Особенности государственного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:22, курсовая работа

Описание

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль государства в экономике
Глава 2. Методы государственного воздействия на рынок
Глава 3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 40.24 Кб (Скачать документ)

    Проведенный анализ показывает, что государственное  предпринимательство на Западе, вопреки  распространяемому иногда у нас  мнению о его нежизнеспособности, играет важную экономическую и социальную функцию. Отсюда следует, что и наше обновляющееся общество, переходя к  рынку, также не может обойтись без  государственной формы собственности  и хозяйствования. Вопрос может стоять лишь о ее масштабах, сферах распространения, экономических границах, одним словом – о ликвидации монопольного положения  государства в хозяйственной  системе.   
 
 
 

    Глава 2. Методы государственного воздействия на рынок

    Выполнение  сложных функций по регулированию  рыночных отношений может быть эффективным  в том случае, когда в руках  государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда  оно само экономически сильно.

    Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

            §       свои расходы;

            §       налогообложение;

            ·       регулирование;

            §       государственное предпринимательство.

    Государственные расходы состоят из государственных  закупок, трансфертных платежей.

    Государственные закупки представляют собой, как  правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство  и содержание школ, автодорог, научных  центров и т.д.).

    Трансфертные  платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям  населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью  и т.д.

    Нужно заметить, что государственные закупки  вносят вклад в национальный доход  и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению  товаров. Они дают возможность гражданам  пользоваться общественными товарами.

    Трансфертные  платежи имеют другое значение: они  меняют структуру производства товаров  индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних  слоев населения, выплачиваются  другим. Однако те, кому предназначаются  трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение  структуры потребления.

    Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию  и различные выплаты населению  государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы  построить подводную лодку или  проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

    Налогообложение - важный инструмент государственной  политики. Налоги - основной источник бюджетных  средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные  виды налогов. Одни из них носят видимый  характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку  накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства  косвенным путем в виде более  высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США  около 30 процентов всей стоимости  производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени.

    В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди  общих принципов налоговой системы  можно выделить следующие:

    1. Налоговые поступления формируют  необходимую финансовую базу  для операций государства в  экономической сфере, а сама  структура, объемы и методы  налоговых изъятий создают возможность  целенаправленного воздействия  со стороны государства на  темпы и пропорции накопления  общественного денежного и производительного  капитала, позволяют ему под свой  контроль практический весь совокупный  общественный спрос.

    2. В движении капитала на разных  стадиях его кругооборота и  в различных сферах можно выделить  пункты изъятия налогов и создать  целостную систему налогообложения.  Этот принцип не был достаточно  хорошо продуман при формировании  налоговой системы для переходного  периода к рыночной экономике  в странах СНГ. Здесь резкое  и скоротечное перераспределение  доходов происходило в сфере  коммерческого бизнеса, а вся  тяжесть налогового бремени оказалась  перенесенной в производственную  сферу. Во многом по этой  причине частное предпринимательство  в этой сфере не получило  развития.

    Существует  три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения  отношения суммы, взимаемой в  виде налога с дохода конкретного  работника к величине этого дохода:

        1.                 пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

        2.                 регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

        3.                 прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).

    Наиболее  справедливым является прогрессивный  налог, однако процентное повышение  налога не должно быть значительным, чтобы  не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как  они в большинстве случаев  перекладываются на потребителей, в  доходе которых одна и та же сумма  занимает различную долю. Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы  обеспечить потребности бюджета  и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком  высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе во многих странах  СНГ происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели  все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг.

    Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать  частные и общественные интересы. Оно осуществляется в

        ·                   законодательной,

        ·                   налоговой,

        ·                   кредитной,

        ·                   субвенционной формах.

    Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные  законы.

    Налоговая и кредитная формы регулирования  предусматривают использование  налогов и кредитов для воздействия  на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

    Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, создающие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субсидий в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть при рыночных ценах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Государственное  предпринимательство  в условиях рыночной экономики

    На  протяжении ХХ столетия формировалась  и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее  значение государственный сектор в  экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству  производится от одной пятой до трети  валового национального продукта.

    Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие  от частного предпринимательства состоит  в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении  социально-экономических задач, таких  как:

    ·                    обеспечение необходимых темпов роста,

    ·                    сглаживание циклических колебаний,

    ·                    поддержание занятости,

    ·                    стимулирование научно-технического прогресса,

    ·                    и т.д. 

    Данная  форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий  и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической  инфраструктуры:

    ·                    энергетика,

    ·                    транспорт,

    ·                    связь.

    Но  не только это: государства осваивают  программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные  инвестиции в экономику, в отдельных  странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства  ведутся фундаментальные научные  исследования.

    Располагая  финансами, государство выступает  по отношению к частному сектору  в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

    К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также

    предоставление  населению льгот в различных  областях социальной инфраструктуры,

    помощь  жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,

    проведение  региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

    ·                    увеличение числа рабочих мест,

    ·                    охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

    ·                    строительство очистных сооружений,

    ·                    развитие фундаментальных научных исследований,

    ·                    производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

    Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка  присутствуют как рыночные, так и  нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они  зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной  и неясной обстановке, предсказать  которую намного сложнее, чем  рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать  вероятные колебания спроса и  цен гораздо легче, чем предугадать  поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые  не имеют никакого отношения к  рыночному поведению (стремление увеличить  поступления в бюджет, желание  сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные  предприятия не готовы к рыночному  соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение  со стороны властей (дотации, налоговые  льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

Информация о работе Особенности государственного предпринимательства