Основные положения менеджмента предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:34, реферат

Описание

Менеджмент (англ . management -- управление, заведование, орга-низация) – это управление производством или коммерцией; совокуп-ность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли

Содержание

Введение................................................................................................3
Понятие менеджмента.....................................................................4
Заключение..........................................................................................21
Список использованной литературы.............................................22

Работа состоит из  1 файл

экономика №3.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

             

   

  

             

  

              
 
 
 
 

 

Рис . 1 . Факторы,  определяющие принципы  управления.  
 

      Для  формирования,  функционирования  и  развития  системы  менеджмента соблюдать принципы,  которые  являются  общими  для  всех  подсистем   системы  управления: 

  • сочетание  специализации  и  универсализации  в  управлении  (при  выполнении  управленческих  работ  должно  обеспечиваться  оптимальное  соотношение  между  специализацией  и  универсализацией);
  • устойчивость  к  внешней  среде  (при  изменении  отдельных  элементов  микро - и  макросреды   предприятия  система  управления  должна  продолжать  функционировать  и  выполнять  поставленные  цели);
  • экономичность  управления  (при  выборе  способов  и  средств  для  осуществления  управления  и  достижения  цели  необходимо  ограничивать  затраты:
  • трудовые  ;
  •   материальные;
  •   временные;
  •   финансовые;
  • моральные.
  • эффективность  управления ;
  • сочетание централизации и децентрализации в управлении  (в каждой  конкретной  системе управления  должен  быть  оптимальный  уровень  централизации  (децентрализации)  выполнения  соответствующих  функций).

      Приведенные  принципы  управления  характерны  для  любой  подсистемы.  Вместе  с  тем  каждая  подсистема  системы  должна  формироваться  и  функционировать  на  основе  еще  и  специфических  принципов  .  Так  специфическими  принципами  управления   персоналом  являются  :

  • разделение  труда;
  • единоначалие;
  • подчиненность  личных  интересов  общим;
  • и  т.д.
 

           Цели  и  задачи  управления  организацией.  

      Невозможно  представить  управление  без  целевой  деятельности  управляющих  субъектов.

      Цель  управления  -  это  относящееся  к  будущему  желаемое  состояние  объекта  управления  --  организации  . 

      Вообще  цель  -  мысленное  предвосхищение  результата  деятельности  .  Значит  ,  цель  -- это  идеальное  описание  результата  деятельности  .

      Деятельность  - процесс  достижения  результата  или  цели  .  Не  сами  цели  как  таковые  приводят  к  результату  ,  а  процесс  достижения  их  с  помощью  материальных  средств  или  действий  . 

      Средства  достижения – это  существующие  в  природе  и  обществе  предметы  или  действия  (  для  организации  -  ее  структура  и  процессы )  ,  включенные  в  систему  целенаправленной  деятельности  и  обеспечивающие  получение  определенного  результата  .  Цели  являются  существенным  элементом  системы  управления,  выполняя  :

  • организующую  роль ;
  • мотивирующую  роль;
  • контролирующую  роль.

      Организующая  роль – организация  и  направление  средств  достижения  целей  на  результат.

      Мотивирующая  роль  - мотивация  деятельности  по  активизации  людей  на  достижение  цели  . Но  сами  цели  ,  определяя  значимые  для  коллектива  результаты ,  имеют  мотивирующее  значение .

      Контролирующая  роль – сравнение фактического  и заданного (целевого) параметров  системы.

      Иерархия  целей  означает,  что  индивидуальные  цели  определяют  цели  более  высокого  уровня   и,  наоборот,  цели  верхнего  уровня  складываются  (логически)  из  целей  нижнего  уровня  и  так  далее  до  главной  цели.

      Классификация  целей:

  • по  уровню:
  • народнохозяйственные;
  • отраслевые;
  • территориальные;
  • предприятия;
  • и  т.д.
  • сроку  действия:
  • перспективные ;
  • текущие .
  • охвату  проблемы  и  масштабу  действия:
  • стратегические ;
  • тактические .

      Требования  к  целям:

  • согласованность  и  совместимость  целей ;
  • реалистичность  (достижимость);
  • понятность  для  исполнителя;
  • гибкость  (обратная  связь).

      Обязательную  процедуры  целевого  управления  составляет  построение  дерева  целей  и  задач.

      Задачи  управления,  сформулированные  в  результате  структуризации  целей  управления,  подразделяются  на  три  типа:

  • работа  с  людьми ;
  • работа  с  предметами;
  • работа  с  информацией.

