемых земель. С одного участка в Китае нередко снимают  три и более урожаев за два  года, а в бассейне р.Янцзы –  ежегодно два урожая. В Южном Китае  многие поля дают по три урожая основных сельскохозяйственных культур или  до пяти урожаев овощей в год.

Огромная  территория страны и разнообразие климатических  условий, почв и рельефа явились  причиной формирования различных экосистем. В Китае выращивают более 50 видов  полевых, 80 видов огородных и 60 видов  садовых культур. Горные местности  крайних западных районов Китая  и обширные степи Синьцзян-Уйгурского автономного района и Тибета используются для разведения крупного рогатого скота, лошадей, овец и коз, а оазисы в  пустынных районах Синьцзяна  – для выращивания арбузов  и винограда. Обширные поля холодных северных провинций Хэйлунцзян и  Цзилинь играют ведущую роль в  высокомеханизированном производстве злаковых и бобовых культур (кукурузы, пшеницы, соевых бобов). В Северном Китае, включая западную часть провинции  Хэбэй, провинции Шаньси, Шэньси и  Ганьсу, на равнинах и террасированных  склонах, в условиях борьбы с хронической  нехваткой воды, выращивают засухоустойчивые культуры (пшеницу, кукурузу, просо). На Северо-Китайской равнине (южная  часть провинции Хэбэй, провинция  Хэнань и часть провинции Цзянсу, Шаньдун и Аньхой) обрабатываемые земли дают по два урожая в год  зерновых и масличных культур  и табака. Там для орошения без  всякого ограничения используются подземные воды.

В Китае самыми продуктивными по валовому объему получаемой сельскохозяйственной продукции являются долина нижнего течения р.Янцзы, провинция Сычуань и субтропическая провинция Гуандун. Сбор нескольких урожаев в год, использование  орошения и широкое применение удобрений  являются здесь нормой. Провинции  Хунань, Сычуань и Цзянсу – крупнейшие в стране производители риса. Большую часть сахарного тростника возделывают в провинциях Гуанси и Гуандун. В субтропических районах Китая выращивают, в основном на экспорт, мандарины,  личжи, апельсины и ананасы.

За период с 1952 по 1957 общая площадь под сельскохозяйственными  культурами выросла на 11%, однако в  последствии несколько сократилась  благодаря более интенсивному использованию  сельскохозяйственных угодий и получению  с них нескольких урожаев. Таким  образом, потери пахотных земель и сокращение площадей посевов были с лихвой компенсированы. Средняя урожайность всех зерновых культур в период с 1950 по 1997 существенно  возросла: пшеницы – в 5 раз, кукурузы – почти в 4 раза, риса – в 3 раза. Повышение урожайности произошло  в основном после 1975 в связи с  большей доступностью азотных удобрений. В настоящее время в Китае  в среднем вносится более 240 кг удобрений  на 1 га посевной площади.Вначале земля  отдавалась в аренду на короткий срок (до 3 лет), но вскоре была введена система  долговременного владения (50 лет  и более). Контрольные цифры сначала  были снижены, а затем полностью  отменены. Проведение целого ряда корректировок  в ценах на зерно и мясо послужило  стимулирующим фактором для повышения  производительности труда и привело  к значительным изменениям в структуре  посевов. В 1997 валовой сбор зерновых в Китае составил 492 млн. т, в том  числе риса – ок. 185 млн. т. На втором месте по значению из продовольственных  культур стоит пшеница, которую  выращивают на равнинах Северного, Северо-Восточного, Восточного и Южного Китая. По сбору  кукурузы (105 млн. т) Китай удерживает второе место после США. Среди  других продовольственных культур  – просо, гаолян, овес, рожь, гречиху  и др., из корнеплодов – картофель, батат, из бобовых – сою. Китай, также, производитель многих сортов чая.

