Особенности развития отечественного машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:04, реферат

Описание

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и оборотоспособности России. Машиностроение по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Содержание

Введение 3
1.Значение машиностроения и его отраслевой состав 4
2. Проблемы развития российского машиностроения 8
3.Потенциал машиностроения России 11
4.Конкурентоспособность экспорта на внешнем рынке 15
Заключение 18
Список источников и литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 47.93 Кб (Скачать документ)

          Четвертая проблема — темпы роста. Со второй половины 2001 г. они явно замедлились. И хотя, например, в 2003 г. в целом составили 9,4 %, в отдельных отраслях машиностроения выпуск продукции, по сравнению с 2002 г., снизился. Так, в металлургическом машиностроении — на 6 %, подъемно-транспортном — на 7,7, тракторном и сельскохозяйственном — на 23,6 %.

           Причины такого положения известны. Это опережающий рост цен на продукцию и услуги "естественных" монополий; недостаточная структурированность ряда отраслей машиностроительного комплекса, что негативно отражается на выработке и проведении единой технической политики; почти полное отсутствие возможностей импортозамещения и роста экспорта.

          Пятая проблема — недоиспользование производственных мощностей. Например, в станкостроении уровень загрузки производственных мощностей составляет около 20%, а на предприятиях сельхозмашиностроения - не более 25%. 

       Все проблемы связанны с низкой конкурентоспособностью продукции по срокам поставки, комплектностью, условиям расчетов, сервисом, обученностью персонала и др., неразвитость внутренних рынков для многих видов машиностроительной продукции и их несоответствие имеющимся производственным мощностям.

3.Потенциал машиностроения России

     В последнее время в связи с замедлением роста промышленного производства и экономики России в целом особую актуальность приобрела проблема поиска точек роста — отраслей, динамичное развитие которых позволит экономике выйти на необходимые для удвоения ВВП темпы роста.

     Симметричной проблемой уже не экономистов, а финансистов является поиск субъектов, кредитование которых позволит обеспечить стабильные процентные поступления при высоком уровне надежности вложений. Нехватка качественных заемщиков среди предприятий промышленности и реализация политики управления кредитными рисками уже привели в 2004 г. к стагнации кредитования промышленного производства. На злободневность задачи поиска точек роста кредитной активности указывает и тотальный характер, который приобрело предоставление банками розничных продуктов — выдача ресурсов физическим лицам, гораздо менее нормативно регулируемая с точки зрения кредитных рисков, чем кредитование предприятий.

           Пока кредиты населению предоставляются преимущественно для покупки товаров длительного пользования и автомобилей — то есть продукции, производимой машиностроительным комплексом. Это означает, что в обмен на объективное повышение рискованности активов кредитных организаций (в связи с рискованностью слабообеспеченных кредитов населению) российская экономика практически ничего не приобретает: рост потребительского спроса поддерживает в основном импорт (бытовой техники и автомобилей), а не увеличивает спрос на отечественную промышленную продукцию.

           Таким образом, кредитование населения в нынешнем "авантюрном" варианте, с одной стороны, увеличивает риски банковской системы и оттягивает ресурсы, которые могли бы быть вложены в развитие российской промышленности, с другой, — финансируя импорт, способствует более быстрому снижению конкурентоспособности отечественного промышленного производства. Эти соображения делают весьма целесообразным более детальный анализ перспективности исключительно неоднородного по своей природе машиностроительного комплекса с точки зрения расширения кредитных вложений в него.

     Исходя из "принципа осторожности" в предоставлении финансовых ресурсов анализ кредитной привлекательности отраслей машиностроения базируется исключительно на их фактических финансовых показателях и учитывает их производственные перспективы лишь как дополнительный фактор, определяющий главным образом структуру их потребности в ресурсах под оборот или в инвестициях.

     Доля машиностроительной продукции в объеме выпуска промышленности составляет около 17% — вдвое меньше, если сравнивать этот показатель со структурой промышленного производства Германии и США. Существенной особенностью российского машиностроительного комплекса является его историческая привязка к оборонному машиностроению, учитываемому статистикой в дипломатично названной статье "Другие отрасли машиностроения". Предприятия этой отрасли произвели в 2008 г. около 29% машиностроительной продукции, на них приходится 49% оборотных активов и около 45% кредитных ресурсов машиностроительного комплекса.

     Второй важной особенностью и, одновременно, серьезнейшей проблемой машиностроения является высокая доля в нем неконкурентоспособного российского автомобилестроения: производя около 29% машиностроительной продукции с минимальной рентабельностью выпуска, эти производства все менее интересны кредитным структурам: на долю автомобилестроения в 2008 г. приходилась всего четверть кредитов и займов машиностроения, тогда как тремя годами ранее — 38%.

     Наряду с этим в машиностроительном комплексе существуют небезынтересные для потенциальных кредиторов производства, финансовые показатели которых позволяют рассчитывать как на доходность, так и на надежность кредитных вложений в них.

     В то же время практически неприемлемый с точки зрения кредитных рисков рейтинг рентабельности автомобилестроения, промышленности межотраслевых производств, строительно-дорожного и коммунального машиностроения, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по-видимому, привел к значительному снижению интереса кредитных организаций к предприятиям этих отраслей.

     Вместе с тем отрасли, характеризующиеся нормальным — выше среднего, но не лучшим — уровнем рентабельности, представляют собой объект для более заинтересованного рассмотрения с точки зрения расширения кредитования. Их доля в объеме кредитных заимствований машиностроения хоть и увеличилась, но достаточно мала с учетом объема выпускаемой ими продукции . Таким образом, исходя из показателей рентабельности тяжелое, энергетическое и транспортное, химическое и нефтяное машиностроение, электротехническая, станкостроительная и инструментальная, а также подшипниковая промышленность представляют собой значительный резерв для расширения кредитных вложений.

