Особенности налогово-бюджетной политики в условиях открытой экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание

В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Модель малой открытой экономики и ее основные черты……………….
2. Налогово-бюджетная политика в условиях фиксированного валютного курса……………………………………………………………………………
3. Налогово-бюджетная политика в Республике Беларусь и ее влияние на внешнее и внутреннее равновесие……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (2).docx

— 404.51 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..

1. Модель  малой открытой экономики и  ее основные черты……………….

2. Налогово-бюджетная  политика в условиях фиксированного  валютного курса……………………………………………………………………………

3. Налогово-бюджетная  политика в Республике Беларусь  и ее влияние на внешнее  и внутреннее равновесие……………………………………………

Заключение……………………………………………………………………..

Список  литературы…………………………………………………………..... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В течение нескольких тысячелетий  истории человечества налогам уделяется  пристальное внимание всех слоев  населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам  и отдельные регионы, фирмы и  индивидуальные предприниматели, крестьяне  и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с  них берут несправедливо много  налогов. Любое изменение в налоговой  системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

     Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования  рыночной экономики.

     В то же время налоги – уникальная экономическая категория, которая  будоражит умы человечества с  древних времён. Её уникальность заключается  в степени воздействия на экономическую  и социальную жизнь общества и  в тесноте связи со всеми, без  исключения хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения  страны. Налоги во всём мире признаются наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономики, оказывающие влияние на формирование структуры производства и потребления  общественного продукта, на процесс  накопления и инвестирования капитала, ценообразование, развитие научно-технического прогресса, экологию, объём доходов  государственного бюджета, жизненный  уровень населения и другие стороны  жизни общества.

     Изучение  теоретических, методологических и  практических основ построения налоговых  систем необходимо не только студентам  экономических специальностей, но и  гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью и желающим грамотно выполнять свои финансовые обязательства перед государством.

     В работе нашли отражение работы таких  экономистов, как Заяц Н.Е., Папов Е.М., Адаменкова С.И., Дейко А., Масинкевич Н.Э. и др. Состояние налоговой системы Беларуси описывается государственными нормативными правовыми актами, такими как закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по налоговым и бюджетным вопросам» и «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год». В работе также широко используются статьи, опубликованные в республиканской прессе и статистические данные, находящиеся на сайтах Интернета.

     Почему  данная тема так актуальна в наше время? С переходом Беларуси к  рыночным преобразованиям в экономике  появились новые формы собственности, экономические виды деятельности, в  отношении которых поначалу сложно было определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и в применении принципиально нового подхода к  выполнению налоговых обязательств перед государством – добровольной уплаты налогов в зависимости  от величины получаемого дохода. Существует множество проблем системы налогов, спорность многих положений законодательных актов, сложность понимания существующих аспектов налогообложения. Однако реформирование налоговой политики должно сделать налогообложение более рациональным и совершенным.

     Целью работы является выявление изучение особенностей налогово-бюджетной политики в условиях открытой экономики Республики Беларусь. Для этого должны быть поставлены и осуществлены следующие задачи:

     - рассмотрена модель малой открытой экономики и ее основные черты;

     - рассмотрена налогово-бюджетная  политика в условиях фиксированного  валютного курса;

     - изучена налогово-бюджетная политика  в Республике Беларусь и ее  влияние на внешнее и внутреннее  равновесие.

     Объектом  исследования является налогово-бюджетная  политика Республики Беларусь. Предметом  исследования является налогово- бюджетная политика страны.

     Методами  исследования являются группировка, сравнение, табличный и другие методы.

     Курсовая  работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы. В  первой главе рассматривается модель малой открытой экономики и ее основные черты. Во второй - налогово-бюджетная политика в условиях фиксированного валютного курса. Влияние налогово-бюджетной политики Республики Беларусь на внешнее и внутреннее равновесие изучено в третьей главе курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. МОДЕЛЬ МАЛОЙ ОТКРЫТОЙ  ЭКОНОМИКИ И ЕЕ  ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 

    Открытая  экономика-это экономика, при которой:

  1. страны экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг;
  2. страны получают и предоставляют кредиты на мировых и финансовых рынках.

    В открытой экономике значительная часть  выпущенной продукции экспортируется за границу. В открытой экономике  расходы на произведенную продукцию  можно разложить на четыре составляющие:

  1. потребление отечественных товаров и услуг - С11;
  2. инвестирование расходов на отечественные товары и услуги - Ie1;
  3. государственные закупки отечественных товаров и услуг - GII;
  4. экспорт товаров и услуг, произведенных внутри страны – ЕХ.[3]

    Абсолютно открытой или закрытой экономики  не существует. Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление  развития которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве.