      Цели  организации  связаны  практически  со  всеми  категориями  управления  (рис . 2):

                   

Технология      

 

  

                   РИС .2 .  Связь  целей  организации

                  с  основными  категориями  теории 

управления.  

       Природа  и   состав  функций   управления.  

      Функция  (  дословно  -  действие )  применительно  к  управлению  характеризует  виды  управленческой  деятельности  ,  возникающие  в  процессе  разделения  и  специализации  труда  в  сфере  управления  .

      Очевидно,  что  в  любом  виде  управленческой  деятельности  (функции  управления)  можно  выделить  задачи  управления  и  входящие  в  них  процессы  и  операции.  Принятие  решений  является  первичной  функцией  менеджмента  и  в  то  же  время   это  составная  часть   любой  функции  управления.

      Функции  управления  можно  условно  разделить  на  общие  и  специальные.  Количество  и  состав  тех  и  других  не  определены . 

      Иногда  все  общие  функции  управления  объединяют  в  следующие  группы:

  • планирование ;
  • организация;
  • оперативное управление;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация.

      Общность  этих  функций  управления  подчеркивается  их  повторяемостью  или  цикличностью  в  процессах  управления,  поэтому  общие  функции  можно  назвать  и  типовыми     элементами    управленческого    цикла.

      Чаще  всего  управленческую  деятельность  подразделяют  на  четыре  основные  функции  управления:

  • планирование ( выбор  целей  и  план  действий  по  их  достижении ) ;
  • организация  ( распределение  задач  между  подразделениями  или  работниками  и  установление  взаимодействия  между  ними ) ;
  • мотивация  (  стимулирование  исполнителей  к  осуществлению  запланированных  действий   и  достижению  поставленных  целей ) ;
  • контроль  (  соотнесение  реально  достигаемых  или  достигнутых  результатов  с  запланированными ) .

      Эти  четыре  основные  функции  управления  объединены  связующими  процессами  коммуникации  и  принятия  решений.

      Планирование  является  важной  функцией  управления.  К  главным  принципам  планирования  относятся  все  научные  подходы  к  менеджменту  . Их  соблюдение  является  обязательным  условием  разработки  обоснованного  плана  .

      К  дополнительным  принципам  планирования  относятся:

  • ранжирование  объектов  по  их  важности ;
  • сбалансированность  плана ;
  • согласованность  плана  с  параметрами  внешней  среды ;
  • преемственность  стратегического  и  текущего  планов ;
  • социальная  ориентация  плана ;
  • автоматизация  планирования ;
  • экономическая  обоснованность  показателей;
  • обеспечение  обратной  связи  системы  планирования  при  управлении.

      В  целом  функция  планирования  осуществляется  в  современных  организациях  на  двух  уровнях:

  • стратегическом ;
  • оперативном .
 

      Следующей  функцией  управления  является  организация  управленческих  процессов . Эти  процессы  подразделяются  на  :

  • основные ;
  • вспомогательные ;
  • обслуживающие .

      К  обслуживающим  управленческим  процессам  относятся:

  • накопление ;
  • контроль ;
  • передача  предмета  труда.

      К  вспомогательным   управленческим  процессам  относятся:

  • операции,  в  результате  которых  создаются  нормальные  условия  для  выполнения  основных  и  обслуживающих  процессов.

      Основными  условиями  рациональной  организации  управленческих  процессов  являются:

  • пропорциональность ;
  • непрерывность;
  • параллельность;
  • прямо точность;
  • ритмичность;
  • концентрация  однородных  предметов  труда  в  одном  месте;
  • гибкость  процесса.

      Мотивация - процесс  побуждения  себя  и  других  людей  к  деятельности  для  достижения  целей  организации  и  личных  целей .

      В  теориях  мотивации  выявлены  основные  виды  потребностей,  побуждающих людей к действию,  особенно  при определении объема  и содержания    работы. При разработки  концепций   наибольшее  значение  имели  работы  А.Маслоу  ,  Ф.Герцберга  и  Д . МакКлелланда .

      По  теории  американского  психолога  А.Маслоу  все  потребности  можно  расположить  в  виде  строгой  иерархической  структуры  (рис .3) .

     

Вторичные            

потребности   

Первичные    

потребности  
 

      Рис . 3 . Иерархия  потребностей  по  А.Маслоу.  

      Последняя  функция управления  --  контроль ,  который устанавливает степень  соответствия  принятых  решений  фактическому  состоянию  системы  управления,  реально  достигнутых  результатов  и  целей  запланированным  ,  выявляет  отклонения  и  их  причины  .

      Контроль  можно  классифицировать:

Информация о работе Основные положения менеджмента предприятия