Введение
Международная экономическая
интеграция — характерная особенность
современного этапа развития мировой
экономики. В конце XX в. она стала мощным
инструментом ускоренного развития региональных
экономик и повышения конкурентоспособности
на мировом рынке стран — членов интеграционных
группировок. Слово «интеграция» происходит
от лат. integratio – восполнение или integer –
целый. Международная экономическая интеграция
– это процесс срастания экономик соседних
стран в единый хозяйственный комплекс
на основе устойчивых экономических связей
между их компаниями. Получившая наибольшее
распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет
начальной стадией глобальной интеграции,
т.е. слияния региональных интеграционных
объединений. Так, обсуждается идея создания
зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Для сегодняшних международных
экономических отношений присущи
новые количественные и качественные
характеристики. Основные формы
мирохозяйственных связей, международная
торговля, движение капиталов, миграция
населения и трудовых ресурсов,
транснациональная деятельность, акции
международных организаций, наконец,
интеграционные процессы в мире
— достигли невиданных ранее
масштабов. Изменились их место
и роль в развитии современного
общества. В своей курсовой работе
я остановлюсь на европейской
экономической интеграции, ярким
примером которой является Европейский
союз и другие, менее крупные
европейские интеграционные объединения.
В первой главе моей курсовой
работы речь пойдёт об экономической
интеграции как о явлении, я
попытаюсь раскрыть сущность
этого понятия, ведь не поняв
смысла явления невозможно объективно
его оценить.
В последующих главах будут
приведены наглядные примеры
европейских интеграций. На основании
которых (примеров) будет сделан
вывод о проблемах и перспективах
дальнейшего развития европейской
экономической интеграции.
1.
Необходимость и
сущность интеграции.
В настоящее время в мире
полным ходом идут интеграционные
процессы, то есть процессы сращивания
национальных экономических, социальных,
правовых и институциональных
систем, и количество экономических
союзов и единых таможенных
зон непрерывно растёт. Поэтому
особенно важно знать, как подобные
объединения влияют на экономику
государств-членов объединения и
на мировую экономику в целом,
о трудностях на пути экономической
интеграции и о путях их
преодоления с учётом изучения
мирового опыта. Необходимо изучить
мировой опыт интеграционных
процессов, предпосылки интеграции,
внутреннюю логику, нормативно-правовую
базу интегрирующихся стран, положительные
и отрицательные моменты для
конкретного государства, связанные
с углублением интеграционных
процессов. Всё это позволит
избежать многих ошибок в будущем,
и будет способствовать более
уверенному продвижению по пути
экономической интеграции.
Реальное интегрирование возможно
лишь при наличии трёх основных
условий:
Во-первых, нужен достаточно высокий
уровень развития промышленности,
делающий национальные хозяйства
взаимодополняющими, все более заинтересованными
в сотрудничестве друг с другом.
Интегрирование возможно и необходимо
лишь между странами, имеющими
развитую обрабатывающую промышленность,
особенно её высокотехнологичные
отрасли. Что же касается менее
развитых стран, производящих
и экспортирующих преимущественно
базовые товары, то они выступают
по отношению друг к другу
не как взаимодополняющие, а
как конкурирующие хозяйственные
системы. Им почти нечего предложить
друг другу: в сырье они почти
не нуждаются из-за отсутствия
собственной обрабатывающей промышленности,
а немногие производимые ими
готовые изделия по качеству
значительно уступают тем, какие
можно ввезти из развитых стран.
К тому же из-за постоянных
финансовых трудностей они ограничены
в предоставлении друг другу
как правительственных, так и
коммерческих экспортных кредитов.
Взаимная торговля между ними
развита очень слабо: и как
экспортеры, и как импортеры они
гораздо сильнее привязаны к
промышленно развитым странам,
чем друг к другу.
Во-вторых, даже достаточно развитые в
промышленном отношении страны способны
к интегрированию друг с другом лишь при
условии, что их экономика является не
командно-распределительной и жестко
централизованной, где действуют искусственные
цены, плановые издержки производства
и государственная монополия внешней
торговли, а рыночной и децентрализованной,
где главными действующими лицами являются
не чиновники, а частные предприниматели.
В-третьих, интегрирование может
стать устойчивым и необратимым
процессом лишь при наличии
в государствах-партнерах высокоразвитой
и прочно укоренившейся политической
демократии, способной учитывать
и обеспечивать экономические,
социальные и культурные интересы
различных групп населения. В
противном случае и внутренняя
ситуация, и внешняя политика
остаются спонтанными, трудно
предсказуемыми и не внушающими
доверие со стороны других
стран-партнеров. А в таких
условиях невозможно ни открытие
таможенных границ, ни формирование
и проведение совместной экономической
политики, ни создание наднациональных
фондов для финансирования мероприятий
такой политики.
Рассматривая причины интеграции
нельзя не заметить, что каждая
из участвующих в интеграционном
процессе сторон имеет свои
собственные интересы и пытается
решить свои собственные проблемы.
Таких причин существует великое
множество, в частности желание,
получить доступ на зарубежный
рынок сбыта, а также доступ
к более дешёвым производственным
ресурсам, улучшить условия торговли,
сократить издержки на масштабе
производства, добиться устойчивого
экономического роста, привлечь
прямые зарубежные инвестиции, которые
охотнее идут на большие рынки.
