Основные теоретические положения безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:15, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является исследование безработицы и направлений регулирования рынка труда.
В рамках поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы безработицы;
- выявить основные причины безработицы;
- проанализировать состояние безработицы в Российской Федерации;
- предложение конкретных мероприятий по содействию занятости
населения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные теоретические положения безработицы. 5
1.1 Сущность безработицы. 5
1.2 Безработица: формы, причины, последствия 6
1.2.1 Причины безработицы 6
1.2.2 Формы безработицы 8
1.2.3 Последствия безработицы 11
1.3 Закон Оукена. 13
Глава 2. Показатели уровня безработицы в РФ 15
2.1 Показатели занятости и безработицы населения за 2008 г. 15
2.2 Прогноз уровня безработицы к 2020 г. 18
Глава 3. Регулирование рынка труда. Методы борьбы с безработицей. 20
3.1 Государственное регулирование рынка труда 20
3.2 Общиемерыпоборьбесбезработицей 26
Заключение 33
список использованных источников 35

Работа состоит из  1 файл

Безработица.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

3. Поощрение частного  предпринимательства и стимулирование  самозанятости населения, развитие  малого бизнеса (товарищества, кооперативы,  фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

5. Использование гибких  форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация  населения о возможности трудоустройства,  проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

При разработке федеральной  и региональной программой обеспечения  занятости населения необходимо учитывать определенную специфику  России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить  безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. Речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уходит 2.5% валового национального продукта.

В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.

С ноября 2008 года Минздрав и Роструд перешли на еженедельный мониторинг состояния рынка труда. Также предполагается, что правительство увеличит финансирование программ занятости населения, выделив средства на повышение квалификации безработных россиян.

В ходе реализации крупных  инвестиционных проектов к 2020 году будет создано 3,2 млн. новых рабочих мест (преимущественно, в индустриальном и инфраструктурном секторе). Сопоставимыми темпами будут создаваться рабочие места за счет реализации мелких и средних проектов (преимущественно, в секторе услуг). Таким образом, общее число рабочих мест, которые возникнут к 2020 году в экономике России, составит около 7 млн. На первом этапе темпы создания новых рабочих мест за счет крупных инвестиционных проектов будут максимальны (до 500 тыс. человек в год), и уже к 2011 году большая часть этих новых рабочих мест должна быть создана.

Давно пора заменить архаичные  и неэффективные формы законодательного регулирования труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

Необходимо ограничить роль государства в обеспечении  занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать  нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности»отбезработицы. 
Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной  и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.13

Учитывая сложность  ситуации на рынке труда, необходимо сосредоточить внимание на решении  следующих первоочерёдных задач: разработать  чёткую политикуипрограммуреструктуризацииэкономики,определить приоритетные инвестиционные направления её развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы чётче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нём в целом.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочерёдном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

На основании указанных  проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю сложность  экономической ситуации, начиная  с предприятий до области включительно должны быть составлены программы высвобождения малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих, а также тяжёлым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нём, размере заработной платы.

В части переобучения или первичного обучения безработных  служба занятости со стороны работодателей  должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.

Необходимо создать  максимально благоприятные условия  со стороны государствадляразвитияколлективнойииндивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряжённость на рынке труда.

Целесообразно проработать, а возможно, и  в законодательном  плане решить вопрос об экономическом  стимулировании (обязательном с одновременной  выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления  пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодёжи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодёжь в силу их непрестижности идти не хочет.

Нужно последовательно  проводить курс на разукрупнение  предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.

В сложившихся экономических  условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодёжь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).

Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьёзных  перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональное переобучение за счёт средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учётом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.14

Таким образом, положение  дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени её изученности и управляющих воздействий на разных уровнях. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей  макроэкономической политики государства.

Безработица изучается для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно.

Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.

Государство в России выступало и будет выступать  крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая  структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

Социально-экономические  последствия безработицы рассматриваются  наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Полностью предотвратить  безработицу невозможно, но можно  и нужно минимизировать ее, так  как речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку  при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уходит 2.5% валового национального продукта.

Сложность и неоднозначность  ситуации с безработицей в России на сегодняшний день и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой    работы.

В данной работе рассмотрены  основные теоретические аспекты безработицы, проведен анализ уровня безработицы в Свердловской области и в целом по России. Также в работе рассмотрены основные направления государственного регулирования на рынке труда, и предложены методы по борьбе с безработицей.

С учетом вышеизложенного  можно сделать вывод, что в  ходе написания курсовой работы поставленные цели достигнуты, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Закон о занятости населения в РФ, статья 3.

2. Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. «Экономикс» Москва:Республика 1995г.

3. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994.

4. Соболева И. Скрытые формы безработицы в России. М., 2002.

    5. Политика доходов и заработной платы: Учебник / Под ред. Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000.

6. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994.

7.Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России//Российский экономический журнал, 2004. № 11

8.ИваньковА.Е.,ИваньковаМ.А.Экономическаятеория.Учебный минимум - Москва: Юриспруденция, 2006.

Информация о работе Основные теоретические положения безработицы