Основные положения «Стратегии 2020» и достигнутые показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 00:56, курсовая работа

Описание

Таким образом, в данной работе автор хотела бы рассмотреть более подробно основные моменты концепции и сделать выводы о возможности или невозможности выполнения их и стратегии развития России в целом.

Итак, в данной работе поставлены следующие цели:

Рассмотрение «Стратегии 2020» и выявление ключевых и наиболее значимых целей данной концепции
Сопоставление прогнозных данных с реально существующей ситуацией в стране
Выводы о выполняемости данной концепции

Содержание

Введение: 2

1 глава. Ключевые моменты среднесрочной социально-экономической концепции 4

1.1. Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия. 4

1.2. Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития: 8

Глава 2. Выполнение концепции развития России 15

2.1. Уровень жизни: 15

2.1.1. Демографическая ситуация 15

2.1.2 Уровень зарплаты 16

2.1.3. Пенсии 17

2.1.4. Уровень образования. 19

2.1.5 Уровень здравоохранения 20

2.1.6. Жилищная ситуация 21

2.2. Предпринимательство в России 22

2.2.1. Малое предпринимательство 22

2.2.2. Демонополизация рынка 25

2.3. Инновационный сектор 27

2.4.1. Экспорт энергоресурсов 29

2.4.2. Развитие энергетической инфраструктуры 32

2.4.3. Развитие транспортной инфраструктуры 33

Выводы: 35

Источники: 37

Приложение: 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1 редакция.docx

— 89.72 Кб (Скачать документ)

   Занятость в малом бизнесе в Российской Федерации столь же неравномерна. Почти треть всех работающих на российских малых предприятиях сосредоточены в Центральном районе. Далее с большим отрывом следуют Северо-Кавказский район (11 %), Урал и Поволжье (по 9 %).

2.2.2. Демонополизация рынка

Развитие  рыночных отношений неразрывно связано  с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью  получения максимальной прибыли.

В России конкуренция наиболее активно формируется  в крупных городах и особо затрагивает следующие сферы деятельности:

  • сборка и продажа персональных компьютеров;
  • розничная торговля;
  • общественное питание;
  • платные медицинские услуги;
  • транспортные услуги;
  • издательская деятельность и прочее

На общенациональном уровне российская экономика монополизирована не больше, чем экономика других стран. Но в России рынки в большей  степени сегментированы географически, что мешает предприятиям конкурировать  между собой.

   Анализ  проблем формирования конкурентной среды в российской экономике  позволяет выделить три основные составляющие конкуренции:

    • между отечественными компаниями на отечественном рынке;
    • между отечественными и иностранными компаниями на отечественном рынке;
    • между отечественными и иностранными компаниями на зарубежных рынках.

   Существует  несколько причин конкуренции по возможной силе их влияния на предприятия. Например, влияние конкуренции с  иностранными производителями может  отличаться от влияния конкуренции  между отечественными производителями.

   В результате резкого открытия российского  рынка для иностранных фирм большинство  российских предприятий ключевых отраслей (прежде всего, машиностроение) оказались  неконкурентоспособными на внутреннем рынке.

   В этих условиях на первый план выдвигается  задача выживания лучших компаний, представляющих отечественную промышленность в условиях открытой конкуренции  с иностранными фирмами. При этом развитие конкуренции отечественных  фирм друг с другом как будто отодвигается на задний план, либо вообще теряет свою актуальность.

   Опыт  индустриальных стран подтверждает, что развитие конкуренции между  отечественными компаниями на внутреннем рынке - это лучший способ выращивания  достойных, конкурентоспособных компаний для внешних рынков.

   Конкуренция между отечественными производителями, конкуренция со стороны импортеров и конкуренция на местных рынках труда существенно и позитивно  влияют на повышение эффективности  предприятий. Степень конкуренции товаропроизводителей на местном уровне, видимо, воздействует на эффективность предприятий сильнее, чем конкуренция на общенациональном уровне, что подтверждает факт географической сегментации российских рынков.

2.3. Инновационный сектор

 

   Инновационная активность в промышленности России значительно выше, чем полагает Росстат, однако она снижается и не отличается ни глубиной, ни качеством. Это показал  второй раунд мониторинга конкурентоспособности  обрабатывающей промышленности, проведенного Институтом анализа предприятий  и рынков ГУ-ВШЭ по заказу минэкономразвития.

