Основы экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:03, реферат

Описание

Основные отношения, возникающие между людьми и обществом в процессе экономического взаимодействия, рассматриваются в цикле лекций учебного пособия «Основы экономической теории».

Работа состоит из  1 файл

Основы экономической теории лекции (Автосохраненный).doc

— 340.00 Кб (Скачать документ)

 
Рис. 3. Кривая производственных возможностей

Б) Предположим, что в обществе производится 40 кинокамер  и 300 часов, но спрос на кинокамеры вырос  на 20 единиц. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы  удовлетворить этот рост?

В) На сколько  единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести дополнительно еще 20 кинокамер?

Задача 7. В какой-то гипотетической стране производятся только два товара - велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в табл. 3.

Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что  показывает их динамика? Отыщите на графике точки М (80 велосипедов  и 30 стиральных машин) и N (30 велосипедов и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?

Таблица 3. Варианты производственных комбинаций

Варианты  выбора Велосипеды, 
шт.
Стиральные  машины, 
шт.
Альтернативные  издержки
1 велосипеда 1 стиральной  машины
A 100 0    
B 90 10    
C 75 20    
D 55 30    
E 0 40    

Задача 8. При производстве алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какой графе табл.4 это соответствует:

Таблица 4. Таблица производственных возможностей

Продукт а б в г
Алюминий, кг. 5 7 6 5 3 4 1 2
Вазы 10 20 20 30 10 20 30 10

Задача 9. Дана таблица производственных возможностей. Заполните пустую клетку и объясните свой выбор.

Таблица 5. Таблица производственных возможностей

Пух, кг 29 27 22 16 0 0
Перья, кг 0 3 6 9 12 15
 
 
 
 

Лекция  №3

РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Рынок - это саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой работают под воздействием закона спроса и предложения.

К основным элементам рынка относятся:

  • спрос;
  • предложение;
  • цена.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Условия возникновения рынка:

  1. общественное разделение труда и специализация;
  2. экономическое обособление субъектов хозяйствования;
  3. свободный обмен ресурсами и товарами путем товарно-денежных отношений;
  4. наличие предмета сделки.

Существование рынка, рыночных отношений предполагает наличие носителей последних, т.е. их субъектов. Субъекты рынка:

  • домашние хозяйства;
  • фирмы;
  • государство.

Разделение  труда, специализация, кооперация и обмен

Разделение труда - это совокупность всех существующих в данный момент времени видов трудовой деятельности.

Выделяют  три уровня разделения труда:

  • Внутри предприятия.
  • Между предприятиями.
  • В масштабе общества.

Разделение  труда имеет две стороны:

  1. Специализация труда - разделяет работников согласно их квалификации и профессии. Бывает:
    • попредметная;
    • подетальная;
    • технологическая.
  2. Кооперация труда - это форма организации труда, при которой большое количество людей участвуют в одном или разных по связи между собой процессах труда. Бывает:
    • простая - это кооперация одинакового труда;
    • сложная - это кооперация разделенного труда.

Разделение  труда и особенно его специализация  вызывают необходимость применения денег. Деньги выполняют функцию  средства обращения и позволяют осуществить более глубокую специализацию труда, как внутри страны, так и в международном масштабе.  

Функции рынка

  1. Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
  2. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.
  3. Информационная - дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
  4. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
  5. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
  6. Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Структура рынка

Рынок как таковой можно рассматривать  более детально в нескольких видах  и типах. На рис. 4 представлена структура  рынка. Однако эту характеристику можно  расширить.

 
Рис. 4. Структура рынка

Конкуренция это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг.

Формы конкуренции:

  • внутриотраслевая;
  • межотраслевая.

Существует  два вида конкуренции:

  1. Совершенная конкуренция.
  2. Несовершенная конкуренция:
    • монополистическая конкуренция;
    • олигополия;
    • частая монополия.
 

Спрос. Закон спроса

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность  потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

  • индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
  • рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Шкала спроса - таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено  по различным ценам в определенный период времени.

Таблица 6. Изменение цены и величины спроса на товар А, у. е.

Цена, Р 1 2 3 4
Величина  спроса, Q 30 20 15 10

 
Рис. 5. Кривая спроса

Объем спроса - это то количество товара или  услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении  определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов  его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

  • доходы потребителей;
  • вкусы и предпочтения потребителей;
  • цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
  • запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
  • информация о товаре;
  • время, затраченное на потребление.

При изменении  прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении  спроса происходит сдвиг кривой спроса.

Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.  

Предложение. Закон предложения

Предложение какого-либо товара или услуги - это  готовность производителя продать  определенное количество товара или  услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Шкала предложения - таблица, в которой  показана зависимость объема (величины) предложения от цены.

Таблица 7. Шкала предложения товара

Цена, Р 1 2 3 4
Величина  спроса, Q 10 15 20 30

 
Рис.6. Кривая предложения

Зависимость между объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а  изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении  других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и  линия предложения на графике  сдвигается.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

Информация о работе Основы экономической теории