Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:30, реферат

Описание

(Послание Президента «Казахстан - 2030»)
Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.
Задачи работы:
1. Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
2. Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Содержание

Глава I. Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
1.1 Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса.
1.2 Экономическая сущность предпринимательства.
1.3 Предпринимательство как экономический процесс.
Глава II. Экономические цели деятельности малого предприятия
2.1 Прибыльность предпринимательской деятельности
2.2. Конкурентоспособность предприятия
2.3 Предпринимательский риск.
Глава III. Деятельность малого и среднего предпринимательства в Казахстане.
3.1 Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
3.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства
3.3. Принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.docx

— 33.56 Кб (Скачать документ)

2.2 Конкурентоспособность  предприятия.

В рыночной экономике предприятие  не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей  стратегии только на показатель конкурентоспособности  продукции. При вступлении на новые  сегменты рынка, расширении производства, осуществлении инвестиций в целях  его модернизации и обновления ассортимента продукции, улучшении ее качества необходима оценка конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность предприятия  – это возможность эффективной  предпринимательской деятельности и ее практической прибыльности реализаций в условиях конкурентного рынка.

В зависимости от поведения  предприятия на рынке различают  четыре основных уровня конкурентоспособности  предприятия.

Руководство предприятий  первого уровня рассматривает функцию  экономического управления как нечто  внутренне нейтральное. Свою роль руководители предприятия видят в том, чтобы  производить и продавать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах  для конкурентов и потребителей. При этом они уверенны в непревзойденном  уровне конкурентоспособности своей  продукции и безупречности работы своих сбытовых подразделений и  службы маркетинга.

Предприятия второго уровня конкурентоспособности стремятся  сделать свои производственные системы  внешне нейтральными, т. е. полностью  соответствующими стандартам, установленным  их основными конкурентами. Такие  предприятия стремятся максимально  заимствовать все те технические  приемы, технологии, методы организации  производства и труда, что и ведущие  предприятия отрасли.

На предприятиях третьего уровня конкурентоспособности система  управления активно воздействует на производственные системы, т. е. производство поддерживается изнутри всеми другими  подразделениями предприятия. Успех  в конкурентной борьбе в данном случае становится не столько функцией производства, сколько функцией управления. Это  может найти проявление в более  экономичном аппарате управления, более  высокой оперативности в принятии решений, в лучшей мотивации работников.

Предприятия, которым удалось  достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов  на многие годы. Их производственная система  поддерживается извне. Эффективность ее определяется не столько влиянием внутренних факторов, включая управленческие, такими, как идеальное производственное клонирование или управление качеством, сколько внешними управленческими факторами: высоким качеством организации и эффективности функционирования системы управления. Это обеспечивает перспективный успех предприятию и долговременное превосходство его над конкурентами на рынке.

2.3 Предпринимательский  риск.

Успех в достижении цели предпринимательской деятельности сопряжен с риском, связанным с  конкурентной непредсказуемостью. Поэтому  для предпринимателя важно обладать умением предвидеть и оценивать  прогнозируемый ущерб в случае неудач.

Предпринимательский риск –  вероятность возникновения неудач, материальных и иных потерь, связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности.

Происходят различные  потери предприятия при наступлении  рискового случая;

1.Материальные – непредусмотренные  затраты или прямые потери  материальных ресурсов в натуральном  выражении;

2.Трудовые – потери  рабочего времени, вызванные случайными  или непредвидимыми обстоятельствами;

3.Финансовые – непредусмотренный  денежный ущерб в виде неполучения,  недополучения денег или их утраты;

4.Потери времени –  происходят, когда процесс предпринимательской  деятельности проходит медленнее,  чем предполагалось;

5.Специальные виды потерь  – нанесение ущерба здоровью  и жизни людей, окружающей среде,  имиджу предпринимателя.

6.Особые потери – ущерб  от воздействия непредвиденных  факторов политического характера,  например от снижения деловой  активности людей, дисциплины  труда, закононепослушание, нарушение дисциплины платежей и расчетов, отчуждение имущества и капитала.

 

Глава III Деятельность малого предпринимательства  в Казахстане

 

3.1. Особенности  развития малого и среднего  бизнеса в Республике Казахстан

Необходимо признать, что  в условиях трансформации экономики  Казахстана в период «перестройки»  и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

Малые предприятия и в целом малый бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

3.2. Проблемы малого  и среднего предпринимательства

И если нынешняя ситуация в  строительстве и финансовой сфере  имеет краеугольное значение лишь для  определенной части казахстанских  граждан, то для большинства казахстанцев более важен вопрос о питании, одежде и насущных повседневных услугах. Наличие которых на рынке обеспечивают отнюдь не банки и строительные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса.

В развитых странах мира малый и средний бизнес давно  называют мотором экономики. В бюджетах этих стран львиная доля приходится на поступления именно от предприятий  МСБ. И, понятно, что правительства  данных стран всячески стараются  поддерживать и развивать такие  предприятия.

Роль малого бизнеса в  экономике остается по-прежнему незначительной. Несмотря на то, что государственные  чиновники любого уровня довольно часто  повторяют о поддержке малого и среднего бизнеса, действия правительства, по ее мнению, говорят об обратном.

