Особенности исторического развития российской социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:35, реферат

Описание

Социологическая мысль в России изначально была частью общемировой социологии. Это обуславливалось тем, что в Россию социология проникла в 40-е гг. XIX в. с Запада и в скором времени приобрела специфический характер на основе особенностей исторического развития общества. Развитие социологической мысли в России в период с 40-х по 60-е гг. XIX в. можно охарактеризовать как предсоциологический этап

Работа состоит из  1 файл

социо.docx

— 57.21 Кб (Скачать документ)

8. Особенности исторического  развития российской социологии 

Социологическая мысль  в России изначально была частью общемировой  социологии. Это обуславливалось  тем, что в Россию социология проникла в 40-е гг. XIX в. с Запада и в скором времени приобрела специфический  характер на основе особенностей исторического  развития общества. Развитие социологической  мысли в России в период с 40-х  по 60-е гг. XIX в. можно охарактеризовать как предсоциологический этап. 

На этом этапе  сформировалось программное поле российской социологии. 

Дальнейшее развитие социологии в России можно разделить  на несколько этапов: первый этап – 60—90-е гг. xix в., второй – начало xx в. – 1918 г., третий – 20—30-е гг. xx в., четвертый  – с 50-х гг. xx в. до наших дней. 

1-й этап (1860–1900 гг.). Этот период развития социологической  мысли связан с концепциями  таких мыслителей, как народники,  представители субъективной школы,  натуралистического направления,  психологического направления (Ковалевский,  Плеханов). Развитие социологии в  этот период времени во многом  было обусловлено социальными  изменениями: усложнение социальной  структуры русского общества, бурный  рост городских сословий, дифференциация  в крестьянской среде, рост  численности рабочего класса. На  этом этапе основой социологической  мысли стали позитивистская теория  О. Конта, идеи которого в  России хорошо знали и разрабатывали.  В 1846 г. Серно-Солоневич, размышляя  о составе социальных наук, поставил  вопрос: не требует ли нынешнее  состояние знаний появления новой  науки, которая будет исследовать  законы развития общества как  естествознание исследует природу?  В результате в середине 60-х  гг. XIX в. в российской литературе  появляется термин «социология», который рассматривался как высшая  наука, опирающаяся на синтез  научных знаний и исследующая  всеобщие социальные законы. 

Первоначально накоплению социологической информации способствовала земская статистика: опросы крестьян, изучение их жизни. 

На этом этапе  происходило формирование различных  направлений и школ социологической  мысли, которые во многом опирались  на достижение западной социологии, но оказали важное влияние на специфику  российских концепций. Среди них  можно выделить следующие: 

1) географическое (Л.  И. Мечников) – прогресс общества  обуславливается прежде всего  природными, в частности, водными  ресурсами. Так, согласно данной  теории в истории развития  обществ главнейшую роль сыграли  те реки, которые были ореолом  их обитания; 

2) органицизм (А. И.  Стронин) – общество представляет  собой сложный организм, который  функционирует на основе природных  законов; 

3) психологизм (П.  Л.Лавров, Н. К. Михайловский) –  исходным пунктом социальности  являются психофизические отношения,  а в центр изучения ставится  личность; 

4) марксизм (Г. В.  Плеханов, В. И. Ленин). 

2-й этап (1900–1920 гг.). На этом этапе своего развития  российская социология проходит  процесс институциализации. Проявлениями  данного процесса стали следующие  события: открытие в 1912 г. социальной  секции при историческом факультете  Петербургского университета; образование  в 1916 г. русского социологического  общества имени М. М. Ковалевского; введение в 1917 г. ученой степени  по социологии; создание кафедры  социологии в Петроградском и  Ярославском университетах; в  1920 г. В Петроградском университете  открывается первый в России  факультет общественных наук  с социологическим отделением. За  несколько лет до революционных  событий 1917 г. ученым и педагогам-энтузиастам  социологию под разными предлогами  удается включать как предмет  изучения в программы некоторых  средних учебных заведений, различных  училищ, курсов. 

В последнее десятилетие  перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах, в биологической лаборатории  П. Ф. Лесгафта. Теоретические концепции  данного периода характеризовались  распространением неопозитивизма, сочетающим функционализм и эмпирические исследования. Яркими представителями этого периода  социологической мысли были Г. П. Зеленый, А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, А. С. Лаппо-Данилевский и др. 

