Основные понятия и характеристики стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:41, реферат

Описание

Понятие и сущность стратегического менеджмента. Цели и задачи стратегического менеджмента. Методологические основы стратегического менеджмента. Требования и задачи стратегического менеджера.

Работа состоит из  1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 198.75 Кб (Скачать документ)

Тема 1. Основные понятия и характеристики стратегического менеджмента

Понятие и сущность стратегического  менеджмента

  • Стратегия обычно связана с долгосрочной направленностью организации.
  • Стратегические решения связаны с областями функционирования организации.
  • Стратегические решения предназначены для эффективного позиционирования организации по отношению к конкурентам и достижения преимущества над ними.

Стратегия может рассматриваться  как приведение в соответствие (адаптация) ресурсов и действий организации по отношению к среде, в которой она работает.

Стратегия может рассматриваться  как построение или развитие организационных ресурсов и компетенций для обеспечения конкурентного преимущества  и/или получения новых возможностей.

На стратегию организации  влияют не только виды окружения и  доступность ресурсов, но также ценности и ожидания тех, кто имеет власть внутри и вокруг организации, кто «сделал ставку (stake)» на эту организацию - «заинтересованные стороны» (stakeholders).  К ним относятся в первую очередь держатели акций (stockholders, shareholders), но, кроме того, это финансовые институты, работники, покупатели и, может быть, поставщики и местное сообщество.

Стратегия

Направленность и компетенция  организации в долгосрочном периоде, доставляющие организации преимущества посредством конфигурирования ее ресурсов в изменяющейся среде и удовлетворяющие  ожидания заинтересованных групп


Стратегия — это деловая  концепция организации на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию.

Центральной для стратегического  управления фирмами является проблема создания и поддержания конкурентных преимуществ, обеспечивающих недоступные  соперникам ренты.

В общем смысле стратегия  — это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.

План управления фирмой охватывает все основные функции  и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки.

Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции.

Цели и задачи стратегического  менеджмента

Стратегия может рассматриваться  как приведение в соответствие (адаптация) ресурсов и действий организации по отношению к среде, в которой она работает.

Стратегия может рассматриваться  как построение или развитие организационных ресурсов и компетенций для обеспечения конкурентного преимущества  и/или получения новых возможностей.

На стратегию организации  влияют не только виды окружения и  доступность ресурсов, но также ценности и ожидания тех, кто имеет власть внутри и вокруг организации, кто «сделал ставку (stake)» на эту организацию - «заинтересованные стороны» (stakeholders).  К ним относятся в первую очередь держатели акций (stockholders, shareholders), но, кроме того, это финансовые институты, работники, покупатели и, может быть, поставщики и местное сообщество.

Стратегия. Направленность и компетенция организации в долгосрочном периоде, доставляющие организации преимущества посредством конфигурирования ее ресурсов в изменяющейся среде и удовлетворяющие ожидания заинтересованных групп.

Стратегические (организационные) цели

  1. Рост доли рынка
  2. Более сильное и более надежное положение в своей бизнес-отрасли
  3. Повышение качества продукта-товара
  4. Снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами
  5. Расширение и улучшение номенклатуры продукта
  6. Повышение репутации организации среди клиентов
  7. Улучшение обслуживания клиентов
  8. Признание организации лидером в области технологий и/или инноваций
  9. Повышение конкурентоспособности на глобальном рынке
  10. Полное удовлетворение запросов клиентов

Пять задач стратегического  менеджмента

 

 

Методологические  основы стратегического менеджмента

Методология любой науки представляет собой  органическое единство мировоззренческих, методологических принципов, научных  методов познания и специфической, частной методологии.

Методология стратегического менеджмента – совокупность принципов, специфических методов принятия стратегических решений и способов их практической реализации для достижения целей, позволяющих организации оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды. Чтобы лучше понять сущность стратегического менеджмента, рассмотрим условия появления его методологии.

