Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:10, реферат
Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений.
Роль государственного регулирования и управления экономикой при переходе Беларуси к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство должно взять на себя принятие решений необходимых для общества. Государственное регулирование включает в себя следующие специфические функции:
• поддержка науки, образования
научно-технического прогресса как
главного фактора повышения
• проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;
• обеспечение социальной ориентации экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты;
• создание системы гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики;
• обеспечение условий для
• формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики;
• создание среды для малого и среднего бизнеса;
• стимулирование роста конкурентоспособных производств и финансово-промышленных организаций, а также создание законодательной базы для стимулирования инвестиционной деятельности.
Развитие белорусской
Национальная стратегия
Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года;
Концепция и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года;
Комплексном прогнозе до 2020 года и др.
В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих вышеперечисленных прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь.
Белорусская модель гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Она базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.
Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – "высокий интеллект – инновации – благосостояние".
Достижение этой цели предполагает
поэтапное развитие экономики Республики
Беларусь. В Национальной стратегии
устойчивого социально-
Основной целью первого этапа
(до 2010 г.) является дальнейшее повышение
качества и уровня жизни на основе
развития и рационального использования
человеческого потенциала, повышения
эффективности экономики и
На этом этапе должно быть завершено
создание необходимой законодательно-
Приоритетными направлениями в этот период обозначаются:
- развитие человеческого
- инновационное развитие национальной экономики;
- наращивание экспортного
- развитие агропромышленного
Целью второго этапа (2011–2020 гг.) является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.
На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Переход страны к устойчивому развитию
во многом определяется ее ролью и
местом в мировом сообществе, имеющимися
национальными ресурсами, созданным
социально-экономическим
Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию.
Это, прежде всего:
• выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
• развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;
• значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
• высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
• значительный научно-технический потенциал;
• многоотраслевой промышленный комплекс;
• достаточно мощная строительная база;
• многовекторные внешнеэкономические связи.
Национальная стратегия
- человек – цель прогресса;
уровень человеческого
- повышение уровня благосостояни
- приоритетное развитие систем
здравоохранения, образования,
- улучшение демографической
- переход
на природоохранный,
- усиление
взаимосвязи экономики и
- рациональное
природопользование, предполагающее
нерасточительное расходование
возобновимых и максимально
- развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
- экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;
- ведущая
роль государства в
- повышение
скоординированности и
Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.
В XXI век наша республика вошла с открытой и ориентированной на экспорт экономикой. Около 60% ВВП органично связано с внешними рынками, а значит, зависит от их конъюнктуры. Занимая по территории в Европе 0,9%, по численности населения – 1,4% и соответственно 0,15 и 0,18% в мировом сообществе, Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов и конструкции, химической и нефтехимической промышленности, радиотехнической, пищевой, оптико-механической, животноводческой, льноводческой, картофелеводческой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Ядром новой
парадигмы социально-
Экономическая
политика Беларуси создает условия
и предпосылки для вывода республики
на новый интеллектуально-
Среди них: необходимость увеличения престижа науки и образования; создание системы стимулирования высококвалифицированного и каче-ственного труда; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового пресса; укрепление национальной денежной единицы; создание стимулирующего механизма инвестирования и ценообразования; завершение создания необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности и др.
Информация о работе Основные показатели Белорусской экономики.