Особенности безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей.

Содержание

Введение
1. Сущность безработицы
1.1. Виды, типы и показатели безработицы
1.2. Причины безработицы
1.3. Пути сокращения безработицы
2. Особенности безработицы в России
2.1. Уровень безработицы в России
2.2. Избыточная занятость на промышленных предприятиях России
2.3. Будущее российской политики в области занятости
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

безработица.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для  достижения полной занятости.

    Прежде  всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.

    Согласно  взглядам автора "Общей теории", "подлинная" инфляция возникает  только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы  влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.

    В 60-х годах сторонники кейнсианского  подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.

      Монетаристы выступили против  кейнсианского истолкования кривой  Филлипса как простого и доступного  решения проблемы выбора целей  экономической политики. Инфляция  не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

    С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.

    Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности  кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов  государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта  этих мер. Позднее монетаристы указывали  также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

    Однако  при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

    Монетаристские  методы регулирования занятости  достаточно радикальны, но не несут  в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию  в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.

    В целом, пути преодоления безработицы  определяет концепция, которой руководствуется  правительство конкретной страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Особенности безработицы в России 

    2.1. Уровень безработицы в России 

    Уровень безработицы в России один из самых высоких в мире. Последние данные официальной статистики о безработице в России вызывают повышенную тревогу. Число людей, не имеющих работы, продолжает стремительно расти. Но и это количество безработных явно занижено. Но даже если использовать официальные цифры, получится, что Россия имеет один из самых высоких уровней безработицы в мире. Весьма симптоматично, что недавно Госкомстат РФ внес коррективы в официальные статистические данные начиная с ноября 1998 года в сторону повышения. В настоящее время около 7% всех безработных мира - наши соотечественники.

    По  данным Госкомстата РФ, в конце  апреля 1999 года 10,4 млн человек, или 14,2% экономически активною населения не имели занятия, но активно его  искали. Все они в соответствии с методологией МОТ труда классифицируются как безработные. При этом в органах службы занятости в качестве безработных было зарегистрировав лишь 1,8 млн человек, или 2,5% экономически активного населения.

    В сентябре прошлого года МОТ опубликовала доклад, из которого явствует, что 1 млрд работников, или треть от мировых трудовых ресурсов, не имеют работы, заняты неполный рабочий день или получают зарплату ниже прожиточного минимума. Из них 150 млн человек - не имеющие работы, но активно ее ищущие. Остальные вынуждены работать гораздо меньше, чем они бы хотели, или их зарплата не соответствует прожиточному минимуму в стране проживания. Эти работники хоть и не являются безработными в соответствии с методологией МОТ, однако к занятым их также нельзя отнести. В России число таких работников до сих пор точно не определено. Но вряд ли можно назвать трудоустроенным человека, получающего меньше 2 рублей в час, а такую зарплату имеют, например, продавцы некоторых магазинов в Псковской области.

    Поэтому к 10,4 млн российских безработных можно смело прибавить по меньшей мере столько же. Тогда уровень безработицы в России возрастет до 20% к экономически активному населению. Но и обладая сейчас уровнем в 14,2%, Россия значительно превосходит по этому показателю подавляющее число стран Центральной Европы и Юго-Восточной Азии.

    Чисто российское явление - "профессиональная" (добровольная) безработица. Это когда  человек приходит в службу занятости  не для того, чтобы получить работу, а чтобы подтвердить свою принадлежность к классу безработных. У такого "профессионала" появляются возможности для другой деятельности, а статус безработного защищает его от претензий блюстителей закона.

    По  мнению работников не которых отделений  Комитета труда и занятости правительства  Москвы, примерно 6 из 10 приходящих в службу занятости человек хотят не трудоустроиться, а получить подтверждение статуса безработного. Им предлагают одну работу, другую, третью, однако ни од на их не устраивает, всегда находятся уважительные причины для отказа.

    Но  самая страшная - застойная безработица Она пока невелика, составляет если считать по методике МОТ, менее 1 процента от общей, но по тяжести не имеет себе равных. Люди, которые длительное время не могут трудоустроиться, не только подавлены морально, они и в профессиональном плане постепенно теряют все что имели: знания, навыки, квалификацию.

