Особенности неоконсерватизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 05:39, контрольная работа

Описание

Период 70-80-х годов XX в. характеризуется кризисом кейнсианской теории и основанной на ней доктрине макроэкономической политики. Растущий дефицит государственного бюджета, вызванный экспансионистской политикой правительства, увеличение государственного долга привели к серьезным финансовым проблемам, которые проявились в резком возрастании темпов инфляции - она вышла из-под контроля и начала свое разрушительное действие на хозяйственную систему. Манипулирование налоговыми и процентными ставками усиливало непредсказуемость экономики, вызывало утечку капиталов за рубеж.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.16 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Период 70-80-х годов XX в. характеризуется кризисом кейнсианской теории и основанной на ней доктрине макроэкономической политики. Растущий дефицит государственного бюджета, вызванный экспансионистской политикой правительства, увеличение государственного долга привели к серьезным финансовым проблемам, которые проявились в резком возрастании темпов инфляции - она вышла из-под контроля и начала свое разрушительное действие на хозяйственную систему. Манипулирование налоговыми и процентными ставками усиливало непредсказуемость экономики, вызывало утечку капиталов за рубеж. Широко распространенные методы прямого регулирования и администрирования сковывали бизнес, снижали стимулы предпринимательской деятельности. Высокая степень социальной защищенности снижала стимулы к трудовой деятельности. В итоге экономический рост прекратился. Возникла стагфляция. В результате в 70-х гг. кейнсианская модель вошла в кризисное состояние, породив принципиально новые экономические проблемы и не найдя адекватных способов их решения.

Дефициты  государственных  бюджетов, рост инфляции, увеличение безработицы  и другие негативные последствия  экономической политики, а также  шоки предложения, связанные с нефтяным кризисом 1970-х гг, способствовали приходу  к власти в западных странах политиков (Р. Рейган, М. Тэтчер), программы действий которых по исправлению ситуации были разработаны на основе рекомендаций экономистов неоклассического направления, которые сумели завоевать ведущие позиции в сфере разработки экономической политики большинства стран.

Неоконсервативное (неоклассическое) направление, которое является одним  из ведущих направлений того времени представлено неолиберализмом и современными концепциями неоконсерватизма: монетаризмом, экономикой предложения и теорией рациональных ожиданий.

Неолиберализм предполагает проведение мер по укреплению и расширению либеральной системы рыночной экономики, освобожденной от чрезмерного вмешательства государства, сдерживающего функционирование рынка. Неоконсерватизм как идеология «обновляющегося» рыночного хозяйства признает необходимость перемен в рамках существующей экономической системы и призывает к пересмотру системы регулирования экономики. Они призывают к пересмотру экономической роли государства, которое главным образом должно создавать условия для нормального функционирования свободного предпринимательства, ликвидировать барьеры, сдерживающие частнопредпринимательскую инициативу и деформирующие рыночный механизм.1

Наиболее видные представители  этого направления - М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер, Д. Гилдер (теория экономики  предложения), Р. Лукас, Д. Мут, Л. Реппинг (теория рациональных ожиданий). Основная идея новой модели: усиление позиций  рынка и внутрифирменного планирования в организации экономической жизни за счет ограничения прямого государственного вмешательства в экономику и усиления индивидуалистических начал.

Цель контрольной работы - изучение особенностей неоконсерватизма. Теоретико-методологической основой работы стала отечественная экономическая литература и интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Монетаризм М. Фридмена. Денежное правило Фридмена

 

Среди школ, представляющих консервативное направление, особую популярность приобрела чикагская школа во главе с выдающимся ученым, лауреатом  Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Милтон Фридмен, американский экономист, является приверженцем классической школы, разделяя один из главных ее тезисов - тезис о невмешательстве государства в экономику. Теория чикагской школы получила название монетаризм.

В настоящее время  под монетаризмом понимается общетеоретический подход, признающий исключительно важную роль денег в экономике и отдающий приоритет особому типу денежно-кредитной политики, ориентированному на прямое регулирование темпов роста денежной массы, в противоположность иным методам воздействия: фискальной и денежно-кредитной политике, воздействующей на экономику через процентные ставки. Данная точка зрения отражает узкий смысл термина «монетаризм».