Создание на бюджетные  деньги социально-предпринимательских  корпораций в регионах направлено на подавление развития самостоятельного малого и среднего бизнеса, и поддержку  только тех, которые войдут в СПК. То есть, правительство и местные органы власти сами хотят "рулить" бизнесом. На самом деле от государства требуется только формирование стратегии, правового поля и современной инфраструктуры для бизнеса, решение вопросов налогообложения, доступности кредитных ресурсов, контроль за соблюдением трудового и экологического законодательств. То есть все то, что можно назвать бизнес-средой.

Взаимодействие власти и  бизнеса на сегодняшний день заключается  в том, что чиновники любого уровня "крышуют" тот или иной бизнес. Необходима независимая оценка деятельности и продуктивности государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции. Нужны единые требования к правилам проведения различных проверок. Как результат следует рассматривать не количество штрафных санкций, выставленных предприятиям МСБ, а улучшение условий для их деятельности. В связи с вышесказанным приходят на ум мысли об иностранных партнерах и инвестициях.

Думая об этом, следует различать  отрасли экономики, которые представляют интерес для иностранных инвесторов. Возможно, деятельность предприятий  малого и среднего бизнеса, обслуживающих  добывающий сектор имеет больше шансов для инвестиций. Другие секторы вряд ли будут им интересны. Сейчас у нас  нет ясных критериев для отнесения  предпринимателей к категории "малых", учитывающих отраслевые факторы. В  этой связи следует разработать  критерии для производственных малых  предприятий по отраслям экономики  и предусмотреть формы их поддержки. В зарубежных странах определение  критериев малого бизнеса, форм и  методов его государственной  поддержки осуществляется на основе отраслевой принадлежности предприятий, и это представляется разумным.

Получается, что на иностранных  братьев по разуму надежды маловато. Придется развиваться самим. И потому очень хотелось бы знать, что ждет в ближайшем будущем нашу экономику.

В Центре Анализа общественных проблем считают, что события, произошедшие в последнем квартале 2007 г. будут  оказывать влияние на ближайшие  тенденции в экономике в 2008-2010 гг. Правительство столкнулось с  серьезными вызовами: ростом инфляции, проблемами в банковском и строительном секторе.

3.3. Принципы государственной  поддержки малого и среднего  предпринимательства 

Государственная поддержка  малого предпринимательства в Казахстане основывается на республиканском законодательстве. Ре гионам же предоставляются небольшие возможности в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства.

.В связи с тем, что  дальнейшее совершенствование системы  государственного управления в  РК связывается с передачей  ряда функций центральных органов  местным исполнительным органам,  в том числе и по непосредственной  поддержке малого предпринимательства.

В отношении государственных  программ поддержки малого предпринимательства, являющихся основным инструментом реализации государственной политики в этой сфере можно сказать следующее. Они формируются исходя из принципа преемственности по отношению к  предыдущим государственным программам поддержки и развития предпринимательства. Всего за годы суверенитета Казахстана принято и реализовывалось 5 государственных  программ - на 1992-1994, 1995-1996, 1999-2000, 2001-2002 и 2004-2006 годы.

 

Заключение

Одной из трудностей при  изучении предпринимательской деятельности является то, что она состоит из целого ряда разнообразных и разносторонних тем, которые взаимосвязаны между  собой. Другая трудность состоит  в том, что изучаемый предмет  предпринимательство весьма динамичен. Для преодоления этих преград  рекомендуется быть в курсе самых  последних новостей в этой области  путем интенсивного чтения дополнительной литературы.

Все предприятия, осуществляющие одну и ту же предпринимательскую деятельность, находятся в неравных условиях, так как в процессе они используют ресурсы разного качества. И при одной и той же цене на произведенную продукцию, определенную рыночным отношениями, предприятия имеют различные финансовые результаты.

Перед предпринимательством в Казахстане стоит целый ряд  проблем: недостаточная ресурсная  база, несовершенство законодательной  базы, отсутствие системы глубокого  анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все  их можно решить.

Одним из решающих направлений  развития экономики Казахстана является структурная перестройка, призванная обеспечить, в частности, развертывание  сети малых предприятий. Роль этого  сектора велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску  инвестиционных и потребительских  товаров, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально – экономических проблем.

Малый бизнес, продолжая  развиваться, сталкивается с многочисленными  проблемами. Важнейшими задачами при  этом остаются: реформирование налогообложения, совершенствования правовой базы, улучшение  условий производства и сбыта  продукции, защита субъектов малого бизнеса от преступных посягательств, всемирная финансовая поддержка  малых предприятий.

Малым предприятиям трудно пробиться на рынок, занять там достойное  место и выжить, но их главным  преимуществом является гибкость и  мобильность т. е. умение своевременно и легко адаптироваться к непредсказуемым рыночным процессам.

В отношении государственных  программ поддержки малого предпринимательства, являющихся основным инструментом реализации государственной политики в этой сфере можно сказать следующее. Они формируются исходя из принципа преемственности по отношению к  предыдущим государственным программам поддержки и развития предпринимательства. Всего за годы суверенитета Казахстана принято и реализовывалось 5 государственных  программ - на 1992-1994, 1995-1996, 1999-2000, 2001-2002 и 2004-2006 годы.

Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и  среднего бизнеса. Надо поддержать работу микрокредитных организаций, в том числе за счет средств государства. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Надо продумать меры по повышению доступности микрокредитования и созданию новых рабочих мест для большего количества казахстанцев.

Развитый предпринимательский  сектор – это основа экономики  любой страны.

В этой связи, в рамках административной реформы поручаю Правительству  решительно снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации. (Послание Президента РК от 08.02.2008г.)…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: «Білім». – 1997.

Информация о работе Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан