Особенности олигополистического рынка в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать конкуренцию как экономическую категорию, выявить ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, определить достоинства и недостатки совершенной и несовершенной конкуренции.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

проанализировать учебную литературу по изучаемой проблеме;
проанализировать несовершенную конкуренцию с целью дать им объективную оценку, определить ее отличие от совершенной конкуренции;
выявить особенности определения цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции;
выявить особенности олигополистического рынка в современной России;
сделать выводы по работе.

Содержание

Введение 3
1. Особенности совершенной и несовершенной конкуренции 6
1.1. Конкуренция: понятие и роль в экономике 6
1.2. Механизм функционирования несовершенной конкуренции, ее отлицие от совершенной конкуренции 10
2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции 22
2.1. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции 22
2.2. Механизм ценообразования в условиях совершенной конкуренции 27
3. Особенности олигополистического рынка в современной России 31
3.1. Основные характеристики олигополии 31
3.2. Функционирование олигополистического рынка в России 37
Заключение 39
Список источников и литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Совершенная и несовершенная конкуренция_УрСЭИ.doc

— 657.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

с.

 

Введение

 

    Конкуренция, которая в той или иной степени  связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции  характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

    Чистая  монополия и совершенная конкуренция  это два крайних случая рыночной структуры, которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы ,хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существ. продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того, данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных товаров (борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка).1

    Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая  конкуренция, олигополия и монополия.  Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Олигополия — это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции.

    В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

    Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.2

    Объектом  исследования в работе послужила  конкуренция и ценообразование. Предмет изучения – сущность и принципы функционирования предприятия в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

    Цель  курсовой работы – проанализировать конкуренцию как экономическую категорию, выявить ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, определить достоинства и недостатки совершенной и несовершенной конкуренции.

    Реализация  поставленной цели потребовала решения  следующих задач:

  • проанализировать учебную литературу по изучаемой проблеме;
  • проанализировать несовершенную конкуренцию с целью дать им объективную оценку, определить ее отличие от совершенной конкуренции;
  • выявить особенности определения цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции;
  • выявить особенности олигополистического рынка в современной России;
  • сделать выводы по работе.

    Остается  отметить, что данный вопрос достаточно хорошо изучен как в общей учебной  литературе по экономической теории, так и в много численных  публикациях в экономической  периодике. 

    При написании работы использовались следующие методы: анализ учебной литературы и метод контент-анализа (главы 1,2,3); метод сравнения (глава 3). В связи с выбором темы курсовой работы выбрана следующая структура работы: введение, где рассмотрена краткая характеристика темы работы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования в курсового проекта; первая глава, в которой рассмотрен механизм функционирования несовершенной конкуренции и ее отличия  от совершенной конкуренции; заключительная глава – здесь автор рассматривает особенности определения цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции; заключительная часть – определены главные моменты работы, сделаны обобщающие выводы; список литературы.

 

1. Особенности  совершенной и  несовершенной конкуренции

1.1. Конкуренция: понятие и роль в экономике

 

      Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) –  это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя.3 Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.4

      Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих  субъектов, при которой их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

      Рассматривая  конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так  и отрицательные.

      Положительные стороны конкуренции:5

  • конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  • конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  • конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  • конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  • конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  • конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  • конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  • конкуренция вводит новые формы управления.

      Отрицательные стороны конкуренции:6

  • при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  • многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

     Любой товар или услуга в большей  или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

  1. при его производстве:
  • производительность труда;
  • уровень налогообложения;
  • внедрение научно-технических разработок;
  • размеры прибыли предприятия;
  • величина оплаты труда.

б) при  его потреблении:

  • продажная цена товара;
  • качество;
  • новизна;
  • послепродажное обслуживание;
  • уровень предпродажной подготовки.

    Говоря  о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов  конкуренции:

  1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
  • продажа личного товара по цене конкурента
  • снижение цены потребления товара
  1. незаконные методы:
  • антиреклама товаров конкурентов;
  • производство товаров имитаторов (подделка).

     Рыночные  отношения оказывают через спрос  и предложение постоянное влияние  на развитие производства. Однако это  влияние не исчерпывается ролью  цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

     Будем рассматривать типы рынков прежде всего  в соответствии с основными параметрами  — численностью и распределением действующих на них продавцов  и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.

     В общем виде ответ на вопрос «Кто действует на рынке?» позволяет  описать структуру рынка в  ее статическом виде. Ответ на вопрос «Как действуют присутствующие на рынке  субъекты?» позволяет проследить за динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов рынка, которое проявляется в ценовой политике, продуктовой и рекламной стратегии, инвестиционной и инновационной политике, юридической тактике, согласовании действий конкурентов на рынке.

     Таким образом, анализируя состояние товарного рынка, делая выводы об эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).

     При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих  слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю) и их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию.

     Идеальные модели рынков почти не встречаются  на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже.7

Таблица 1.1.

Типы  рынков и их основные характеристики

Тип рынка Количество  субъектов рынка Однородность  продукции Заменяемость  товаров Взаимозаменяемость  субъектов рынка Вход-выход  на рынок Доли субъектов на рынке
продавцов покупателей
Совершенная конкуренция Много Много Однородная Полная Нет Свободный Равные и  небольшие
Монополистическая конкуренция Ограниченное Много Дифференцированная Высокая степень Незначительная Ограниченный Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке
Олигополия Несколько Много Однородная  либо дифференцированная Высокая степень Значительная Ограниченный Крупные, примерно равные
Монополия Один Много Однородная Нет Нет Блокирован 100%
Мтнопсония Много Один Незначительно дифференцированная либо однородная Незначительная Нет Блокирован 100%

Информация о работе Особенности олигополистического рынка в современной России