Основы теории систем и системный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание

Системный подход актуален для специалистов по управлению экономическими объектами, особенно для тех, кто связан с созданием автоматизированных систем управления экономическими объектами.
Без системного подхода не обходится ныне ни одна сфера высокопрофессиональной деятельности. Можно с уверенностью констатировать, что многие ошибки в управлении государством вызваны тем, что государственные служащие и служащие местного самоуправления не владеют ни теорией систем, ни системным анализом. Важные решения принимаются нередко по принципу подброшенной монеты, без видения их воздействия на различные подсистемы сложного и взаимосвязанного общественного организма. Экономика и ее важнейшие составляющие бизнес и финансы отличаются незначительным инновационным тонусом, который сдерживается самим персоналом. Менеджеры, руководители фирм, директора предприятий, финансисты практически не знакомы с принципами управления сложными саморазвивающимися системами. Задачи, которые ставит перед ними жизнь, не решаются только потому, что они не могут понять их и сформулировать в системных категориях. Трагические последствия природных, экологических и техногенных катастроф в значительной мере обусловлены не просто непониманием системности, а неспособностью воплотить идеи в такие действия, которые не нарушали бы системные законы природы и общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА 4
1. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ИДЕЙ 4
1. 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ О СИСТЕМАХ 5
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ 9
2. 1. ОСНОВНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ВАРИАЦИИ ПОНЯТИЯ “СИСТЕМА” 9
2. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СИСТЕМЫ 10
2. 3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА 11
2. 4. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ 13
2. 5. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ КЛАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ 15
2. 6. СУЩНОСТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ 16
2. 7. СОСТАВ СИСТЕМЫ 21
2. 8. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ 24
РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 26
3. 1. МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 27
3. 2. ВИДЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 30
3. 3. СТРУКТУРА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 32
ВЫВОД 37
ЛИТЕРАТУРА 38

Работа состоит из  1 файл

ОТС.doc

— 542.00 Кб (Скачать документ)
 

   Данная  классификация позволяет диагностировать  каждую конкретную разновидность системного анализа. Для этого надо “пройти” по всем основаниям классификации, выбирая ту разновидность анализа, которая наилучшим образом отражает свойства применяемой разновидности анализа.

3. 3. Структура системного анализа

   Технологический аспект системного анализа выделял  уже Герберт Спенсер (1820–1903) — последний западноевропейский философ-энциклопедист, который писал: “Систематический анализ должен начинаться с самых сложных явлений анализируемого ряда. Разложив их на явления, непосредственно следующие за ним по своей сложности, мы должны перейти к подобному же разложению их составных частей; таким образом, благодаря последовательным разложениям, мы должны спускаться ко все более простому и более общему, пока не достигнем, наконец, самого простого и самого общего. Быть может, нужно некоторое терпение, чтобы производить эти высокосложные операции сознания”. Ныне проблеме структуры системного анализа уделяется довольно значительное место в концепциях различных авторов.

   Э. А. Капитонов выделяет следующие  последовательные этапы системного анализа: постановка целей и основных задач исследования; определение границ системы, которое выступает в качестве основания для отделения объекта от внешней среды, разграничения его внутренней и внешней связей; выявление сути целостности. Выявление последней предполагает охват всей типологической совокупности связей применительно к данному объекту и содержит стремление к абсолютной полноте его изображения; определение строения системы — поэлементного состава; анализ взаимосвязей элементов системы; построение структуры и организации системы, через которые выражается определяемая устойчивыми связями упорядоченность системы и направленность этой упорядоченности; установление функций системы и ее подсистем; анализ функционирования, обеспечивающего реальную жизнедеятельность (работу) системы; выявление управляемости системы. Наличие механизмов взаимосвязи в иерархическом строении системы, прямых и обратных связей функционирования делают объект управляемым; конструирование системной модели.

   Близкий подход к технологии системного анализа  использует Ю. М. Плотницкий, который выделяет в системном анализе 11 этапов. Он рассматривает системный анализ как совокупность шагов по реализации методологии системного подхода в целях получения информации о системе. Приведем их: формулировка основных целей и задач исследования; определение границ системы, отделение ее от внешней среды; составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.); выявление сути целостности системы; анализ взаимосвязанных элементов системы; построение структуры системы; установление функций системы и ее подсистем; согласование целей системы и ее подсистем; уточнение границ системы и каждой подсистемы; анализ явлений эмерджентности; конструирование системной модели.

   Более детальную схему обосновал Ю. И. Черняк, который процесс системного анализа декомпозировал на 12 этапов: анализ проблемы; определение системы; анализ структуры систем; формулирование общей цели и критерия системы; декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах; выявление ресурсов и процессов, композиция целей; прогноз и анализ будущих условий; оценка целей и средств; отбор вариантов; диагноз существующей системы; построение комплексной программы развития; проектирование организации для достижения целей. Достоинство технологии Ю. И. Черняка заключается в ее операционализме, а также в том, что в ней представлены соответственно каждому этапу научные инструменты системного анализа (табл.13).