Животноводство, традиционно занимавшее второстепенное место в сельскохозяйственной деятельности в связи с недостатком кормов и ограниченностью пастбищных угодий, стало развиваться ускоренными  темпами. По поголовью свиней (442 млн. голов в 1995) Китай занимает первое место в мире. Производство свинины  – главного мясопродукта Китая –  выросло более чем в два  раза. В 1995 в Китае насчитывалось 158 млн. голов крупного рогатого скота  и 277 млн. голов овец и коз. В 1997 было произведено 53,5 млн. т мяса. В начале 1990-х годов около 20% выращенного  в Китае зерна шло на корм скоту.

Разведение  многих видов рыбы в пресноводных водоемах, главным образом семейства  карповых, всегда занимало важное место  в хозяйстве Китая. Реформы способствовали восстановлению и модернизации традиционных методов рыбоводства. В результате продукция пресноводных водоемов выросла  почти в 4 раза. Стала увеличиваться  и добыча морепродуктов. Морские  отмели используются для выращивания  рыбы, креветок, моллюсков и водорослей. Кроме того, для рыборазведения используются рисовые поля. По улову рыбы и  добыче морепродуктов в середине 1990-х годов Китай удерживал  первое место в мире – 21,1 млн. т.

В Китае на протяжении 4000 лет практикуется шелководство. Тутового шелкопряда разводят в южных и восточных районах, а дубового – в Северо-Восточном Китае.

Хотя в  настоящее время Китай в основном обеспечивает себя продуктами питания, перспектива дальнейшего производства продовольствия представляется далеко не оптимистичной. При росте численности  населения необходимость в увеличении производства пищевых продуктов  будет сохраняться, а рост потребностей в кормовом зерне инициирует необходимость  расширения производства удобрений, повышения  расходов воды на орошение. Ограниченность земельных угодий, пригодных для  сельскохозяйственного использования  будет в дальнейшем большой проблемой. По прогнозам западных специалистов, в XXI в. ежегодная потребность Китая  в импортном зерне составит от 55 до 175 млн. т.

Расширение  внешних связей, «политика открытости»  стала составной и важнейшей  частью китайских реформ.

Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации  СП (совместных предприятий) с зарубежными  партнерами, привлечение капитала через  СЭЗ (свободные экономические зоны).

Первая свободная  экономическая зона была создана  в маленькой деревушке Шеньчжэнь  в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шеньчжень  превратился в современный город  с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причём около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью иностранными.

Основными целями создания СЭЗ являются: привлечение  иностранного капитала, передовой техники  и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров; увеличение экспортной валютной выручки; стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны; мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции; создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.) и др.

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических  зон, более 30 государственных зон   экономического и технического развития, 14 открытых портов, а также иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее развитыми экономическими регионами страны.  4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

СЭЗ Шэньчжень  включает 17,5 тыс. предприятий с общим  объёмом инвестиций в 22,4 млрд.$, из которых 85% приходятся на Гонконг (Сянган). Основные формы инвестирования - ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объём  экспорта промышленной продукции в 2001 г. – 7,5 млрд.$.

СЭЗ Чжухай насчитывает  около 4980 предприятий с иностранным  капиталом. Вложения направлены в сферу услуг, тяжёлую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капитала – инвестиции из Гонконга, Макао (Аомынь), Тайваня и Сингапура.

СЭЗ Сямынь – 4150 предприятий с иностранным  капиталом на сумму 15 млрд.$., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая  и химическая промышленность.

СЭЗ Шаньтоу  – более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Объём  иностранных инвестиций – 3,5 млрд.$, из которых 95% поступают от китайских  соотечественников из Гонконга, Тайваня, Сингапура.

СЭЗ Хайнань  – 7320 предприятий, совокупный объём  заявленных инвестиций – 22,3 млрд.$.

СЭЗ Пудун (составная  часть Шанхая) – 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций 27,3 млрд.$.5

В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на побережье Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Это территории, на которых  проживают десятки миллионов  чел., ещё до «открытия», относились к индустриально развитой части  Китая. Они давали 23% всего промышленного  производства страны, их доля в экспорте составляла 40%, суммарная мощность этих портов – 97%. В открытых портах размещены  технопарки (15), разрабатываются новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортно-ориентированное  производство. Практически «открытые» города можно назвать комплексными зонами, на обустройство этих территорий были затрачены огромные средства, примерно 15-17 млн.$. на каждый га зоны. В  приморских «открытых» городах действуют  значительные налоговые льготы, они  получили большие свободы в проведении экономической политики. «Открытые» города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня.