   Если  в 2005 году только 14% предприятий не занимались никакими видами инновационной деятельности, то в 2009-м уже - 17%. При этом доля активных компаний сократилась во всех секторах индустрии, кроме транспортного  машиностроения.

   На  первый взгляд, такая динамика кажется  странной. Ведь именно в это время  в стране была создана инфраструктура для инновационной деятельности, введены налоговые стимулы для  предприятий, расходующих средства на НИОКР, появились специализированные госкорпорации. Но их влияние на реальную экономику инноваций в промышленности пока не слишком ощутимо.

   Традиционные  простые индикаторы инновационности показывают, что в 2005-2009 годах наблюдался значительный рост доли предприятий, обновляющих производственные технологии в электронике и оптике, выросли продуктовые инновации в текстильном и швейном производстве. В электронике и транспортном машиностроении значительно выросла доля предприятий, конкурентные позиции которых (по самооценке) определяются тем, что они предлагают рынку принципиально новые продукты.

   В то же время эти относительно благополучные  показатели, не учитывающие глубину  и качество инновационного процесса, вряд ли могут считаться корректными. Мы подходили к оценке уровня инновационной  активности жестче, чем Росстат, посчитав активными инноваторами только те предприятия, что вывели на рынок новый продукт или внедрили новую технологию, имея при этом затраты на НИОКР.

   По  оценке института, доля таких активных предприятий упала как в среднем  по выборке, так и во всех секторах, кроме транспортного машиностроения.

   Наиболее  заметно - с 28% до15% - сократился удельный вес инновационно-активных предприятий на относительно небольших структурах с численностью работников до 250 человек. А вот в группе самых крупных предприятий с числом занятых более 1000 человек инновационная активность увеличилась в половине отраслей - особенно сильно в химии и пищевой промышленности. Таким образом, в период с 2005 по 2009 годы продолжалась концентрация инновационной активности на крупных предприятиях.

   Крупные инвестиции и инновации не конкурируют, а сопровождают друг друга. Чем выше качество инноваций, тем выше вероятность  того, что предприятие в последние  годы активно инвестировало. И, напротив, среди тех, кто никогда не занимался  НИОКР, не внедрял новые продукты и технологии, самая высокая доля компаний, не имевших никаких инвестиций (44% по сравнению с 14% в группе глобальных инноваторов и 13% в группе предприятий, ориентирующих инновации на российский рынок).

   Поэтому сокращение инвестиций, связываемое  с кризисом, может крайне негативно  сказаться на эффективности инноваций, особенно на тех предприятиях, которые  не успели завершить модернизацию, однако по вложениям далеко ушли за точку невозврата. В итоге планы по производству инновационной продукции на новом оборудовании могут быть просто перечеркнуты. В этих условиях могли бы выручить инвестиционные льготы. Они, как правило, более эффективны в такой ситуации, чем "размазывание" средств поддержки инновационных проектов между неочевидными "чемпионами".

   В целом же для стимулирования инновационного бизнеса государству сегодня  важнее влиять на создание рынков, в  том числе рынков технологий и  иных знаний, чем на производство самих  знаний. Инструменты создания и поддержания  спроса на инновации в принципе известны. Это - стимулирование конкуренции, налоговые  меры, техническое регулирование, госзаказ. Преимущество налоговых льгот перед  селективными мерами состоит в том, что решения о расходах на НИОКР  принимаются все-таки бизнесом, а  у таких решений больше шансов на успех, чем у правительственных  программ.

2.4. Энергетический и  транспортный потенциал  России

2.4.1. Экспорт энергоресурсов

   В современной мировой торговой системе  ведущее место занимают развитые страны с рыночной экономикой, внешнеторговая политика которых в условиях глобального  финансового и экономического кризиса  оказывает определяющее воздействие  на конъюнктуру мировых товарных рынков.

   На  развитые страны приходится примерно 2/3 мирового экспорта и импорта, при  этом в товарной структуре международной  торговли более ¾ мирового экспорта приходится на продукцию обрабатывающей промышленности, около 40% стоимости мирового экспорта составляет высокотехнологичное оборудование. Такая структура международной торговли сформировалась вследствие инновационного характера национальных экономик развитых стран, занимающих лидирующие положение в системе международных экономических отношений.