   Таблица 13

Последовательность  системного анализа  по Черняку Ю. И. 

 
Этапы системного анализа
Научные инструменты

системного  анализа

I. Анализ проблемы
Обнаружение

Точное формулирование

Анализ логической структуры

Анализ развития (в прошлом и будущем)

Определение внешних  связей (с другими проблемами)

Выявление принципиальной разрешимости проблемы

Методы: сценариев, диагностический, “деревьев целей”, экономического анализа
II. Определение системы
Спецификация  задачи

Определение позиции  наблюдателя

Определение объекта

Выделение элементов (определение границ разбиения системы)

Определение подсистем

Определение среды

Методы: матричные, кибернетические модели
III. Анализ структуры  систем
Определение уровней иерархии

Определение аспектов и языков

Определение процессов  функций

Определение и  спецификация процессов управления и каналов информации

Спецификация  подсистем

Спецификация  процессов, функций текущей деятельности (рутинных) и развития (целевых)

Методы: диагностические, матричные, сетевые, морфологические, кибернетические модели
IV. Формулирование общей  цели и критерия  системы
Определение целей, требований надсистемы

Определение целей и ограничений среды

Формулирование  общей цели

Определение критерия

Декомпозиция  целей и критериев по подсистемам

Композиция общего критерия из критериев подсистем

Методы: экспертных оценок (“Дельфи”), “деревьев целей”, экономического анализа, морфологический, кибернетические модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые)
V. Декомпозиция цели, выявление потребностей  в ресурсах и  процессах
Формулирование  целей: — верхнего ранга; текущих процессов; эффективности; развития

Формулирование  внешних целей и ограничений

Выявление потребностей в ресурсах и процессах

Методы: “деревьев  целей”, сетевые, описательные модели, моделирования
VI. Выявление ресурсов  и процессов, композиция  целей
Оценка  существующих технологии и мощностей

Оценка современного состояния ресурсов

Оценка реализуемых  и запланированных проектов

Оценка возможностей взаимодействия с другими системами

Оценка социальных факторов

Композиция целей

Методы: экспертных оценок (“Дельфи”), “деревьев

целей”, экономического анализа

VII. Прогноз и анализ  будущих условий
Прогноз развития и изменения среды

Предсказание  появления новых факторов, оказывающих

сильное влияние  на развитие системы

Анализ ресурсов будущего

Комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития

Анализ  возможных сдвигов целей и  критериев

Методы: сценариев, экспертных оценок (“Дельфи”), “деревьев целей”, сетевые, экономического анализа, статистический, описательные модели
VIII. Оценка целей и  средств
Вычисление  оценок по критерию

Оценка взаимозависимости целей

Оценка относительной  важности целей

Оценка дефицитности и стоимости ресурсов

Оценка влияния  внешних факторов

Вычисление комплексных  расчетных оценок

Методы: экспертных оценок (“Дельфи”), экономического анализа, морфологический
IX. Отбор вариантов
Анализ  целей на совместимость и входимость

Проверка целей  на полноту

Отсечение избыточных целей

Планирование  вариантов достижения отдельных  целей

Оценка и сравнение  вариантов

Совмещение комплекса  взаимосвязанных вариантов

Методы: деревьев целей, матричные, экономического анализа, морфологический
X. Диагноз существующей  системы
Моделирование технологического и экономического процессов

Расчет потенциальной  и фактической мощностей

Анализ потерь мощности

Выявление недостатков  организации производства и управления

Выявление и  анализ мероприятий по совершенствованию

Методы: диагностические, матричные, экономического анализа, кибернетические  модели
XI. Построение комплексной  программы развития
Формулирование  мероприятий, проектов и программ

Определение очередности  целей и мероприятий по их достижению

Распределение сфер деятельности

Распределение сфер компетенции

Разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений по ресурсам во времени

Распределение по ответственным организациям, руководителям и исполнителям

Методы: матричные, сетевые, экономического анализа, описательные модели, нормативные операционные модели
XII. Проектирование организации  для достижения  целей
Назначение  целей организации

Формулирование  функций организации

Проектирование организационной структуры

Проектирование  информационных механизмов

Проектирование  режимов работы

Проектирование  механизмов материального и морального стимулирования

Методы: диагностические, “деревьев целей”, матричные, сетевые методы, кибернетические модели
 

   Технология системного анализа представляет собой результат синтеза операций системного подхода и научного исследования. Отсюда при технологизации системного анализа необходимо учитывать: во-первых, тип анализа, который задает его содержание, инструментарий и, во-вторых, основные параметры анализируемой системы, определяющие его предмет (табл. 37).

