Особенности планирования на крупных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:22, контрольная работа

Описание

На крупных предприятиях внутрифирменное планирование является важнейшим элементом управления компанией. В таких компаниях, как правило, формируются центры финансовой ответственности (ЦФО), которые действуют самостоятельно в рамках своего направления и именно с этим связаны основные проблемы с планированием:
- система планирования должна учитывать внутрифирменные взаимосвязи;

Работа состоит из  1 файл

ПнаП контрольная.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Вопрос 6. Особенности планирования на крупных предприятиях

 

На крупных предприятиях внутрифирменное планирование является важнейшим элементом управления компанией. В таких компаниях, как правило, формируются центры финансовой ответственности (ЦФО), которые действуют самостоятельно в рамках своего направления и именно с этим связаны основные проблемы с планированием:

- система планирования должна учитывать внутрифирменные взаимосвязи;

- финансовое планирование представляет определенные трудности, связанные с необходимостью учета влияния всех направлений плановой деятельности на финансовые результаты. Особое место в финансовой деятельности принадлежит планированию денежных поступлений и выплат между различными ЦФО и формированию источников инвестиций в развитии компании;

- учитывая большую численность работников в крупных компаниях важнейшим направлением плановой работы является социальное планирование, предусматривающее рост возможности социальной защиты сотрудников и создания благоприятных социально-культурных условий деятельности [3, с. 216].

Помимо выше перечисленных проблем, в крупных компаниях трудности планирования связаны с большим ассортиментом продукции, динамикой ее обновления (учитывается жизненный цикл продукции), что приводит к повышению степени неопределённости в управлении производственными ресурсами.

Главной особенностью связанной с планированием в крупных фирмах является необходимость, как нигде, строгого контроля над реализацией плановых решений. Связано это с вероятностью больших материальных потерь, если при принятии решения будут не корректно учтено воздействие внешних и внутренних факторов [3, с. 223].

Методологическая особенность планирования в рамках крупных компаний состоит в широком использовании программно-целевого подхода, который предусматривает необходимость точного формулирования целей фирмы и их увязки с ресурсами. Обычно цели разрабатываются на длительную перспективу и определяют основные направления программы развития фирмы [2, с. 298]. Одновременно формулируются четкие задачи каждого подразделения фирмы и определяются его место и роль в достижении общих целей. В частности, определяются не только общий объем прибыли и норма рентабельности, но и различные нормативные показатели, связанные с осуществлением функций маркетинга, финансирования и др.

Таким образом, в разрабатываемых фирмами планах как стратегических, так и текущих формируются основные задачи хозяйственной политики на определенный период и конкретные пути их решения: определяются необходимые для этого материальные и финансовые средства, а также методы их наиболее эффективного использования с учетом складывающихся условий в международном масштабе. Иными словами, методология планирования ориентируется на обеспечение увязки целей с ресурсами, определении последовательности средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и вытекающих отсюда задач в рамках каждого хозяйственного подразделения всей фирмы [2, с. 301].

Организационно процесс централизованного планирования у большинства крупнейших фирм осуществляется "сверху вниз". Это означает, что плановые директивы разрабатываются на высшем уровне управления. Здесь определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития фирмы и предпринимаются попытки взаимоувязать все звенья производственного механизма. Затем на более низких ступенях управления эти цели и задачи конкретизируются применительно к деятельности каждого подразделения, вплоть до дочерней компании и отдельного завода. Это уже чисто технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После соответствующего согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством. Такая организация процесса планирования свидетельствует о централизации важнейших решений в области планирования в высшем звене управления материнской компании и вместе с тем предоставляет определенную самостоятельность производственным отделениям и дочерним компаниям в разработке календарных планов на базе показателей, единых для всей фирмы.

Чтобы иметь возможность правильно определить цели и задачи для каждого подразделения, высшее руководство крупных компаний должно располагать данными о состоянии и развитии каждого конкретного рынка и каждого отдельного продукта на рынке [1, с. 163].

Эти данные обычно содержатся в программах маркетинга, которые кладутся в основу разработки плана во всех подразделениях.

Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления. Высшее звено системы планирования составляют комитеты при совете директоров. В некоторых компаниях - это плановые комитеты, в других - комитеты развития или центральные управления развития. В них, как правило, входят представители высшего руководства фирмы, которые подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики фирмы, выполняют технические, координационные и аналитические функции, участвуют в формулировании основных целей и задач фирмы на длительную перспективу. Подготавливаемые ими рекомендации выносятся на рассмотрение совета директоров и после одобрения включаются в форме конкретных мероприятий в перспективный план развития фирмы. Можно сказать, что на этом уровне управления формируются исходные положения для оптимального распределения внутрифирменных ресурсов в течение определенного планового периода.

Следующее звено аппарата планирования - центральная служба планирования, в функции которой входят разработка перспективных и текущих планов, согласование их с производственными отделениями или дочерними компаниями, корректировка и уточнение плановых показателей, и контроль за их выполнением. Она составляет формы плановой документации, консультирует высшее руководство по вопросам планирования. Центральная служба планирования осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими подразделениями, а также со службами планирования в производственных отделениях, получая от них всю информацию, необходимую для разработки планов.