Одновременно оформляется  своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Наряду с разработкой теоретических  вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное  место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим  проблемам труда и быта рабочих  и крестьян. 

3-й этап (1920—1930-е  гг.). На третьем этапе продолжается  развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная  социологическая литература: П. А.  Сорокин («Основы социологии»  в 2 томах, 1922 г.), В. М. Хвостов  («Основы социологии. Учение о  закономерностях общественного  процесса», 1928 г.), Н. А. Бухарин  («Теория исторического материализма, популярный учебник марксистской  социологии», 1922 г.), М. С. Салынский  («Социальная жизнь людей. Введение  в марксистскую социологию», 1923 г.) и др. 

Основная направленность этих работ состояла в выявлении  соотношения истории русской  социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма  и определить ее место в системе  марксизма. После краткого периода  академических свобод в годы НЭПа устанавливается реакция, и ряд  видных ученых-социологов и философов (П. Сорокин, Н. Бердяев) вынуждены навсегда покинуть Россию. 

Термин «социология» начинает приобретать негативный оттенок  и использоваться главным образом  в связи с критикой «буржуазной» социологии. Многие журналы и кафедры  закрываются, немалое количество социологов, экономистов и философов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря. Высылка  в 1922 г. большой группы ученых из России сразу же сказалась на снижению уровня отечественной социологии. 

Именно в этот период начинается научная деятельность одного из виднейших представителей мировой социологической мысли  Питирима Александровича Сорокина (1889–1968 гг.). 

Этот мыслитель, родившийся в России, внес огромный вклад в  развитие социологии, который можно  сравнить разве что с вкладом  Вебера. 

Сорокин разработал теорию стратификации и социальной мобильности. П. Сорокин рассматривает  мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное  не звездами и планетами, а социальными  связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему  координат, которая и определяет социальное положение любого человека. 

4-й этап (с 1950-х  гг.). В этот период начинается  возрождение интереса к социологии. Социологи 50—60-х г.г., или, как  их позже называли, социологи  первого поколения, решали нелегкую  задачу – не только возродить,  но и практически заново создать  эту науку. 

Во многом благодаря  работам Б. А. Грушина, Т. И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, Ю. А. Левады, Г. В. Осипова, В. А. Ядова и др. в стране значительно  расширились масштабы социологических  исследований. 

В середине 1960-го г. было создано первое социологическое  учреждение – отдел социологических  исследований в институте философии  АН СССР и лаборатория социологических  исследований при Ленинградском  госуниверситете. 

Таким образом, нетрудно увидеть, что на данном этапе социология приобретает в основном прикладной эмпирический характер. 

Предметом социологических  исследований была социальная структура  общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи. 

Однако полученные данные не объединяются, на их основе не создаются теории среднего уровня. 

По всей стране начинаются открываться кафедры социологии, создаются учебные пособия по этой дисциплине. Социология проходит процесс институциализации, итогом которого становится возникновение  социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом в СССР. 

На сегодняшний  день в России существует огромное количество социологических факультетов, которые выпускают высококлассных специалистов-социологов. 

В больших количествах  проводятся социологические исследования. 

В стране существуют центры исследования общественного  мнения, которые проводят социологические  исследование по всей России и создают  на основе их данных многочисленные отчеты и прогнозы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возникновение и  этапы развития российской социологии

 половина XIX века  — время стремительного перехода  России на рельсы новой, индустриальной, цивилизации, что обострило как  старые социальные проблемы, так  и выявило массу новых. Средств  традиционной философии истории  для их решения оказалось явно  недостаточно. Актуальным стал запрос  на рациональный тип мышления  и социально — политическвго  действия. Необходимо было новое,  более точное социальное знание, что и выразилось в становлении  и развитии социологии. В ее  развитии достаточно четко просматриваются  три исторических этапа. 