Появление стратегического менеджмента было вызвано объективными причинами (главным  образом усилением изменчивости среды, в которой действует организация) и явилось результатом эволюционного  развития подходов к управлению развитием  организаций. До него существовали методы и формы долгосрочного и текущего планирования, основанные на оптимизационном  моделировании, научно-техническом  и экономическом прогнозировании, с помощью которых стремились определить тенденции развития производства, направления и характер деятельности организации. Эти меры были довольно эффективны в условиях относительно стабильных производственных целей, состоящих в наращивании потенциала организаций и насыщении рынка товарами, и более или менее постоянной внешней среды, создаваемой с помощью протекционистской политики правительств государств, ограниченных требований, предъявляемых потребителями к товару, а также мягкого законодательства в области социальной ответственности организаций, охраны окружающей среды.

По  мере количественного и качественного  увеличения факторов производства, расширения использования на практике научных  достижений, все большей открытости национальных границ для зарубежных товаров, капиталов и рабочей  силы, усиления конкурентной борьбы во многих отраслях экономики, предложение  стало преобладать над спросом. Вместе с тем менялся характер потребительского спроса, все больше внимания уделялось социальным нуждам, защите прав потребителей, актуальными  становились проблемы образования, экологического равновесия. Существенно  возрастала динамичность и неопределенность факторов и протекающих в хозяйственной  жизни процессов. Это в корне  меняло хозяйственную ситуацию, значительно  повышая ее разнообразие и сложность, ставило общество перед необходимостью реформирования существующей системы  взглядов на управление. Значительно  труднее стало поддерживать соответствие между увеличивающимися требованиями рынка и деятельностью организации  по учету в своей деятельности. В таких условиях жестко регламентированные системы были не в состоянии решать задачи эффективного долгосрочного  функционирования организации. Наступил этап оценки, критического осмысления существующих подходов к менеджменту, их трансформации. Так возникла методология  стратегического менеджмента, задача которого состоит в достижении поставленных целей и обеспечении соответствия потенциала организации требованиям  среды, в которой она функционирует, сферы, подверженной динамичным изменениям.

Стратегический  менеджмент как концепция управления возник в условиях:

• появления новых, более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределенностью обстановки, отличающихся большим числом переменных, сложным характером зависимостей, наличием случайных факторов и временных ограничений;

• быстрой сменяемости задач и необходимости ускорения реакции организации на изменения в окружающей среде;

• высокой цены ошибок от принятия неправильных решений;

• отсутствия разработанных формализованных схем и процедур качественных неопределенных задач, характерных для менеджмента.

Кризис  концепций управления в отдельных  индустриальных странах появился в  разное время и имел различную  продолжительность. Так, в США, положившим начало менеджменту как науке, он проявился в начале 70-х годов и до середины 90-х годов здесь наблюдался «период накопления проблем», когда, беспокоясь за будущее страны, многие специалисты обсуждали вопросы: «Могут ли США конкурировать?», «Смогут ли США вовремя осуществить преобразования, необходимые для поддержания своей конкурентоспособности?»

Требования  и задачи стратегического менеджера.

Мeнeджep, ocyщecтвляющий cтpaтeгичecкoe yпpaвлeниe, дoлжeн oблaдaть cлeдyющими yмeниями и cпocoбнocтями:

  • Умeниe cмoдeлиpoвaть cитyaцию.
  • Спocoбнocть выявить нeoбxoдимocть измeнeний.
  • Опpeдeлeниe нeoбxoдимocти измeнeний тpeбyeт двoякoгo poдa cпocoбнocтeй:  
     
    • гoтoвнocти peaгиpoвaть нa тeндeнции, вoзникaющиe из дeйcтвия извecтныx фaктopoв в дaннoй oтpacли; 
    • интeллeктa и твopчecтвa, пoзвoляющиx нa ocнoвe yчeтa кoмбинaции извecтныx и нeизвecтныx вeличин пpивoдить кoмпaнию в гoтoвнocть к дeйcтвиям в нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтвax, нaxoдить вoзмoжнocти для пoвышeния ee кoнкypeнтocпocoбнocти.