    Степень открытости экономики обычно зависит  от объемов внешней торговли страны или от политической линии её правительства. [3, c. 47]

    Известна  также трактовка открытости экономики  Дж. Сакса и Э, Уорнера, в соответствии с которой экономика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

    — высокая курсовая премия черного рынка;

    — социалистическая экономическая система;

    — государственная монополия на экспорт;

    — высокие таможенные тарифные барьеры.

    Поэтому при анализе открытости экономики  исследователи используют оценку степени  валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным производством. Такие страны обычно не склонны к протекционизму.

    На  степень открытости влияют масштаб  страны, численность населения, размер внутреннего рынка, относительная  обеспеченность сырьем, географическое положение, особенности национальной политики государства, характер внешнеэкономических  связей.

    Открытая  экономика предполагает в международных  расчетах использование иностранных  валют; она находит своё отражение  в платёжном балансе страны, в  частности в балансе текущих  операций и балансе движения капитала.

    Различают [7, c. 367]:

    Малую открытую экономику - экономика небольшой  страны; её модель включает счет движения капитала и счет текущих операций. Она представлена на мировом рынке  небольшой долей и практически  не оказывает влияния на мировую  ставку процента, принимая последнюю  как данную, поскольку её сбережения и инвестиции – лишь незначительная часть мировых сбережений и инвестиций.

    Большая открытая экономика – это экономика  большой страны (США, Японии, Китая, Германии и т.д.), оказывающие существенное влияние, как на международную торговлю, так и на мировые финансовые рынки. Большие станы обладают значительной долей мировых сбережений и инвестиций, поэтому оказывают взаимодействие на мировую ставку процента.

    Показатели  открытости экономики.

    Увеличение  открытости, т. е. степени вовлеченности  страны в мировые торговые отношения, есть следствие увеличения уровня обобществления производства по мере развития производственных сил. Существует два крайних типа хозяйства:

    1.АВТАРКИЯ (полностью замкнутое хозяйство)  — В экономическое образование,  действующее по принципу самообеспеченности.

    2. ОТКРЫТАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА  (полностью открытое хозяйство)  — экономика, находящаяся в  состоянии взаимодействия с внешним  миром. Открытая национальная  экономика — это экономика  торгующая, осуществляющая платежи,  ввоз и вывоз капитала. Критерий  открытости экономики: наличие  влияния внешней среды на динамику  основных показателей экономического  развития, а именно объем и  темпы роста производства, состояние  внутренних товарных рынков, занятости  населения. 

    Факторы, влияющие на степень открытости экономики:

  • величина годового валового продукта;
  • емкость внутреннего рынка;
  • транснационализация экономики;
  • развитие производственной кооперации;
  • обеспеченность национальной экономики природными и земельными ресурсами;
  • государственная политика. Когда национальная экономика открывается внешнему миру, наступает зависимость от внешнего рынка, что обусловливает ее уязвимость.

    Открытость  национальной экономики увязывается  с понятием "взаимности" и "уязвимости". "Взаимность" предполагает преодоление  возникающих диспропорций и неравновесий. Под "уязвимостью" понимают зависимость национальной экономики от ситуации на мировом рынке, а также возможность понести убытки под воздействием внешнеэкономических факторов. Основные проблемы для национальных экономик создает зависимость от мировых цен, спроса и конкуренции. Так, повышение цен на нефть и нефтепродукты, выгодное для экспортеров, оборачивается ударом по зависимой от импорта или энергоемкой экономике.

    Национальная  экономика вступает в финансовые связи с внешним рынком и подвергает опасности занятость, состояние  национальной валюты и т. д. — возникает  состояние экономической безопасности. Экономическая безопасность связана  с влиянием внешнеэкономических  факторов на [7, c. 371]:

    • динамику национальной экономики;

    • темпы роста валового продукта;

    • состояние отдельных отраслей;

    • уровень занятости;

    • состояние национальной валюты;

    • размер валютно-финансовых резервов и  т. д.

    Социально-экономические  издержки открытой экономики:

  • увеличение зависимости от экспортно-импортных операций;
  • увеличение зависимости от внешних финансовых источников;
  • ухудшение положения предприятий национальной экономики;
  • сокращение занятости и рост безработицы.

    Среди основных показателей открытости национальной экономики можно выделить следующие: внешнеторговая квота в ВНП, доля экспорта в производстве, доля импорта  в потреблении, удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

Информация о работе Особенности налогово-бюджетной политики в условиях открытой экономики РБ