     Платежеспособность машиностроительного комплекса  не приемлема. (оборотные активы превышают текущие обязательства), но достаточно низком уровне на фоне платежеспособности других промышленных производств. Вместе с тем такой уровень платежеспособности — "заслуга", главным образом, автомобильной промышленности и тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Низкая рентабельность производства, вынуждает проведения капитальных затрат из собственных источников (в силу объяснимой нехватки кредитных ресурсов для инвестиций), наконец, простое "проедание" прибыли приводили к тому, что их оборотные активы на 30–40% меньше, чем текущая кредиторская задолженность и задолженность по кредитам и займам.

     С другой стороны, отрасли, кредитование которых рискованно в силу их низкой рентабельности, — автомобилестроение, промышленность межотраслевых производств, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение — являются не вполне надежными и с точки зрения их платежеспособности. Более того, список отраслей, требующих повышенной осторожности при рассмотрении их как потенциальных заемщиков, можно дополнить химическим и нефтяным машиностроением, платежеспособность которых также невысока.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Конкурентоспособность экспорта на внешнем рынке

     Одной из первостепенных проблем российских предприятий, с точки зрения внешнеэкономического аспекта, является низкий уровень конкурентоспособности  производимой продукции. Помимо того, что отечественные производители  затрудняются выйти с ней на внешний  рынок, они также вытесняются  с внутреннего рынка. Но, тем не менее, стоит сказать, что Россия располагает определенными благоприятными предпосылками для повышения  уровня конкурентоспособности производства.

     В стране имеется крупная минерально-сырьевая база, имеются уникальные технологии и опытно-конструкторские разработки, в частности в авиакосмической  промышленности и ВПК. Очень важно  также то, что занятая в народном хозяйстве рабочая сила обладает сравнительно высокой квалификацией  и относительной дешевизной.

     В целях построения высокоэффективной  экономики, внешнеэкономическая политика России должна быть ориентирована на развитие экспорта и на импортозамещение. Процесс импортозамещения решает целый комплекс социально-экономических задач, таких как возрождение промышленного комплекса, сокращение безработицы, укрепление экономической безопасности страны. Но тем не менее не целесообразно создавать автаркически замкнутое производство. И поэтому основное внимание должно уделяться экспортному сектору. Модернизация предприятий требует закупки современного оборудования за рубежом, а экспорт может выступать главным источником средств для этого.

     В современных условиях к важнейшим  перспективным целям развития экспорта развития экспорта продукции машиностроения следует отнести:

    • восстановление объемов машинотехнического экспорта, включая военную технику;
    • расширение вывоза продуктов интеллектуального труда, таких как лицензии, «ноу-хау», результаты НИОКР, программное обеспечение;
    • преимущественный рост наукоемкого экспорта – продукции и услуг авиационной, космической и атомной отраслей и так далее;
    • развитие кооперационного сотрудничества – налаживание поставок за рубеж и из-за рубежа узлов и деталей для изготовления совместно реализуемой продукции;
    • выполнение по заказам из-за границы прикладных научных исследований в целях совершенствования совместного производства;
    • расширение технического содействия в строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, а также в их техническом оснащении.

     Весьма  важным исходным пунктом для выработки  внешнеэкономической стратегии  российских предприятий является анализ рынков сбыта. Поэтому для предприятия  весьма целесообразно проводить  маркетинговые исследования для  повышения эффективности от выхода на внешние рынки.  Должен проводиться  анализ географии, емкости, специфических  особенностей и требований рынков сбыта, возможных изменений в величине и характере спроса. То есть определению  экспортной политики предприятия должно предшествовать выявление перспектив реализации конкретной продукции на определенных рынках. Очевидно, что  выдержать конкуренцию на внешнем  рынке смогут лишь те производители,. Которые в состоянии чутко улавливать изменения в характере спроса, гибко приспосабливаться к нему. Такой подход представляется более продуктивным, по сравнению с традиционной подготовкой программ, исходя из производственных возможностей и финансовых потребностей российских предприятий.

     Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей  с иностранными партнерами. анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления  в производстве. Кооперация производства дает российским предприятиям возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.

     Машиностроительным, как и всем предприятиям России требуется  обновление основных производственных фондов, по причине их физического  и морального устаревания, а также  обновление технологического уклада и  структуры производства. Все это  требует существенного объема инвестиций. А так как в стране наблюдается  дефицит собственных инвестиционных ресурсов, то возникает необходимость  в привлечении  иностранных. Для  этого необходимо заинтересовать иностранного инвестора рациональным инвестиционным проектом, который, к сожалению, отсутствует  у большинства предприятий.  

Заключение

     В современных условиях крупное производство не может полноценно развиваться  только в пределах своей страны. Это наглядно продемонстрировала политика автаркии, проводимая нашим государством в годы советской власти. Отечественные  предприятия успешно действовали  только в территориальных рамках СССР. Но с падением «железного занавеса»  выяснилось, что уровень развития производства в нашей стране намного  уступает западному. И в связи с этим у отечественных предприятий возникли затруднения в осуществлении внешнеэкономических связей.

     Но  следует сказать, что наши предприятия  обладают достаточным потенциалом  для выхода из сложившейся ситуации. В стране имеется огромная минерально-сырьевая база, множество научно-конструкторских  разработок, достаточно квалифицированные  трудовые ресурсы.

     Перспективы развития внешнеэкономической деятельности связаны с повышением конкурентоспособности  производства, внедрением новейших технологий, проведением маркетинговых исследований, включением в процесс МКП и  МНТС, привлечением иностранных инвестиций.

Информация о работе Особенности развития отечественного машиностроения