Особенности монополизации российской экономики на примере Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:51, статья

Описание

Как мы знаем, монополия в России образовалась не в результате конкуренции и технического прогресса, а из-за «сдерживания царизмом свободных рыночных отношений»
Вообще проблема Монополии стала распространяться по России в начале 90-х годов. Резкое изменение экономической системы, экономический кризис - всё это повлияло на конкурентоспособность фирм, происходила монополизация сильнейших из них. Но эта проблема не оставила Россию, она нас преследует и по сей день.

Работа состоит из  1 файл

статья.docx

— 20.30 Кб (Скачать документ)

Особенности монополизации  российской экономики на примере  Тюменской области.

Как мы знаем,  монополия в России образовалась не в результате конкуренции и технического прогресса, а из-за  «сдерживания царизмом свободных рыночных отношений»

       Вообще  проблема Монополии стала распространяться по России в начале 90-х годов. Резкое изменение экономической системы, экономический кризис - всё это повлияло на конкурентоспособность фирм, происходила монополизация сильнейших из них. Но эта проблема не оставила Россию,  она нас преследует и по сей день.

        Для борьбы с Монополией созданы специальные Органы Федеральной Антимонопольной Службы России.  К примеру, Руководителем Федеральной антимонопольной службы России по Тюменской области является Игорь Юрьевич Артемьев.

Если же взять статистику УФАС по Тюменской области, то можно увидеть что осуществление монопольной деятельности за 2010 год в 2 раза больше показателей 2009 года. В 2009 году в ведомство было направлено всего 116 обращений на действия компаний – монополистов, когда за 2010 год   поступило 203 заявления на действия компаний, осуществляющих незаконную монопольную деятельность.  Данная статистика говорит о том, что монополия  имеет   нарастающий характер.

    Рассмотрим  информацию с пресс-конференции руководителя Тюменского УФАС России Дмитрия Шалабодова на тему: "Итоги деятельности управления за 2010 год": «По фактам злоупотребления компаниями своим доминирующим положением Тюменским УФАС России возбуждено и рассмотрено 14 дел, выявлено 5 случаев заключения компаниями анти конкурентных соглашений и совершение  согласованных действий, которые могут привести к поддержанию или  установлению цен, созданию препятствий доступа на рынок, сокращению или прекращению производства товаров, имеющих потребительский спрос и т.д. Также за 2010 год  выявлено  6 случаев незаконного отбора финансовых организаций субъектами естественных монополий.»

      К примеру,  компания «ООО Тюмень-водоканал» была оштрафована  на 7 миллионов 785 тысяч рублей из-за отключения воды целому дому вследствие неуплаты долга  управляющей компании. То есть вина компании, а платимся за это мы, добросовестные граждане, и это не единственный случай.

Компания ЗАО «Северрегионгаз» отключила газ, который поставлялся в жилой дом, так же как и в первом случае из-за задолженности управляющей компании, в результате этого у жильцов данного дома 2 месяца отсутствовала горячая вода.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что чаще всего под антимонопольный контроль в основном попадают поставщики коммунальных услуг и сетевые компании. На них в полном объёме распространяются запреты на злоупотребление превосходящим положением, которые установлены законом о защите конкуренции. Часто наблюдаются случаи, когда работники ЖКХ уклоняются от заключения публичных договоров, нарушают установленный порядок ценообразования, и умышленно навязывают клиенту абсолютно невыгодные условия.

      Так же если  рассматривать естественную монополию, можно привести в пример такое государственного учреждения как «Управление пенсионного фонда России», главной функцией которого является выдача карт обязательного пенсионного страхования.

С одной стороны это  монополизированное учреждение единственное в своём роде, которое обладает данной функцией, оберегает  граждан от воздействия так называемых «лжеконтор». Однако, с другой стороны, имея ограниченный штат сотрудников и малое количество территориальных филиалов,  приводит к образованию очередей из лиц желающих получить эту карту обязательного пенсионного страхования. Причём каждый из нас на «собственной шкуре» прочувствовал, насколько весомо ощущаются эти неудобства.

      Таким образом, для того чтобы планка показателя объёма  монополии была наиболее низкой, нужна вменяемая экономическая политика правительства и нужна конкуренция, нужно понизить существующий ещё с советского союза уровень бюрократии, который уже на сегодняшний  день стал значительно выше. Также я считаю, что нужно соединить приватизацию с демонополизацией, а также развивать программу приватизации, то есть передавать в собственность хотя бы то, что государство присвоило.

Также в существующей сильнейшей монополизации нефтегазовых компаниях, я думаю нужно провести реформу электроэнергетики, подвести их к частной генерации, но не юридически, как это было сделано, а фактически, чтобы был хоть какой-то от этого результат.

      В процессе изучения данной темы я проработала с множеством научно-популярной и публицистической литературой. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что насколько бы эффективно Федеральная Антимонопольная Служба России не работала, существующая проблема монополии всё равно останется. За прошедшие годы она стала неотъемлемой частью российской экономики.

 

 


Информация о работе Особенности монополизации российской экономики на примере Тюменской области