Суть монетаризма  в широком смысле заключается  в том, что основная функция экономической  теории – прогностическая. Именно способность  предвидеть динамику экономических  показателей выступает в качестве критерия оценки верности ее основных положений.

В своей книге «Капитализм  и свобода» Фридмен утверждал, что современная капиталистическая экономика представляет собой внутренне устойчивую, саморегулирующуюся систему, которая обеспечивает политическую свободу и хозяйственную эффективность. Поэтому не существует удовлетворительной, разумной альтернативы рыночному механизму.  Государственное вмешательство в эту сферу неизбежно, однако оно не должно вести к корректировке, искажению рыночного механизма. Перераспределение средств на социальные нужды необходимо осуществлять через налоги и субсидии, а не через ценовую политику. Поэтому задачей государства является не корректировка рыночного механизма, а создание условий для максимально свободного и стабильного функционирования рыночного механизма на основе проведения рациональной, долгосрочной денежной политики.

Монетразим – теория, исходящая из представлений о  решающем влиянии денежной массы  на цены, инфляцию и ход экономических  процессов.

Деньги играют исключительно  важную роль в экономике. Изменение  их массы через эффект реальных кассовых остатков приводит к изменению расходов и номинальных доходов. Это может  привести в краткосрочном периоде  к изменению уровня цен и объема производства, однако, в долгосрочном периоде – только к росту общего уровня  цен, то есть к инфляции. Связь между уровнем безработицы и темпами инфляции наблюдается только в краткосрочном периоде, в долгосрочном периоде она отсутствует.2

Одним из главных проявлений устойчивости экономики является стабильность зависимости между денежной массой в обращении и основными экономическими показателями. Главной задачей экономической  политики является поддержание стабильного  уровня цен. Ее решение обеспечивается стабильностью денежного обращения, которое возможно при соблюдении монетарного правила: темп увеличения находящейся в обращении денежной массы должен быть умеренным и зависеть от долгосрочного темпа роста производства и скорости обращения денег.

М. Фридмен полагает, что вмешательство государства в рыночный механизм оказывает отрицательное влияние на экономику и сказывается на снижении благосостояния в обществе.3 Задача государства –  не корректировка рыночного механизма, а создание условий для максимально свободного и стабильного функционирования рыночного механизма на основе проведения рациональной, долгосрочной денежной политики. (не используя при этом регулирование совокупного спроса при помощи манипулирования денежной массы, антициклического регулирования с помощью гибкой денежно-кредитной политики).

По мнению Фридмена инфляция –  явление денежного порядка и  борьба с ней возможна лишь в сфере  денежного обращения. Главную причину инфляции он видит в «чрезмерном» увеличении количества денег в обращении. Виновником же «чрезмерности» денежной массы является государство, точнее, его возрастающие расходы, главным образом на социальные нужды. Для снижения темпов инфляции необходимо уменьшить количество денег в обращении. Чтобы сдержать темпы роста инфляции необходимы следующие «рецепты»: сокращение «благотворительных» расходов государства, жесткая денежная политика, направленная на сдерживание и стабилизацию темпов прироста денежной массы (уменьшение количества ценных бумаг, дерегулирование платежного баланса) и т.д. По мере того как экономические субъекты приспособятся к новым условиям, в действие самостоятельно вступят силы, направленные на снижение темпов инфляции (силы рынка будут способствовать уравниванию денежной массы и количества товаров). Все это должно привести к сокращению объемов производства, а затем и к снижению роста цен. Наступит состояние экономического равновесия, являющееся предпосылкой начала экономического роста.4 

Основные постулаты монетаризма:

- рыночная система обладает способностью автоматически на базе саморегулирования приводить себя в равновесие;

- главные трудности, возникающие в экономике, связаны с государственным вмешательством;

- монетаристы предлагают сузить рамки государственного регулирования;

- центральная тяжесть в экономической политике переносится в сферу денежно-кредитных отношений.

В денежно-кредитной политике существенное значение имеет принцип постепенности: мероприятия денежно-кредитной политики должны осуществляться медленно, они  рассчитаны на годы, не могут являться быстрой реакцией на изменения экономической  конъюнктуры.

