Основные типы отраслевых рыночных структур и учет их особенностей в государственном регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание

Из всех известных истории способов регулирования производства общества только рыночный механизм оказался работоспособным.
Рынок – это, прежде всего форма связи между производителями и потребителями продукции, в которой совокупность отношений осуществляется в товарно-денежной форме, посредством обмена продуктами труда, для удовлетворения личных и производственных потребностей; при этом производителей и потребителей должно быть столько, чтобы между ними возникла конкуренция.

Работа состоит из  1 файл

Экономика отраслевых рынков.docx

— 118.88 Кб (Скачать документ)

3. Продукт  монополии уникален в том смысле, что не существует хороших  или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

4. Неценовая  конкуренция на данном рынке  отсутствует. Чистый монополист диктует цену. Причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.

Черты чистой монополии наиболее полно встречаются  в небольших населённых пунктах  с одним магазином, одним телефонным пунктом, местный банк, кинотеатр  или книжный магазин может  относиться к монополии в географически  изолированном населённом пункте.

Отсутствие  конкурентов, которое характеризует  чистую монополию, в значительной степени  объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль. В случае чистой монополии барьеры для  вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать  всю потенциальную конкуренцию.

Монополистический барьер для вступления в отрасль  может быть обусловлен законодательством  или особой лицензией, предусмотренной  государством, как, например, в радио- и телевизионном вещании. Благодаря  барьерам для вступления в отрасль  монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли.

Стремясь  поддержать или увеличить вытекающие из этого экономические прибыли, монополия может израсходовать  значительные суммы на легальные  платежи, «обработку» членов правительства  и рекламу связи с общественными  организациями, чтобы склонить правительство  предоставить ему привилегированное  положение или защитить его. Эти  расходы ничего не добавляют к  объему производства фирмы, но увеличивают ее издержки.

Институт  частной собственности может  быть использован монополией как  средство эффективной преграды для  потенциальных конкурентов. Фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым в  процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.

Следовательно, чистый монополист будет иметь больше финансовых ресурсов для научно-технического прогресса, чем конкурентные фирмы.

1.3 Монополистическая конкуренция

Эта рыночная структура представляет смешение конкуренции  и монополии. Для этой структуры  характерно относительно большое число  небольших производителей, производящих дифференцированную, хотя и идентичную продукцию, развитость неценовой конкуренции  и реклама. Производители в условиях монополистической конкуренции  являются небольшими по размеру формата (розничная торговля, производство бытовой техники, парфюмерия, пошив  верхней одежды и т. д.).

Монополистическая конкуренция обладает рядом положительных  и отрицательных черт (рис. 2.3).

 

Рис. 2.3 Основные достоинства и минусы монополистической

Конкуренции

 

В связи  с тем, что монополистическая  конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции  и чистой монополии, можно выделить следующие ее признаки. Как и при  совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действуют много фирм и имеется достаточно свободный вход в эту отрасль и выход из нее.

Другой  чертой этого рынка является то, что все фирмы отрасли имеют  определенную возможность "назначать" цену на производимый ими товар, т.к. каждая фирма продает отличный продукт  от товаров других фирм.

Например, все фирмы выпускают верхнюю  одежду. Казалось бы, товар один - мужские пальто, но каждая фирма выпускает свой товар, отличный от других фирм фасоном, составом и цветом ткани, отделкой, применяемой фурнитурой и т.п. Происходит дифференциация товара, которая покрывает фирмам возможность манипулировать ценами, повышать или понижать их.

В то же время, назначая цены, продавцы не могут  не считаться со спросом и предложением, поэтому термин "назначенная цена" призван скорее подчеркнуть тот ее уровень, на который рассчитывают продавцы. В жизни они вынуждены находить разумные решения между желанием продать подороже и стремлением увеличить объем продаж, т.е. найти наиболее выгодную для себя цену или набор цен.

В конечном счете, каждый продавец устанавливает  окончательную цену, хотя многие из них предпочитают преобладающую  цену. Однако поиски уровня цен далеко не свободны от ограничений, налагаемых спросом и предложением. Даже крупные  корпорации испытывают влияние спроса и предложения на принимаемые  решения. К тому же цены зависят от издержек, а с издержками вынуждены  считаться любой продавец.

Поэтому отправным пунктом ценообразования  для товаропроизводителя является динамика предельных издержек и спроса, изменяющихся во времени вне зависимости  от действий товаропроизводителей-конкурентов.

В свою очередь, наличие массы производителей, выпускающих  аналогичные товары, а также возможность  относительно свободного входа в  отрасль вносят в процесс ценообразования  важный элемент конкуренции.

Все это  ведет к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной  конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Следовательно, дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром, но и достаточно различные для того, чтобы товаропроизводитель чувствовал некоторую свободу в отношении "назначения" цены на свой товар.

Кривая  спроса на продукцию монополистического конкурента более эластична, чем  при чистой монополии и эластичность зависит от числа конкурентов  и уровня дифференциации продукта (рис. 2.4).

 

Рис. 2.4 Механизм определения объёма производства и  ценообразования

 

В краткосрочном  периоде фирма будет максимизировать  прибыль и минимизировать убытки при условии MR = MC на графике в точке Е. При этом цена продукта (Р) установится выше минимума АТС и выше предельных издержек P>MC.

 

1.4. Олигополия

Олигополия  – наличие на рынке нескольких крупных фирм, занимающих господствующее положение в производстве и сбыте  какого-либо товара

Олигополия  характерна для таких российских отраслей, как производство стали  и алюминия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, космическая связь, телевидение. Например, в судостроительной отрасли России занято около 1 млн. работников на 40 предприятиях, из них 17 – крупных, но доминируют на рынке семь: «Адмиралтейские верфи», фирма «Алмаз», «Балтийский завод» (все три – в Санкт-Петербурге), машиностроительный завод «Звездочка» в Северодвинске, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Амурский судостроительно-судоремонтный завод в Хабаровске, Дальневосточный завод «Звезда» в Приморском крае.

