Особенности анализа конъюнктуры различных отраслевых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:19, реферат

Описание

При анализе рыночной конъюнктуры учитываются оценки уровня концентрации рынка. Концентрация рынкак отражает величину кол-ва фирм на рынке или в отрасли и границы рынка.

Работа состоит из  1 файл

11.Особенности анализа конъюнктуры.doc

— 31.00 Кб (Скачать документ)


11.Особенности анализа конъюнктуры различных отраслевых рынков

При анализе рыночной конъюнктуры учитываются оценки уровня концентрации рынка. Концентрация рынкак отражает величину кол-ва фирм на рынке или в отрасли и границы рынка.

d итая=Qi/сумму от i=1 до n Qi

Наиболее часто используемые пок-ли концентрации:

1. пороговая доля рынка

По рос. зак-ву доля рынка конкретного предп-я или группы зависимых предп. превышает 25%, то это предп-е вкл в гос. реестр антимонопол. комитета.

2. индекс концентрации CR

Хар-ет долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме продаж на рынке. В рос. практике рассчитывается как индекс концентрации 3 крупных фирм на рынке. Опр-ся как сумма долей этих фирм.

CR 3 фирм= сумма от единицы до 3 d

Если индекс приближается к 100% то он хар-ся высокой степенью монополизации, если близок к 0, то хар-ся как рынок чистой конк-ии. Недостаток этого пок-ля в том, что он не учитывает особ-ти рын. структуры разных отраслей

3. Индекс Линда

Прим-ся в странах ЕС. Рас-ся для нескольких крупнейших фирм (2,3,4 макс 5).

например 2 крупн фирмы: n=2  LI=d1/d2*100%

n=3 LI=1/2(d1/(d1+d2)*1/2+(d1+d2)*1/2 /d3)*100%

n=4 LI=1/3(d1/(d2+d3+d4)/2+(d1+d2)/2 /(d3+d4)/2+(d1+d2+d3)/3/d4)*100%

4.Индекс Херфиндаля-Хиршмана

это сумма квадратов рыночных долей всех фирм, действующих на рынке, рассчитанных по выручке

HHI=сумма от 1 до n d в квадрате

HHI=1 - чистая монополия

HHI=0 - случай совершенной конкуренции

Если слияние предприятий приводит к увеличению HHI на 0,5 пунктов, то такое объединение запрещается

Нед-к - не учитывает ранжирование предприятий по мере возрастания их рыночной доли.

Индекс ННI тесно связан с пок-лем дисперсии рыночных долей:

HHI= n*дисп в квадрате+1/n, где дисп в квадрате= сумма от 1 до n(d итая - d средн) в квадр* 1/n

Полезной стороной этого индекса явл-ся его взаимосвязь с индексом Лернера:

L=P-MC/P

P-рыночн. цена

MC-пред. затраты

L= сумма от 1 до n П итого/ сумму от 1 до n IR итого*100%

L=P-MCитая/ P= - HHI/Ed-эл-ть спроса по цене на продукцию

Чем выше коэф-т лернера, тем выше концентрация и рыночная власть фирм

Темпы роста рынка хар-ют динамику спроса и предложения которое выражается в темпах роста объема продаж. Напр-р на быстрорастущих рынках проблема концентрации отодвигается на задний план, т.к рыночные доли увел-ся не за счет конкурентов а за счет увеличения числа потребителей и кратности покупок, т.е интен-ть конкуренции в этом случае падает.

Бизнес-практика показывает что динамика  тов. рынков огр-ся в пределах от 70-140% годовых темпов роста объемов реализации(продаж), т.е в этом диапозоне динамика роста хар-ся след выражением:

ICтр=140-Itr/140-70

Itr>140--->0

если 70<Itr<140, то ICtp=V

Itr<70--->1

Одновременное действие всех 3 факторов инт-ти концентрации имеет мультипликативный характер, поэтому следует определить обобщенный пок-ль инт-ти конк-ии:

ICобобщ= кубич корень из ICd*Irn*Itr

Этот пок-ль дает интегр хар-ку конкурентной среды компании на опр отраслевом рынке.

 



Информация о работе Особенности анализа конъюнктуры различных отраслевых рынков