Основная проблема денежной политики по мнению Фридмана заключается в  обеспечении соответствия между  спросом на деньги и их предложением. Устойчивый спрос на деньги – главная  предпосылка стабильности цен, устойчивости совокупного платежного спроса, а  значит, обеспечения стабильности системы  в целом. Отсюда вытекает предложенное им «денежное правило» - прирост денег в обращении, должен соответствовать приросту ВНП, при этом рост денежной массы должен быть стабильный и умеренный в пределах 3-5%.

Исходя из выше сформулированных теоретических положений монетаризма можно сделать следующие выводы:

1.для стимулирования производства  необходимо в нормальных условиях  стремится к постоянному (низкому)  темпу увеличения количества  денег в обращении;

2. важнее контролировать количество  денег в обращении, чем норму  процента и объем кредита;

3. нельзя постоянно повышать  уровень занятости с помощью  бюджетного дефицита. По мнению  Фридмена, в условиях существования естественной нормы безработицы рост государственных расходов на дополнительное создание рабочих мест приводит к разбалансированности рынка и росту инфляции, что снижает общую эффективность экономики.

С точки зрения монетаристов, и  без государственного вмешательства рынки достаточно конкурентны, а конкуренция сама обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Они полагают, что закон о минимальной ставке заработной платы, законодательство, отстаивающее интересы профсоюзов, поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию и другие меры, предпринимаемые государством, усиливают негибкость экономики, а непродуманная дискретная фискальная кредитно-денежная политика государства подрывает ее стабильность, усиливает циклические колебания.

Применение монетаристских рецептов на практике дало положительный эффект, сократились темпы инфляции, что  благотворно сказалось на экономическом  росте. Но монетарная политика в разных странах строилась с учетом особенностей национальных хозяйств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая теория предложения

Раньше  считалось, что депрессия и безработица  возникают из-за недостаточного объема совокупного спроса, а расширение совокупного спроса за счет фискальной политики обеспечивает полную занятость.

Экономика предложения была реакцией на чрезмерное вмешательство государства в экономику. Название «экономика предложения» говорит о том, что основное внимание сосредоточено на стимулировании совокупного предложения (в отличии от теории Кейнса), а следовательно, перехода к долгосрочному регулированию предложения факторов производства.

Появление данной теории связано с особенностями  экономического развития экономики  западных стран в 70-80 гг., когда они  столкнулись с инфляцией издержек. С ней нельзя было справиться стимулированием совокупного спроса. Решить эту проблему можно было за счет повышения производства, стимулирования инвестиций, развития НТП и интенсивной конкуренции. Сторонники экономики предложения полагают, что главным стимулом  производства является прибыль и следует очистить ее от некоторых налогов и социальных выплат, сократить предельную норму налогов. Сторонники этой теории критически рассматривали социальные выплаты, так как пособия по безработице, пособия многодетным семьям ослабляют трудолюбие, делают невыгодным поиск рабочего места. За счет сворачивания социальных программ теоретики предложения предлагали существенно сократить бюджетный дефицит.

Особое  внимание экономика предложения  уделяет налогам. Кейнс полагал, что в условиях спада их надо снижать, а при подъеме и оживлении  – повышать. Традиционный подход к налогам был таким: снижение налогов сопровождается снижением доходов бюджета.

Экономика предложения ставит вопрос о благотворности снижения налогов как средства стимулирования производства. Согласно этой теории раньше или позже часть налогов трансформируется в издержки производства, а затем перекладывается на потребителя в виде высоких цен, а это опять вызывает рост налогов и повышение инфляции.5 Таким образом, экономика предложения ставит вопрос о снижении налогов, как средства стимулирования производства, а, значит, приводит к увеличению национального дохода. Она выступила с парадоксальным предложением: низкая налоговая ставка полностью совместима с неизменным и даже возрастающими налоговыми доходами, что приведет к оживлению деловой активности и к увеличению национального дохода. При этом меньше соблазнов уклониться от налогов.

Теоретическим обоснованием предлагаемой налоговой  реформы является эффект Лаффера. Анри Лаффер утверждал, что долгосрочным последствием снижения налоговых ставок будет не рост бюджетного дефицита, а его сокращение, что поможет стабилизировать инфляционный процесс и как следствие экономический подъем. Свой вывод он подкрепил графической иллюстрацией, которая получила название кривая Лаффера.     Рисунок 1. Кривая Лаффера

Информация о работе Особенности неоконсерватизма