Первый этап — 1860—1890-е  годы. Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины, под "духовным руководством" О. Конта. Хотя идеи Конта упоминались  уже в 40—50—е гг., особого резонанса  они не имели. Широкая популяризация  позитивизма начинается в 60—е гг. В 1859 г. выходят две работы П. Л. Лаврова ("Механическая теория мира" и "Очерки развития личности"), написанные в  позитивистском духе. В 1865 г. почти одновременно появляются статьи о Конте и его  философии в трех влиятельных  журналах — "Современнике", "Русском  слове", "Отечественных записках" (статьи В. В. Лесевича, Д. И. Писарева и  П. Л. Лаврова). В 1867 г. в книге "Огюст  Конт и положительная философия" публикуются работы Г. Льюиса и Дж. Милля о Конте. Рецензия на эту  книгу Лаврова (1868) во многом задала тон всей последующей российской позитивистской литературе. На рубеже 60 — 70 — х гг. появляются первые собственно социологические работы П. Л. Лаврова  и Н. К. Михайловского, написанные в  русле методологии позитивизма. 
 

Можно, таким образом, сказать, что между 1868 и 1875 годами заключен период легитимизации социологии в  Рос — сии. Конечно, 1875 г. — достаточно условная дата. И все же именно на этом рубеже обозначились первые итоги  методологической дискуссии о статусе  новой науки, появились публикации, четко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений  — объективного и субъективного. Любопытно, что источником обеих  парадигм стали идеи Конта, хотя зачастую это утверждается только применительно  к пер — вой. Однако и субъективная школа исходила из Конта, по, скорее, второго этапа его творческой эволюции. 

В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют П. Л. Лаврова, Е. В. де Роберти, Н. К. Михайловского, С. Н. Южакова, П. Ф. Лилиенфельда, А. И. Стронина. Но нельзя не упомянуть еще одного имени — Г. Н. Вырубова (1843—1913). И  хотя его трудно назвать в точном смысле слова российским социологом, поскольку с 1864 г. он постоянно жил  во Франции и публиковался на французском  языке, тем не менее его влияние  на социологию России, прежде всего  объективную школу, велико. М.-М. Ковалевский  назвал Вырубова "учителем молодого поколения русских социологов", а Е. В. де Роберти писал о нем  как об "умственном руководителе" русского социологического движения на первом этапе. Действительно, Вырубов  оказался связующим звеном между  французским позитивизмом и формировавшейся  российской социологией. 

Окончив Московский университет, Вырубов навсегда покидает Россию. В 80—е гг. он, признанный ученый—химик, возглавляет кафедру истории  наук в Коллеж де Франс. В конце  же 60 — х — 70 - е гг. Вырубов  был знаменит совсем в иной области, а именно в качестве активного  и авторитетного, благодаря многочисленным работам, продолжателя социологии Кон— та. Вместе с учеником Конта Э. Литтре (1801—1881) он основывает журнал "Позитивная философия. Обозрение" и редактирует его вплоть до закрытия в 1884 г. Исследователи, объединившиеся вокруг журнала, признавали заслуживающими внимания лишь идеи объективной социологии Конта и отвергали его позднейшее учение о нравственно и субъективно опосредованном, социальном знании. Практически все начинающие российские социологи испытали влияние школы Вырубова, а де Роберти и Ковалевский стали его наиболее решительными сторонниками и пропагандистами объективной социологии в России. 

Рассматривая роль позитивизма в становлении российской социологи, следует, однако, подчеркнуть, что увлечение им в России не было простым заимствованием. Напротив, российские социологи, даже объективного направления, никогда не были правоверными позитивистами, тем более контистами, относились к идеям Конта и  близких ему мыслителей достаточно критично. Более того, такие социологи, как Лавров или Михайловский, сложились  как позитивисты во многом еще  до знакомства с идеями Конта, Спенсера и др. В позитивизме российских социологов привлекало стремление к  научному методу, синтезу знаний, к  созданию науки об обществе, и он рассматривался ими как логика современной  науки. В духе Конта на первом этапе  российской социологии был понят  ее предмет: социология рассматривалась  как высшая наука, опирающаяся на синтез всех научных знаний и исследующая  всеобщие социальные законы. Не случайна тяга первых российских социологов к  всеобъемлющим синтезам, опора на колоссальный и самый разнородный  эмпирический материал. Одновременно недостаточная проясненность объекта  социологии приводила к ее аморфности и нечеткости, поскольку каждый исследователь  вкладывал в свою "социологию" содержание, соответствовавшее его  научным интересам и запасу знаний. Социология тесно переплеталась  с социальной философией, рассматривалась  как продолжение последней. 

Информация о работе Особенности исторического развития российской социологии