 

  • Спocoбнocть paзpaбaтывaть cтpaтeгию измeнeний.
  • Спocoбнocть иcпoльзoвaть в xoдe измeнeний нaдeжныe мeтoды.
  • Спocoбнocть вoплoщaть cтpaтeгию в жизнь.

Тpaдициoннaя цeль кoммepчecкиx opгaнизaций opиeнтиpoвaнa нa пoлyчeниe мaкcимaльнoй пpибыли в тeчeниe кopoткoгo вpeмeни и ycтpaнeниe pиcкa. Однoй из caмыx тpyдныx зaдaч cтpaтeгичecкoгo yпpaвлeния являeтcя пoиcк мeтoдoв, пoзвoляющиx измepить эффeкт, кoтopый дaeт cпocoбнocть к cтpaтeгичecкoмy yпpaвлeнию, и ycтaнoвить вoзнaгpaждeниe, copaзмepнoe c этим эффeктoм. Этo ocoбeннo вaжнo в oтpacляx c выcoкoй кaпитaлoeмкocтью и пpoдoлжитeльным пepиoдoм oбopoтa кaпитaлa. Здecь для oбнapyжeния peзyльтaтoв тpeбyeтcя знaчитeльнoe вpeмя.

В бoльшинcтвe opгaнизaций paбoтa иcпoлнитeлeй oцeнивaeтcя пo peзyльтaтaм тeкyщeй oпepaтивнoй дeятeльнocти. Пoэтoмy иx ocнoвнoe внимaниe нaпpaвлeнo нa пoлyчeниe нeмeдлeнныx peзyльтaтoв. Вoт пoчeмy пpи пpoдвижeнии ввepx пo cлyжeбнoй лecтницe мeнeджepaм нeoбxoдимo paзвивaть cпocoбнocти к cтpaтeгичecкoмy мышлeнию и изyчaть paзличныe cтpaтeгичecкиe cитyaции.

Задачи менеджеров

Задачи менеджеров высокого ранга, особенно в крупных организациях с географически разбросанными  оперативными единицами, заключаются  главным образом в обосновании  необходимых перемен перед другими  работниками, обеспечении согласия относительно плана действий, налаживании  сотрудничества с работниками, способными продвигать решение задач в ключевых подразделениях, наделении подчиненных  полномочиями для решения этих задач, определении показателей и сроков выполнения работ, стимулировании тех, кто добился поставленных перед  ними целей, перераспределении ресурсов и личном контроле за ходом осуществления перемен.  Следовательно,  чем крупнее организация, тем больше успех главного проводника стратегии зависит от сотрудничества и умения оперативных менеджеров, способных осуществлять перемены на самых низких уровнях организации. В небольших организациях главный проводник стратегии может не действовать через менеджеров среднего звена, а непосредственно  выходить на руководителей низшего звена и работников, лично направляя действия и последовательность работ, контролируя ход реализации стратегии и его темп. Независимо от размера организации и глубины происходящих в ней перемен, наиболее важная особенность руководства ими заключается в уверенном знании того, что «надо делать», чтобы добиться желаемых результатов. Знание того, «что надо делать», опирается на глубокое понимание дел в организации. 
В оставшейся части настоящей главы и следующих двух главах мы рассмотрим роль менеджера как основного проводника стратегии. Обсуждение строится вокруг восьми управленческих элементов процесса реализации стратегии и вопросов, с которыми при этом чаще всего сталкиваются. В настоящей главе рассмотрена управленческая задача создания соответствующей организации.


Тема: 2. Предприятие как объект стратегического менеджмента

Стратегическое  управление

Стратегическое  управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует  и проводит своевременные изменения  в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие  добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность  организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих  целей. 
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. 
Предметом стратегического управления являются:

Информация о работе Основные понятия и характеристики стратегического менеджмента