Олигополистический  рынок сочетает элементы конкуренции  и монополии. Хотя существование нескольких олигополий в отрасли вроде бы сохраняет конкуренцию, но между предприятиями легко возникает сговор.

Формы сговора  разноо6разны, иногда это делается 6ез составления какой-либо документации. Например, лидерство в ценах возникает  как бы стихийно. Форма конкуренции  между олигополиями чаще всего неценовая. Использование ценовой конкуренции  могло 6ы сегодня привести лишь ко взаимному разорению, и всё же конкуренция сохраняется в иных формах. Это повышение качества, улучшение обслуживания, освоение новой технологии.

Немногочисленность  фирм означает, что каждая из них  обладает большим рыночным весом  и может влиять на цену. В таких  условиях фирмы оказываются зависимыми и конкуренция между ними чревата  серьезными неприятностями. Если одна из фирм увеличивает предложение  товаров на рынке, то цена соответственно уменьшится, что отразится на доходах  других фирм - олигополистов.

Сбивая  цены на рынке, фирмы могут вести  настоящие ценовые войны, но чаще конкуренция регулируют взаимными  соглашениями. Вхождение новых фирм в отрасль с олигополией очень  затруднено. Количество субъектов олигополии зависит от концентрации продаж в  руках той или иной фирмы и  может быть разным.

К олигополистическим структурам рынка можно отнести  такие рынки, на которых сосредоточивается  от 2 («дуополия») до 24 продавцов (условно), с числа 25 идет отсчет структур монополистической  конкуренции. Олигополия может быть жесткой (на рынке господствуют 2-3 фирмы) и расплывчатой (6 и более фирм делят 70-80% рынка).

По концентрации продавцов предлагаемой продукции  олигополии делятся на плотные (2-8 продавцов) и разреженные (более 8 хозяйствующих  субъектов). При плотной олигополии возможны различного рода сговоры, при разреженной олигополии это практически невозможно.

Исходя  из характера предлагаемой продукции  олигополии можно разделить на ординарные и дифференцированные. Ординарные связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продукции и характерны для отраслей, где есть возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.

 

Заключение

 

Свободная конкуренция имеет место там, где действует множество независимых  производителей однородных товаров  и услуг (молока, стандартизированной  пшеницы) и доля каждого производителя  мала настолько, что он не может ощутимо  менять предложение продукции, а  значит, и сложившуюся цену. Из-за одинаковости товара ценовая конкуренция  здесь отсутствует. Однако на таком  рынке сотни и тысячи предприятий  не выживают, при этом свободный  доступ привлекает туда новых предпринимателей. Свободная конкуренция на практике встречается не часто.

Чистая  монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Изменяя объемы предложения своей продукции, монополист по существу диктует потребителям и  свою цену. Экономическая мощь и  эффективность малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль других фирм.

Монополистическая конкуренция предполагает сочетание  монополии и конкуренции и  складывается там, где много сравнительно небольших производителей предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (разные виды одежды, обуви, мебели).

Многочисленность  таких фирм не позволяет каждой из них в отдельности влиять на рыночное предложение и цену и мешает тайному  сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция  на практике встречается очень часто (рестораны, станции технического обслуживания, банки).

При олигополии выполняются три условия: 1) в отрасли действуют несколько фирм, так что отрасль не является монополизированной; 2) кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер; 3) в отрасли присутствует о крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов.

Конкуренция и монополия в чистом виде встречаются  очень редко. В реальной жизни  преобладают монополистическая  конкуренция либо олигополия.

В Российской Федерации, как и во всём мире, отношение  к монополиям двоякое. С одной  стороны они, доминируя на рынке, диктуют свои цены и тарифы на продукцию, управляют спросом с помощью  предложения. С другой стороны при  крупном производстве издержки на единицу  продукции уменьшаются при увеличении объёма производства.

Россия  уже достаточно продолжительное  время находится на пути реформирования своей экономики, на стадии становления  и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок».

Здесь встречаются  производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и  предложения производителей устанавливаются  и цены товаров, и объемы продаж.

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» N 948-1 от 22 марта 1991 года (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 13-ФЗ).
  2. Федеральный закон «О естественных монополиях» N 147-ФЗ от 17 августа 1995 года (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
  3. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Фениикс», 2002.
  4. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Ч1.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2003.
  5. Герасимов В.Г., Соколинский З.В. Экономическая теория в структурно-логических схемах — Белгород: Белаудит, 2000.
  6. Журавлева Г. П. Экономика. – М.: Юристъ, 2004.
  7. Курс экономической теории: Учебник / Ред. коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Киров: Изд-во «АСА», 2001.
  8. Липсиц И.В. Экономика, кн.2. М.: изд-во «Вита-Пресс», 2000.
  9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. — М.: Инфра-М, 2001.
  10. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестник Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. - 2004. - №1.
  11. Основы экономической теории / Под ред. С. И. Иванова. — М: Вита-Пресс, 2000.
  12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. — М.: Норма, Инфра-М, 2001.
  13. Современная экономика. Многоуровневое учебное пособие – Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2000.
  14. Симкина Л. Г., Корнейчук Б. В. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002.
  15. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократияю - М., 1995.
  16. Экономика. Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: БЕК, 2004.

Информация о работе Основные типы отраслевых рыночных структур и учет их особенностей в государственном регулировании