Основы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:08, контрольная работа

Описание

Работа содержит ответы на три теоретических вопроса: сущность аудита и его функции в рыночной экономике;
специалисты аудита, требования к ним, аттестация и лицензирование (российский и зарубежный опыт); заключительный этап процедуры аудита, основное содержание этапа, а также решенное практическое задание

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 60.70 Кб (Скачать документ)

1 СУЩНОСТЬ АУДТА И ЕГО ФУНКЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). 

Цель аудита – выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета законодательству РФ [2]. 

С развитием рынка  происходит расширение ассортимента и  объема услуг, предоставляемых аудиторскими организациями. Например, наряду с традиционными  услугами и консультированием по учету, многие фирмы занимаются консультированием  по налогообложению, уделяют внимание вопросам управленческой деятельности, информационным технологиям, маркетингу. Такие фирмы называются аудиторско-консалтинговыми. 

При выполнении своих  профессиональных обязанностей аудитор  должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными  аудиторскими объединениями, членом которых  он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами: 

    1. независимость; 
    2. честность; 
    3. объективность; 
    4. профессиональная компетентность и добросовестность; 
    5. конфиденциальность; 
    6. профессиональное поведение. 

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять  профессиональный скептицизм, который  означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и  внимательно изучает аудиторские  доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений [2]. 

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства.  
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита. 

Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения  аудитором существенных искажений  финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин: 

    • в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование; 
    • любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);
    • преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера. 

Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором  для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении: 

    • сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур; 
    • подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. 

В то время как аудитор  несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и  представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности. 

Современный аудит - это  особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в  условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного  типа, которая сложилась сейчас в  России, т.е. отличительной его чертой является его принадлежность к инфраструктуре рынка. 

Как правило, на Западе инициаторами проведения аудита выступают банки, налоговые органы, потенциальные  инвесторы и сами собственники. При  этом каждый и пользователей аудиторских  услуг, заботясь о своих интересах, объективно нуждается в функции  засвидетельствования аудиторов. 

Чтобы удовлетворить  эти потребности, резко возрастает число присяжных или дипломированных  общественных бухгалтеров. Многие из них  выполняют функции аудиторов.  

Аудит как практика представляет собой вид предпринимательской деятельности, играющий важную роль в рыночной экономике. Он выполняет ряд функций: экспертную, аналитическую, консультативную и производственную.

Аудитор прежде всего занимается экспертизой, т. е. проверкой публичной  финансовой  отчетности  хозяйствующего субъекта с целью дать заказчику свое заключение, выражение собственного мнения о том, насколько данные ее достоверны и отражают действительное финансовое состояние, соответствует ли постановка бухгалтерского учета действующим законодательным и нормативным актам. При проверке отчетности изучаются отдельные ее формы и, в первую очередь, бухгалтерский баланс, определяется обоснованность отчетных показателей, подтверждаемых записями на счетах бухгалтерского учета. Записи же на счетах должны быть подтверждены первичными документами или бухгалтерскими счетами и справками, основанными на действующих нормах и правилах, инструкциях и указаниях по бухгалтерскому учету. Поэтому при проверке внимательно изучается бухгалтерская, а также в необходимых случаях технологическая и плановая документация (естественно, в меру компетенции аудиторов), проводятся инвентаризации, то есть проверки наличия тех или иных материальных ценностей и денежных средств. В общем, прежде чем дать положительное заключение о достоверности финансовой отчетности и реальности содержащихся в ней показателей, аудитор должен убедиться в правильности ведения учета и точном, полном и своевременном отражении в учете всех хозяйственных операций, совершенных за проверяемый период. Дорожа престижем своей профессии и личной репутацией, аудитор не может давать необъективного заключения по результатам проверки.                    