Многие СЭЗ  относятся к комплексным зонам  Китая, которые имеют собственные  административные границы и законодательство. Это касается, в частности зоны комплексного назначения, созданной  в апреле 1988 г. на о-ве Хайнань, в одном  из самых отсталых регионов Китая. Для  привлечения иностранного капитала там создана целая система  налоговых скидок и льгот в  самых разных отраслях. В начале 90-х в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой зоне действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной и научной специализации. Главные инвесторы – США, Япония, Сингапур, Франция, Канада.

Привлекая иностранный  капитал к развитию страны, власти Китая ставили всяческие барьеры  на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а также всячески стимулировали создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР.

Такие признанные авторитеты в области ИТ как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT &T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах  Китая собственные исследовательские  центры, в которых работают и обучаются  работе с новейшими технологиями десятки тысяч китайских инженерно-технических  работников и учёных.  Иностранные корпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных заведениях Старого и Нового света.

Руководство страны ещё в 1988 г. принимает генеральную  программу развития китайской науки  и техники. Главной целью данной программы является не только развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. Уже в начале 90-х годов в  Китае начали возникать т.н. «Зоны высоких технологий» (технопарки).

По состоянию  на 2004 г. в КНР действовали 120 зон  освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из них 53 – государственного значения. Фактически, технопарки организационно и территориально пересекаются со специальными экономическими зонами. Такое соседство  позволяет учёным в парках весьма эффективно взаимодействовать с  зарубежными компаниями и участвовать  в международном научно-техническом  обмене.

Согласно  статистике, в парках действует от 14 до 16,5 тысяч предприятий, занятых  исследовательской и внедренческой  деятельностью. Важнейшими направлениями  научных исследований и производства в парках были: микроэлектроника, телекоммуникации, биоинженерия,  технологии новых материалов и др.

Первым технопарком  стала Пекинская экспериментальная  зона развития новых технологий (1988 г.). Площадь - 100 км2; здесь функционируют  десятки учебных заведений, 130 НИИ  и лабораторий, занято более 100 тысяч  специалистов.

Вторым по величине технопарком является Наньху, который расположен в г. Шеньян и  занимает площадь в 22 км2. На территории технопарка 12 вузов, 30 НИИ, 210 многопрофильных  исследовательских лабораторий, 220 предприятий высокой и новейшей технологии, в числе которых 30 компаний с участием иностранного капитала (7 млрд.$.).

Свободные экономические  зоны (СЭЗ), сыграли свою роль в выходе Китая на мировой рынок, в производстве товаров с экспортной ориентацией.

В то же время  в их функционировании выявились  и ряд проблем. В частности:

- подавляющее  большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ  вложено лицами китайского происхождения,  прежде всего из Гонконга. Инвестиции  транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных технически современных предприятий,  пока направляются главным образом в другие районы Китая;

- невысокий  уровень внедряемой зарубежной  технологии, низкая квалификация  китайской рабочей силы и недостаток  специалистов;

- рост издержек  на аренду земли и рабочей  силы, что влияет на темпы привлечения  иностранного капитала. По оценкам  специалистов, создание и содержание  СП в СЭЗ обходится в среднем  в 5 раз дороже, чем во внутренних  районах КНР;

- процветает  сверхэксплуатация работников СП, и др.

Прямые иностранные  инвестиции в экономику Китая

По предварительным  прогнозам аналитиков, общий объём  прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Китая в 2010 г. превысит рекордную сумму 100 млрд.$ США.  Иностранные инвесторы вдохновлены экономическими перспективами страны и усилиями правительства по улучшению инвестиционной среды.  По темпам прироста ПИИ Китай с начала 21-го века вышел на первое место в мире.

