Особенности налогооблажения различных отраслей экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание

Основными элементами налогообложения являются:
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [13,c.116]
Налогообложение - это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Работа состоит из  1 файл

Текстовая часть.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

     1  НАЛОГАВАЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.

      
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ  НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ.
 

     Обширные  функции современного государства  в экономической сфере и высокий  уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются налоги.[6,c.28].

     Основными элементами налогообложения являются: 
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [13,c.116] 
Налогообложение - это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

     Субъект налога (плательщик) - это юридическое  или физическое лицо, которое обязано платить налог. Объект налога - это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

     Источник  налога - это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог. Налоговая база - это часть объекта обложения, которая образуется в результаj,67ohте учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.  
Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах. 
Налоговая нагрузка - это общая величина налоговой суммы. 
Налоговая льгота - это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.  Уплата налога - это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд. Налоговая система государства - это совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.

     Сущность  налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог - это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.[17,c.66]

     Налогообложение в структуре общественных отношений  выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально  их можно свести к трем основным функциям:

     1. фискальная - обеспечивает формирование  доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении;

     2. регулирующая - состоит в способности  налогов воздействовать на развитие  экономики, обеспечивая ей устойчивый  рост, устраняя возникающие диспропорции  между объемом производства и  платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны[8,c.51];

     3. стимулирующая - ориентирует налоговый  механизм на стимулирование плательщика  к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества[3,c.215].

     Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными  из которых являются:

     1. Каждое лицо обязано уплачивать  законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

     2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и иные взносы и платежи.

     3. Налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.

     4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

     5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[11,c.24]

     Принципы  и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.

     Налоговая система государства складывается в результате его исторического  развития под влиянием множества  факторов. Характеристика налоговой  системы прежде всего основывается на таких экономических показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же время определяющее значение имеют политико-правовые факторы, определяющие распределение хозяйственно-экономических функций и степень контроля центральных и местных органов государственной власти.[7,c.46]

     Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных  налоговым законодательством налогов  РБ, сборов (пошлин); порядка их установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового законодательства; а так же форм и методов налогового контроля. [16,c.25] 

     1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. 

     Множество объектов налогообложения требует  классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:

     1. В зависимости от каналов поступления различают: 
республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

     - налог на добавленную стоимость;

     - акцизы;

     - налог на прибыль;

     - налоги на доходы;

     - подоходный налог с физических лиц;

     - экологический налог;

     - налоги с пользователей природных ресурсов;

     - налоги на имущество;

     - земельный налог;

     - дорожные налоги и сборы;

     - таможенная пошлина и таможенные сборы;

     - гербовый сбор;

     - оффшорный сбор;

     - консульский сбор;

     - экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;

     - государственная пошлина;

     - регистрационные и лицензионные сборы;

     - патентные пошлины. [11,c.38]

     местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:

     - налог с розничных продаж;

     - налог за услуги;

     - налог на рекламу;

     - сборы с пользователей.

     2. По видам плательщиков: взимаемые с юридических лиц, взимаемые с физических лиц.

     3. По способу изъятия: прямые - направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:

реальные  - взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:

     · земельный налог,

     · налог с объектов строений,

     · налог с владельцев транспортных средств,

     · сельскохозяйственный налог.

личные - это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:

       · подоходный налог с населения,

       · налог на прибыль предприятий,

       · налог на прибыль иностранных  юридических лиц от деятельности на территории РБ,

       · налог на доходы.

косвенные - это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового  производства,

налог на добавленную стоимость, который  является частью вновь созданной  стоимости,

таможенная  пошлина - косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.

       4. по объекту обложения: платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:

       · НДС,

       · Акцизы,

       · Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),

       · Налог на продажу в розничной  торговле,

       · Налог с продаж автомобильного топлива,

       · Таможенные сборы.

       платежи, включаемые в себестоимость  продукции, работ, услуг:

       · единый платеж от фонда оплаты труда,

       · отчисления в Фонд социальной защиты населения,

       · платежи за землю,

       · экологический налог,

       · отчисления в центральные инновационные  фонды,

       · сбор на содержание и размещение отходов,

       · государственная пошлина.

       платежи, уплачиваемые из прибыли:

       · налог на недвижимость,

       · налог на доходы,

       · налог на прибыль,

Информация о работе Особенности налогооблажения различных отраслей экономики