Очень важной функцией аудитора является аналитическая. Аудитор, если по-настоящему заинтересован в продолжении деловых контактов с клиентом, обязан провести анализ финансовой отчетности и финансовых прогнозов, выработать соответствующие рекомендации, должен заглянуть глубже в дела проверяемого предприятия, определить его "недомогания и болезни" и назначить подобающее "лечение". Он делает выводы не только о финансовом состоянии предприятия на дату завершения проверки, но и о перспективах развития этого предприятия на ближайшей время, а возможно, и на более отдаленные периоды. С ними аудитор обязан познакомить руководство предприятия, в свою очередь, выслушать его оценки финансового состояния и перспективы развития, скорректировать свои выводы, если это необходимо, и изложить их в письменном виде с подробными рекомендациями, направленными на улучшение деятельности предприятия-клиента. Обычно такие рекомендации производятся в акте аудиторской проверки. Но, к сожалению, такой анализ не стал обычным, весьма важным и даже необходимым дополнением к проводимым аудиторским проверкам. Причина здесь та же самая: отсутствие социального заказа насущной потребности руководства в точном знании финансового состояния предприятия и перспектив его развития. По-другому обстоит дело в странах с развитой рыночной экономикой.

Аудиторская деятельность, как свидетельствуют специалисты, знающие зарубежный опыт, опирается на широкий спектр приемов и методов экономического анализа.

Одной из основных функций аудита является консультативная, которая в странах с рыночной экономикой выдвинута на первое место. Там центр тяжести аудиторской деятельности переместился с проверок и подтверждения достоверности отчетности на оказание консультационных услуг по самым разнообразным вопросам. К ним относятся услуги по: учетным вопросам, налогообложению, составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности, правовым вопросам, организационным и техническим вопросам, экономическим и экологическим вопросам, оценке активов и пассивов предприятий [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СПЕЦИАЛИСТЫ АУДИТА, ТРЕБОВАНИЯЯ К НИМ, АТТЕСТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

 

2.1 Специалисты аудита

 

В соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»  аудиторской деятельностью имеют  право заниматься:

• физические лица – аудиторы;

• юридические лица – аудиторские организации независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности»  даны следующие определения понятий  «аудитор» и «аудиторская организация».

Аудитор – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Физические лица, прошедшие  аттестацию, могут заниматься аудиторской  деятельностью в составе аудиторской  фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно, т. е. зарегистрировавшись в качестве индивидуальных предпринимателей.

Аудиторы, прошедшие  аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские организации  начинают свою деятельность после государственной  регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление  аудиторской деятельности и включения  в государственный реестр аудиторов  и аудиторских организаций [1].

Общие данные о специалистах аудита приведены в таблице 1.

Аудиторы и аудиторские  организации могут в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать профессиональные аудиторские объединения для  координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения  не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.

Любая аудиторская организация  и любой индивидуальный аудитор  могут быть членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Специалисты аудита

 

Аудитор

Аудиторская организация

Физическое  лицо, прошедшее аттестацию на право  заниматься аудиторской деятельностью. Осуществляет свою деятельность: в  составе аудиторской организации  либо самостоятельно как предприниматель.

Юридическое лицо (в том числе иностранное  и созданное совместно с иностранными юридическими лицами) любой формы  собственности и любой правовой формы, кроме открытого акционерного общества (ОАО). Осуществляет деятельность при условии, что не менее 50% кадрового  состава – граждане Российской Федерации (если руководителем организации  является иностранный гражданин  – не менее 75%).

Условия деятельности

  1. Государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности;
  2. Получение лицензии;
  3. Включение в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  4. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

 

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют  право:

• участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;

• в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

• самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

• по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и (или) обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

• ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;

• ходатайствовать перед  уполномоченным федеральным органом  о приостановлении действия и  аннулировании квалификационного  аттестата аудитора в отношении  своих членов;

•  ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;

•  обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

•  содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

•  защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;

•  разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;

•  представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;

•  осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.

Взаимоотношения аудитора и клиента строятся на основе добровольности и возмездности. Конфликты между  ними могут быть разрешены только судом или арбитражным судом. Клиент и аудитор вправе самостоятельно выбрать друг друга. Аудиторская  услуга оплачивается согласно договору. Любой договор всегда предполагает паритетность отношений сторон, заключивших  его, т. е. знание прав, обязанностей и ответственности друг друга.

Во избежание конфликтных  ситуаций при аудиторской проверке следует четко разграничить права и обязанности сторон.

При проведении аудиторской проверки аудиторы не зависят как от проверяемого субъекта, так и от любой третьей стороны, в том числе государственных органов, выдавших поручение, и от собственного руководства [5].

Информация о работе Основы аудита