Объём исходящих  инвестиций к концу года может  достигнуть 60 млрд.$. В настоящий  момент Китай является пятым в  мире инвестором (в 2008 был двенадцатым), и первым среди развивающихся  стран.

Китайская концепция  привлечения прямых иностранных  инвестиций  исходит из целесообразности их использования в различных формах, однако приоритетной формой участия иностранного инвестора являются совместные предприятия (СП), которые предусматривают наиболее сложную форму кооперации и глубокое вовлечение иностранного участника в производство и, соответственно, его высокую заинтересованность в успехе проекта. Иностранные инвесторы зачастую предпочитают создавать полностью принадлежащие им предприятия, что объясняется их большей самостоятельностью в управлении производственно-сбытовой деятельностью.

Так, например, в 2002 г. в Китае было учреждено  свыше 34 тысяч новых предприятий  с иностранным капиталом, по сравнению  с предшествующим годом эта цифра  увеличилась на 30,72%. Только за два  первые месяца 2010 г. в Китае было открыто 3163 предприятия с участием иностранного капитала.

ПИИ служат для  Китая дополнительным источником средств, передовых технологий, современного менеджмента, способствуют рыночным преобразованиям, повышению конкурентоспособности  отечественной продукции. В Китае  считается, что инвестиции и экспорт -  это два главных «кита», которые выводят китайскую экономику на новые рубежи. При этом исходят из того, что ПИИ дают дополнительный источник капитальных вложений в производство, в ряде случаев осуществляемый в виде передачи прогрессивных технологий, ноу-хау, новейших методов управления. Кроме того, ПИИ не ложатся бременем на госбюджет, на его внешний долг.

Согласно  официальным данным, общая сумма  накопленных ПИИ с 1979 по конец 2009 г. составила около 900 млрд. долл., хотя некоторые китаеведы считают  эту цифру завышенной.

Традиционно наибольшее значение китайское правительство  придаёт развитию инвестиционного  сотрудничества с наиболее развитыми  странами мира, что определяется рядом  обстоятельств. Прежде всего, именно крупнейшие американские, японские и европейские  ТНК являются разработчиками многих видов современных технологий, носителями передовых форм и методов управления производством. Хотя в Китай перемещаются относительно устаревшие производства, тем не менее, существует возможность  обновлять технологическую базу и налаживать выпуск более сложных  изделий, которые ранее там не производились. Китайская сторона  при этом не несёт больших финансовых расходов и свою долю обычно вносит в виде зданий, сооружений, земельных  участков, в то время как иностранный  партнёр передаёт технологии и вкладывает денежные средства. Такая практика делает инвестиционное сотрудничество чрезвычайно привлекательным для  принимающей стороны.

Географическая  структура иностранных инвесторов отличается большим разнообразием  и имеет определённую специфику, характерную только для Китая. С  момента осуществления первых шагов  по привлечению иностранного капитала, позиции ведущего инвестора в  китайскую экономику занимает Гонконг. На его долю в 80-90-е годы приходилось  свыше 50%, а в отдельные периоды  – свыше 60% направляемых в Китай  ПИИ. С учётом капитала, поступающего из Тайваня и Сингапура, порядка 70% прямых иностранных капиталовложений приходилось на долю зарубежных китайцев («хуацяо»). Такая ситуация объясняется  этнической близостью и экономическими интересами стран и территорий, составляющих зону т.н. «Большого Китая». Хотя Гонконг  и Макао вернулись под юрисдикцию КНР, сохраняется их таможенная автономия, и инвестиции оттуда на материковую  территорию Китая считаются инвестициями иностранного происхождения.

В то же время, как отмечают специалисты, происходит трансформация ПИИ  в экономику Китая со стороны крупнейших ТНК, проявляющаяся: в увеличении доли вложений новейших технологий в общем объёме инвестиций; в расширении сети научно-исследовательских центров, создаваемых ТНК на территории Китая; в переориентация ТНК на преимущественное использование национальных кадров КНР; в смещении приоритетов инвестиций из трудоёмких в высокотехнологичные отрасли КНР.  
 