    Одна  из причин застойной безработицы - невостребованность многих профессий. Эта проблема очень  характерна для малых или ориентированных  на определенное производство городов. Допустим, человек 15 лет проработал ткачом в текстильном городе. Естественно, он ничего больше не умеет. Но даже если бы и умел, возможность трудоустроиться в этом городе у него практически нулевая, почти все предприятия- текстильные. 

     2.2. Избыточная занятость на промышленных  предприятиях России 

    Трудоизбыточные предприятия в России - весьма загадочный феномен, что подтверждают как масштабы данного явления (по ряду оценок, трудоизбыточные  предприятия составляют 2/3 промышленных предприятий), так и степень экономического благополучия таких предприятий. Представляется, что они напрочь выпадают из стереотипа рационального экономического поведения, предполагающего увязку количества и качества рабочей силы с объемами производства.

    Но  тем не менее избыточная занятость  стала одной из характерных черт экономического поведения предприятий в период их адаптации к рыночным условиям. Данные обследований рынка труда (1994-1997 гг.) Центра исследований рынка труда ИЭ РАН, опираются на субъективные (мнения директоров) и объективные (отчетность предприятий) свидетельства сохранения избыточной занятости на российских промышленных предприятиях. Несмотря на значительное абсолютное сокращение занятых на большинстве обследованных предприятий в течение более пяти лет, на рубеже 1995-1996 гг. отмечается заметное увеличение доли избыточных работников. Субъективные оценки показывают распределение трудоизбыточных предприятий по отраслям, формам собственности, размеру и регионам. Объективные данные отражают динамику использования производственных мощностей, число случаев и продолжительность остановок производства, вынужденных отпусков и работы по сокращенному графику по инициативе администраций предприятий.

    Проблема  избыточной занятости затронула  предприятия всех форм собственности, отраслей и размеров. Если на рубеже 1994-1995 гг. отмечалось некоторое сокращение доли трудоизбыточных предприятий, то с середины 1995 г. она вновь начала расти, достигнув по крайней мере 45% обследованных. "По крайней мере" потому, что именно такую долю составили в 1996 г. предприятия, чьи руководители указали на наличие избыточной рабочей силы. Однако еще как минимум 10-15% обследованных предприятий содержат избыточных работников, о чем свидетельствует практика административных отпусков и полных остановок производства.

    Параллельно возросли и средние масштабы избыточной занятости. Она составила в среднем 43% занятых, увеличившись по сравнению с 1994-1995 гг. в 1,6 раза. В 1996 г. на наличие избытка трудовых ресурсов указали 44% обследованных государственных и столько же частных предприятий. В одной из наиболее успешно работающих и рентабельных отраслей - пищевой промышленности - наличие избытка занятых отметили 43% предприятий. Среди предприятий с численностью занятых менее 250 человек избыточная рабочая сила присутствует на 39% предприятий, а с численностью свыше 500 человек - на более 50% предприятий. С 1993 по 1995 г. более чем в два раза возросло число случаев полных остановок предприятий (с 13% в 1993 г. до 33% в 1995 г.). Продолжительность остановок варьирует от нескольких дней до полугода, а средний показатель возрос с пяти недель в 1993 г. до девяти недель в 1995 г. Примерно в два раза увеличилось за тот же период число случаев частичных остановок производства (с 25 до 53%). При этом если в 1993 г. частичные остановки затрагивали в среднем около 15% работников предприятия, то в 1995-1996 гг. - более 1/3 занятых. Доля работников, находившихся в административном отпуске, возросла с 4% занятых на предприятии (май 1993 г.) до 29% (май 1996 г), а доля работающих по сокращенному графику - с 4 до 26% в среднем для каждого обследованного предприятия. 

    2.3. Будущее российской политики  в области занятости 

    Суть  в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, изложенный выше.

    Вот наиболее важные меры такого рода:

    Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

    Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

    Снижение  фактического предложения рабочей  силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой  же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

    Предоставление  рабочих мест, не ориентированных  на получение прибыли, а связанных  с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

    Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

    Расширение  занятости в будущем зависит  и от иностранных инвестиций. В  целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

    Решение проблемы "очаговой" безработицы  в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и  малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Информация о работе Особенности безработицы в России