   Внешнеторговый  оборот России за последние 18 лет значительно  увеличился, но его рост происходил в основном за счет повышения стоимости  нефти и других энергоносителей  и увеличения их доли в общей структуре  экспорта. Постоянно увеличивается  экспортная квота: в советский период она не превышала 8%, в середине 1990-х  гг. составляла 20%, в 2008 г. составила  26,6% (примерно в полтора-два раза выше, чем у развитых стран), что делает экономику страны весьма уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков.

   Основной  проблемой ВЭД России в настоящее  время является низкая товарная диверсификация экспорта. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов в последние годы составляет более 90% экспорта Российской Федерации в  страны дальнего зарубежья, и она  не имеет тенденции к снижению. 

   Что касается географической структуры  внешней торговли России, то за последние  годы значительно  усилилась европейская направленность: в 2007 г. на страны ЕС приходилось 51,3%  внешнеторгового оборота РФ, в 2008 г. – 52,0%, доля же ЕС в мировом ВВП ниже ¼ и имеет тенденцию к снижению. На долю стран АТЭС приходится 20,4% внешнеторгового оборота России, в то же время доля этих стран в мировом ВВП составляет примерно 25%.

   Именно  поэтому в  Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года констатировано, что необходимо обеспечить  «расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки». Это положение Концепции следует отнести и к другим экспортным товарам Российской Федерации.

   Российский  бюджет получил в первом полугодии 2010 года 122,1 миллиарда долларов от экспорта нефти, газа и нефтепродуктов, что  на 59% больше аналогичного показателя прошлого года. Отмечается рост средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты в 1,6 и 1,7 раза соответственно. Физический объем поставок природного газа вырос в 1,4 раза при некотором снижении средних контрактных цен.

   Доля  трех основных топливно-энергетических товаров (нефть, газ, нефтепродукты) в  структуре экспорта увеличилась  до 64,9% с 61,3% в первом полугодии 2009 года. Наращивание экспорта неэнергетических товаров (на 36,2%) происходило как  за счет увеличения цен, так и роста  физического объема их вывоза, говорится  в отчете министерства. 
Цены на сырье по-прежнему будут расти в 2011 году, в том числе благодаря устойчивости экономики emerging markets, росту реального потребления и огромному объему ликвидности на рынках.

   Лидером среди сырьевых товаров в следующем  году аналитикам Merrill Lynch представляется медь, от которой ждут новых рекордов цены, а средняя стоимость прогнозируется на уровне $11250 за тонну.

   Золото  успешно завершит подъем до $1500 за тройскую унцию.

   Цены  на нефть в течение года, вероятно, будут доходить до $100 за баррель  и, возможно, в какой-то момент даже возьмут этот психологический барьер, однако средняя стоимость нефти в 2011 году составит $88 за баррель против $76-77 за баррель, ожидаемых по итогам текущего года.

   С начала 2010 года медь с поставкой  через три месяца подорожала почти  на 25% на Лондонской бирже металлов, ее цена превышала $9200 за тонну.

   2.4.2. Развитие энергетической  инфраструктуры

   За  время, прошедшее с начала реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, российский энергетический сектор развивался преимущественно  в рамках основных прогнозных тенденций, предусмотренных концепцией, несмотря на существенные отклонения базовых  экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий  от их значений, прогнозировавшихся в 2003 году.

   Так, при росте мировых цен на нефть  с 27 долларов США за баррель в 2000 году до 94 долларов США в 2008 году и  почти 4-кратном превышении последним  показателем прогнозных оценок Энергетической стратегии России на период до 2020 года фактический объем экспорта топливно-энергетических ресурсов за тот же период вырос  в 1,6 раза при отклонении от прогнозов  экспорта по Энергетической стратегии России на период до 2020 года на 9,6 процента.

   При фактическом росте валового внутреннего  продукта страны на 65 процентов к  уровню 2000 года и отклонении от прогнозов  Энергетической стратегии России на период до 2020 года на 11 процентов фактический  прирост добычи и производства топливно-энергетических ресурсов составил 26 процентов к  уровню 2000 года при отклонении от прогнозов  Энергетической стратегии России на период до 2020 года на 2,6 процента.

Информация о работе Основные положения «Стратегии 2020» и достигнутые показатели