Основы экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:52, контрольная работа

Описание

Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.

Содержание

Вопрос 11. Монополия – сущность, область монополистического господства. Факторы 3
Вопрос 16. Рынок труда. Товар – рабочая сила 4
Вопрос 29. Задача 6
Вопрос 35. Задача 9
Список используемой литературы и интернет ресурсов: 10

Работа состоит из  1 файл

Контр. работа экономика Лобачева.docx

— 35.67 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

Кемеровский профессионально-технический  колледж

 

 

 

 

 

 

                                         

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Основы экономике»

По теме «Основы экономике»

 

 

 

                                                                                         Выполнил(а): ст.

гр. Юз-102 Лобачева Е.Г.

                                                                                 

                                                                                        Проверил:

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2010

 

 

Оглавление

Вопрос 11. Монополия  – сущность, область монополистического господства. Факторы 3

Вопрос 16. Рынок труда. Товар – рабочая сила 4

Вопрос 29. Задача 6

Вопрос 35. Задача 9

Список используемой литературы и интернет ресурсов: 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  11. Монополия – сущность, область монополистического господства. Факторы

Монопо́лия— фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов;  исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. 

Первые в истории монополии  создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное  право торговли тем или иным товаром. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.

Существуют несколько  видов монополий:

  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист. Чистая монополия является некой абстракцией. Во- первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии.
  • Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).Естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, так как автор является монополистом по закону.
  • Государственная монополия возникает в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности. Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
  • Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»)

Вопрос 16. Рынок труда. Товар – рабочая сила

Из рынков факторов производства в краткосрочных макроэкономических моделях, как правило, представлен  лишь рынок труда, на котором покупается и продается один вид труда.

 Рынок труда – это  сфера формирования спроса и  предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только  при условии. что рабочий является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.  Экономическая природа рынка, в частности рынка труда, зачастую приходит в противоречие с социальной природой товара "рабочая сила", в результате возникают конфликты.  Рабочая сила хотя и считается товаром, но в отличие от любого другого товара имеет две особенности:

Универсальность — это  означает, что человек, способный  к работе, может заниматься различными видами деятельности, т. е. его способность  к труду универсальна. Он может  стать водителем, врачом или художником, а может заниматься этими видами деятельности в разное время, исходя из собственной потребности или  потребности общества. В условиях рынка особенно часто возникают  ситуации, когда человек вынужден переучиваться или приобретать  новую профессию, более необходимую  в данное время. Универсальность  рабочей силы помогает ему в этом;

Стремление владельцев рабочей  силы к социальной справедливости. Человек — существо разумное, и  это в огромной мере влияет на товар "рабочая сила". Человеку присущи  чувства справедливости, равенства, братства и гуманности, поэтому он будет стремиться их отстаивать в  своей трудовой деятельности.

Важной характеристикой товара "рабочая сила" является ее результативность, которая зависит от таких факторов, как:

  1. капитал — при значительных вложениях средств в основной капитал в виде машин, механизмов и оборудования растет доля овеществленного труда при неизменных затратах живого труда, что влияет на рост производительности труда;
  2. природные ресурсы — наличие плодородной земли, полезных ископаемых, дешевого сырья и дешевых источников энергии, а также благоприятный климат положительно влияют на использование рабочей силы;
  3. технология общественного развития — применение в стране достижений научно-технического прогресса обусловливает высокую результативность труда;
  4. качество труда — производительность труда работников во многом зависит от состояния здоровья, уровня образования, отношения к труду, морального климата в коллективе и стабильности общества.

Среди факторов, влияющих на результативность труда, следует также  отметить эффективность применяемой  системы мотивации труда, менеджмент персонала, масштаб внутреннего  рынка и пр.

 
Вопрос  29. Задача

29. Функция спроса на  товар имеет вид: Qс = 700 – Р; функция предложения: Qп = 2Р – 200, где Р – цена товара в рублях, а Q – количество в тысячах штук.

       Определите:

       А) равновесную  цену и равновесное количество  товара;

       Б) Государственными  органами установлена фиксированная  цена в размере 200 рублей. Определите  величину предложения, количество  продаж и величину нехватки (дефицита).

       В) Вводится  дотация производителю в размере  150 рублей на единицу  проданного  товара. Определите равновесную  цену и равновесное количество  товара.

       Г) Вводится  налог с продаж в размере  150 рублей на единицу проданного  товара. Найти новые равновесные  величины.

      Построить  графики. Сделать выводы.

РЕШЕНИЕ:

А) Равновесная цена - цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.

Q(P)=Q(P)  
700 – Р = 2Р-200

-3Р=-200-700

Р=(-900)/(-3)

Рц=300 рублей 
Находим равновесный количество

 Qк=700-300=2*300-200=400рублей

Рисунок 1. Равновесная цена

 

Б) Р=200руб.

Величина предложения: Qп = 2Р – 200=2*200-200=200.

Количество продаж: Qс = 700 – Р=700-200= 500

Величина нехватки: Qн= Qп- Qс=200-500=-300 на рынке образуется дефицит

В) При введении дотации для производителя рыночная цена Рц снижается:

Qс(P)=Qп(P)  
700 – Р = 2(Р+150)-200=2Р-100

-3Р=-600

Рц=200

Q=700-200=2*(200+150)-200=500

Рисунок 2. Равновесная цена при введении дотации производителю.

 

Г) При введении налога для производителя рыночная цена Рц увеличивается:

Qс(P)=Qп(P)  
700 – Р = 2(Р-150)-200=2Р-500

-3Р=-1200

Рц=400

Q=700-400=2*(400-150)-200=300

Рисунок 3. Равновесная цена при введении налога.

 

Вопрос 35. Задача

Курс  американского доллара  к английскому фунту стерлингов в конце 1997 г. Составил 1,6 долл./ф.ст. Предположим, что в 1998 г. Темп инфляции составит в США 10 %, а в Великобритании – 5 %.

      Определите  курс доллара к фунту стерлингов  к концу 1998 года, при условии,  что изменении этого курса  целиком будет определяться темпами  инфляции.

РЕШЕНИЕ:

Курс = 1,6*(10%-5%)=1,6*5%=1,68

Курс доллара к фунту  стерлингов: 1,68 долл./ф. ст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы и интернет ресурсов:

 

  1. Основы экономики. Учебно-методическое пособие. Кемерово: Кемеровский профессионально-технический колледж – 2009. – 78 стр.
  2. Экономическая теория. Учеб. для студентов вузов/Под рел. В.Д.Камаева. : М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2007  - 591с.
  3. http://ru.wikipedia.org/
  4. http://www.vedomosti.ru/glossary/
  5. http://www.laboureconomics.ru/

Информация о работе Основы экономики