   Объектом  системного анализа выступают реальные объекты природы и общества, рассматриваемые  как системы. То есть системный анализ предполагает изначально системное видение объекта. В его предмет входят многообразные характеристики системности, наиболее важные среди них:

   • состав системы (типология и численность  элементов, зависимость элемента от его места и функций в системе, виды подсистем, их свойства, воздействие на свойства целого);

   • структура системы (типология и  сложность структуры, многообразие связей, прямые и обратные связи, иерархичность  структуры, воздействие структуры  на свойства и функции системы);

   • организация системы (временной и пространственный аспекты);

   • организация, типология организации, композиция системы, устойчивость, гомеостат, управляемость, централизация и периферийность, оптимизация организационной структуры);

   • функционирование системы: цели системы  и их декомпозиция, вид функции (линейная, нелинейная, внутренняя, внешняя), поведение в условиях неопределенности, в критических ситуациях, механизм функционирования, согласование внутренних и внешних функций, проблема оптимальности функционирования и перестройки функций;

   • положение системы в среде (границы системы, характер среды, открытость, равновесие, стабилизация, сбалансированность, механизм взаимодействия системы и среды, адаптация системы к среде, факторы и возмущающие воздействия среды);

   • развитие системы (миссия, системообразующие факторы, жизненный путь, этапы и источники развития, процессы в системе — интеграция и дезинтеграция, динамика, энтропия или хаос, стабилизация, кризисность, самовосстановление, переходность, случайность, инновационность и перестройка).

 

Вывод

   Наиболее общим понятием, которое обозначает все возможные проявления систем, является “системность”. Причем в этом термине заключается два смысла. Первый составляет отожде-ствление системности с объективным, независимым от человека свойством действительности. Такое понимание делает ее онтологическим, объективно-диалектическим свойством всего су-щего. ругой под системностью подразумевает накопленные людьми представления о самом свойстве, т.е. она представляет собой гносеологическое явление, некоторые знания о системах различной природы. гносеологическая системность — довольно сложное и многообразное яв-ление, проявляющаяся в трех аспектах:

   1. В системном подходе как принципе познавательной и практической деятельности лю-дей. Термин “подход” означает совокупность приемов, способов воздействия на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, ведении дела и т. д. Это лишь подступ к делу, но не модель самого дела. Поэтому системный подход можно рассматривать как принцип деятельности. Ведь под прин-ципом понимается наиболее общее правило деятельности, которое обеспечивает его пра-вильность, но не гарантирует однозначность и успех. Системный подход следует рассматривать как некоторый методологический подход человека к действительности, представляющий собой некоторую общность принципов. Назначение системного подхода заключается в том, что он направляет человека на системное видение действительности. Он заставляет рассматривать мир с системных позиций, точнее — с позиций его системного устройства.

   Системный подход состоит в том, что любой более или менее сложный объект рассматривается в качестве относительно самостоятельной системы со своими особенностями функционирования и развития. Основываясь на идеях целостности и относительной независимости объектов, находящихся в целостном мире, принцип системности предполагает представление исследуемого объекта как некоторой системы, характеризующейся:

   • элементным составом;

   • структурой как формой взаимосвязи  элементов;

   • функциями элементов и целого;

   • единством внутренней и внешней  среды системы;

   • законами развития системы и ее составляющих.

   2. В теории систем, или научном знании о системах, которое характеризуется своими гносеологическими возможностями. Теория систем объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы. Это — не просто мировоззрение, а строгое научное знание о мире систем.

   3. В системном методе и его разрешающих способностях. Системный метод выступает как некоторая интегральная совокупность относительно простых методов и приемов познания, а также преобразования действительности.

   Составляющие  системности реализуют специфические  функции. Так, системный подход, будучи принципом познания, выполняет ориентационную и мировоззренческую функции, обеспечивает не только видение мира, но и ориентацию в нем.

   Системный метод реализует познавательную и методологическую функции, а системная теория — объясняющую и систематизирующую. Таким образом, системность выступает в качестве инструмента познавательной деятельности, значительного арсенала конкретных методов познания всего сущего. Системная теория как знание о системах накапливает их, приводит в порядок и использует для объяснения систем различной природы.

   В заключении можно сказать, что системный подход относится к числу, как это ни парадоксально, немногочисленных, но удивительно плодотворных интеллектуальных изобретений человечества, без применения которого немыслима успешная профессиональная деятельность практически в любой сфере. Владение системным анализом, системным моделированием и конструированием, системной практической деятельностью — высшая характеристика мыслительной культуры человека. Немало важно, что любому специалисту приходится “иметь дело” с систематизацией информации, системными исследованиями, которые можно осуществлять, только обладая специальными знаниями и навыками.

 

Литература:

 
  1. Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980.
 
  1. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981.
 
  1. Берталанфи  Л. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. — М., 1969.
 
  1. Берталанфи  Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. — М., 1969.
 
  1. Богданов  А. А. Всеобщая организационная наука (тектология). — М., 1965.
 
  1. Богданов  А. А. Очерки всеобщей организационной науки. — Самара, 1921.
 
  1. Вернадский  В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Наука, 1977.
 
  1. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособ. для вузов. — М.: Высш. шк., 1989.
 
  1. Спицнадель  В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пос. — СПб.: Бизнес-пресса, 2000.
 
  1. Тюхтин  В. С. О подходах к построению общей теории систем // Системный анализ и научное знание. — М., 1969.

Информация о работе Основы теории систем и системный анализ