Центральные службы планирования имеются практически во всех крупных компаниях. Однако организационно и структурно центральная служба может быть построена по-разному и отличаться по характеру выполняемых функций. В некоторых компаниях функции центральной службы планирования выполняют отделы планирования, находящиеся в составе других центральных служб [1, с. 167]. В производственных отделениях аппарат планирования представлен отделом планирования, в функции которого входит составление месячных, квартальных, полугодовых и годовых, сводных и текущих производственных планов по отделению в целом. Обычно в этих планах обобщаются показатели, полученные от каждого подразделения. В дочерних компаниях или на отдельных заводах функции планирования обычно выполняют службы оперативного и текущего планирования и контроля, в задачу которых входит составление планов на каждую смену, сутки, неделю, месяц, квартал, полугодие, год с учетом тех ограничений, которые определяются общекорпорационными целями (это касается в первую очередь капиталовложений, так как производственные отделения, например, в американских компаниях, обычно имеют право принимать самостоятельные решения по капиталовложениям на сумму, не превышающую 100 тыс. долл.) [3, с. 222].

Поскольку в производственном отделении функции оперативного планирования и оперативного контроля за выполнением плана сосредоточены в одном органе, это позволяет своевременно устанавливать отклонения от плана и вносить коррективы в процесс планирования.

Организация процесса планирования в разных крупных компаниях имеет свои отличительные особенности, обусловленные различиями в организационной структуре управления в целом и характере производственно-технического процесса. Эти отличия касаются как сроков плановых периодов, так и самой процедуры планирования и функций отдельных подразделений, занимающихся вопросами планирования. При разработке перспективных планов фирмы часто устанавливают различные плановые периоды для материнской компании и для ее заграничных филиалов и дочерних компаний, а также различные сроки по планам разных типов (например, 15-летний срок плана научных исследований и развития и семилетний срок стратегического плана) [2, с. 301].

Практика показывает, что в американских компаниях планы составляются, как правило, в производственных отделениях. По некоторым данным, около 2/3 американских компаний планируют "снизу вверх", 1/3 - на основе взаимодействия всех уровней управления, а планирование "сверху вниз" вообще отсутствует [2, с. 302].

Планы, разрабатываемые оперативными подразделениями, рассматриваются центральной плановой службой, службой по трудовым отношениям и затем советом управляющих при главном администраторе. После утверждения советом директоров план принимает директивный характер.

В английских компаниях также преобладает формирование планов в производственных отделениях, где готовится исходный план. Плановый отдел (служба) компании вырабатывает директивы, которые поступают в линейный плановый отдел (производственного отделения) для учета его показателей при составлении исходного плана. Здесь так же, как и в американских компаниях, в основу планирования кладется принцип "планирует исполнитель".

Процесс принятия стратегических решений в японских компаниях осуществляется либо "сверху вниз", либо взаимосвязано высшим и низовым уровнями управления.

В японских компаниях новшества чаще вводятся "сверху вниз". Вместе с тем тактика оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом по управлению персоналом, а принятие решений носит групповой характер [2, с. 302].

Центральный плановый отдел в японских компаниях играет значительно более важную роль, чем в американских. Обычно именно плановый отдел осуществляет разработку плана при некотором участии линейных плановых отделов и отдела взаимоотношений с персоналом. Составленный плановым отделом план рассматривается комитетом по управлению, а окончательное решение принимается комитетом по управлению и президентом, который одновременно является и главным управляющим. В японских компаниях это во многом обусловлено тем, что степень их диверсификации меньше, чем американских и английских компаний.

Комитет по управлению в японских компаниях - важнейший орган группового принятия решений, он находится на высшем уровне организационной структуры. Характерно, что в японских компаниях стратегические планы редко представляются на рассмотрение совету директоров [2, с. 303].

Поскольку большинство членов правления - постоянные сотрудники японских компаний, дублирование решений, принятых комитетом по управлению, не представляется необходимым.

В отличие от японских в американских и английских компаниях конечные решения принимаются советом директоров или директором-распорядителем (главным администратором). Роль комитетов в принятии окончательных решений по вопросам планирования и разработки стратегий незначительна. Однако у них обычно 1/3 советов директоров составляют лица, не работающие в корпорации, поэтому привлечение их к решению стратегических вопросов необходимо, поскольку вопросы капиталовложений, в особенности значительных, непосредственно затрагивают интересы акционеров, и рискованные инвестиционные предложения на этом этапе могут быть отвергнуты.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что внутрифирменное планирование в крупных компаниях превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, объективно необходимую при сложившемся уровне обобществления производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Задача 3.1.

 

Определить для предприятия пограничный объем продаж продукции, при котором его прибыль равна нулю. Постоянные издержки предприятия по выпуску продукции составляют 2000 д. ед., уровень переменных издержек - 30% в цене товара. Структура товарной продукции в перспективе не изменится. Рыночная цена товара - 5 д. ед. Размер НДС - 20%

Решение:

Пограничный объем продаж продукции, при котором прибыль равна нулю, называется точкой безубыточности, которую можно рассчитать по формуле:

                                                

где - точка безубыточности (объем продаж);

      - сумма постоянных расходов, д. ед.;

      - цена за единицу продукции, д.ед.;

      - переменные расходы на единицу продукции, д. ед.

 

Определим рыночную цену единицы продукции с учетом налога на добавленную стоимость, равного по условию задачи, 20%, получим:

д. ед.

Найдем уровень переменных издержек, которые составляют, по условию, 30% от цены товара, получим:

д. ед.

Тогда пограничный объем продукции, при котором прибыль равна нулю, равна:

ед.

Таким образом, при объеме 476 единиц продукции прибыль предприятия равна нулю, то есть доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенности планирования на крупных предприятиях