 
 
 

  1. Заключение. Какие успехи были достигнуты?

За 32 года, реформы  Китая добились блестящих успехов, приковывающих внимание всего мира. Я считаю, самое главное в нижеследующем:

1. Китай нашёл  путь развития, соответствующий  реалиям страны – путь социализма  с китайской спецификой. Китаю  уже удалось осуществить великий  переход с традиционной плановой  экономической системы к жизнеспособной  социалистической рыночной экономической  системе. Сформированы следующие  системы: основная экономическая  система, где общественная собственность  доминирует, разные собственности  совместно развиваются; система распределения, где распределение по труду играет ведущую роль, другие методы распределения сосуществуют; система управления экономикой, где под макрорегулированием государства, рынок играет основную роль в распределении ресурсов. Углубляя реформы экономической системы, постепенно углубились и реформы в политической, социальной и других системах.

2. Китаю удалось  осуществить исторический переход  с закрытого и полузакрытого состояния к всесторонней открытости. Путём постоянного расширения внешних связей международная конкурентоспособность Китая поднималась с каждым днём. С 1978-го по 2009-ый год внешнеторговый оборот страны увеличился с 20,6 миллиардов долларов США до 2,2 триллиона долларов США. Китай занял вторую позицию по этому показателю, а если по объёму экспорта--первое место в мире. Если в 1978 году Китай имел валютные запасы всего 167 миллионов долларов США, то в 2009 году уже 2,4 триллиона и остаются самыми крупными в мире. По состоянию на конец 2009 года общая сумма практически использованных иностранных инвестиций составила 1 триллион долларов США. Инвестиции Китая заграницу стремительно выросли. Объём активов этих предприятий больше 1 триллиона долларов США. Чистая кумулятивная сумма прямых инвестиций за границу составила 245,7 миллиардов долларов США.

3. Китай концентрировал  все силы на развитие экономики.  Общая мощь государства непрерывно  увеличивается. С 1978 года по 2009-ый  год объём ВВП Китая с 364,5 миллиарда китайских юаней вырос  до 34 с лишним триллионов юаней  (примерно 4,98 триллиона долларов  США). Средний годовой рост ВВП  составил 9,9%, или в 3 раза больше  среднего темпа роста мировой  экономики за аналогичный период. В этом году объём экономики  Китая занял уже второе место  в мире.

За счет собственных сил решили вопрос с питанием для 1.3 миллиарда жителей, иными словами, с помощью 7% пахотной земли планеты, Китай кормит 22% жителей земного шара. Ныне объём многой продукции, выпускаемой в Китае, лидирует в мире. Непрерывно появляются инновационные плоды по науке и технике на мировом уровне. Индустрия высокой и новейшей технологии бурно развивается. Прорывные сдвиги наблюдаются в сферах инфраструктуры, водного хозяйства, энергии, транспортного сообщения и т.д. Построение экологической культуры постоянно развивается. Облик городов и деревень коренным образом изменился.

4. Было уделено  большое внимание обеспечению  и улучшению жизни народа. Жизнь народа в целом достигла среднезажиточного уровня. С 1978-го  по 2009-ый год среднедушевой доход у городских жителей с 343 юаней вырос до 17 тыс. юаней,  фактически увеличился в 7,3 раз; а доход у жителей деревень с 134 юаней вырос до 5153 юаней, увеличился в 7,2 раз. Число людей, живущих за чертой бедности уменьшилось с 250 миллионов  до 36 миллионов.                 
 

.

 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ  ИСТОЧНИКОВ 

  1. Сайт wikipedia.com
  2. Сайт okitae.ru
  3. Сайт rau.su
  4. Сайт asia-mt.com
  5. ИА Росбалт
  6. Реформа хозяйственной системы в КНР (перевод статей с китайского языка)
  7. Экономическая реформа в КНР, У Цзинлянь
  8. Лекции курса "Страноведение развивающихся стран" подготовительного факультета Россиского Университета Дружбы Народов.

Информация о работе Основные направления реформ в Китае