Не менее важны и неэкономические
цели: налаживание более дружественных
взаимоотношений со странами-соседями,
укрепление сотрудничества в
культурной, научной, социальной
и политической областях, увеличение
своего влияния на мировой
политической и экономической
арене, так как к мнению подобных
сообществ прислушиваются гораздо
больше, чем к отдельным странам.
Кроме того, многие менее развитые
страны видят в интеграции
способ приобщения к экономическому
и технологическому опыту более
богатых соседей, а также гарантию
политической и экономической
стабильности в процессе рыночных
реформ.
Помимо всего вышеперечисленного,
интеграция стран создаёт несколько
эффектов, способствующих привлечению
новых участников в этот процесс.
Первый эффект называется демонстрационным
и заключается в том, что
в государствах-участниках интеграционного
процесса обычно наблюдаются
положительные экономические эффекты,
такие как увеличение темпов
роста и занятости, снижение инфляции
и инвестиционный бум. Это приводит к тому,
что окружающие данное объединение страны
тоже хотят воспользоваться плодами интеграции,
даже не имея к тому должных предпосылок.
Примером может служить разгоревшаяся
на постсоветском пространстве битва
за право вступления в ЕС, заключение в
срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских
стран с Мексикой после её вступления
в НАФТА.
Второй эффект заключается в
том, что часть торговли стран-участниц
интеграционного процесса переориентируется
с внешнего мира друг на
друга, что создаёт неудобства
окружающим странам и вынуждает
их присоединяться к интеграционному
процессу.
Но для участия в интеграционном
процессе мало одних добрых
намерений и желания сотрудничать.
Важно иметь много общих черт
во всех областях, так называемое
ядро интеграции, которое предполагает
близость уровней экономического
развития и общность экономического
и политического строя. Не менее
важна культурная и религиозная
близость объединяющихся народов,
так как без взаимопонимания
и уважения традиций и обычаев
друг друга любое объединение
невозможно. И конечно, свою роль
играет географическая близость
стран-участников объединения, поскольку
она способствует более быстрому
и выгодному налаживанию сотрудничества,
культурной близости.
1.1
Этапы(уровни) интеграции.
Первым этапом интеграции является
заключение торговых соглашений
на двух- или многосторонней основе
. Суть таких соглашений – в
снижении внутри данной группы
стран тарифов по сравнению
с тарифами на товары и услуги
остального мира, и хотя такая
дискриминация стран, не участвующих
в соглашении, противоречит принципам
ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются
как временные, подготовительные
соглашения, направленные на углубление
интеграционного процесса. Торговые
соглашения возникли в результате
развития международного переговорного
процесса в области торговых
соглашений. Первые двухсторонние
торговые соглашения начали заключаться
США в 30-х гг., после отмены
Акта Смута-Холи о таможенной
политике США после окончания
Второй мировой войны появились
первые многосторонние торговые
соглашения.
Вторым этапом интеграции является
создание зоны свободной торговли
(ЗСТ), где отменяются все тарифы
на товары стран-участниц соглашения,
но при этом каждая отдельная страна
сохраняет автономность своей таможенной
политики по отношению к внешнему миру.
Иногда снятие таможенной пошлины происходит
не на все товары, обычно пошлины остаются
на продукты сельского хозяйства. На этом
уровне возможно также создание небольшого
координационного совета.
К зонам свободной торговли
относятся:
- Европейская ассоциация свободной
торговли EFTA (Австрия, Финляндия,
Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция),
созданная в 1960г.;
- Европейская экономическая зона
EEA (страны Европейского союза,
Исландия, Лихтенштейн), существующая
с 1994г.;
- Североамериканская зона свободной
торговли NAFTA (США, Мексика, Канада),
существующая с 1994г. и др.
Третьим уровнем интеграции является
образование таможенного союза
. Он характеризуется тем, что
государства-участники отменяют
национальные таможенные тарифы
и вводят общую для всех
стран-членов систему таможенных
пошлин и методов нетарифного
регулирования по отношению к
третьим странам. Таможенный союз
подразумевает беспошлинную торговлю
внутри союза и полную свободу
перемещения внутри региона, а
также требует создания общих
координирующих органов, обычно
на уровне периодических встреч
министров.
К четвёртому уровню интеграции
относится общий рынок . Он
предусматривает не только общую
таможенную политику и свободу
перемещения товаров и услуг,
но и свободное перемещение
факторов производства: труда и
капитала. Этот уровень требует
больших координационных усилий
и обычно происходит на уровне
встреч глав государств.
Интеграцией пятого уровня является
экономический союз . При экономическом
союзе кроме общей таможенной
политики и свободы движения
ресурсов проводится координация
движения макроэкономической политики
в ключевых областях, таких как
валютная, бюджетная, и правительства
уступают часть своих функций
созданным межнациональным органам.
На этом уровне интеграции
находятся:
Европейский союз, в который входят:
Австрия, Бельгия, Великобритания,
Дания, Германия, Люксембург, Греция,
Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды,
Португалия, Финляндия, Франция,
Швеция;
Содружество Независимых Государств
СНГ в составе которого на
данный момент: Армения, Азербайджан,
Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан,
Украина, Узбекистан.
По
данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х
гг. в мире насчитывалось более
30 интеграционных объединений различного
типа. Отдельные группировки полностью
выполнили намеченную программу
интеграции и совершенствуют
её отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская
ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский
общий рынок и т.д.). Однако большинство
из них еще находится на
ранних подступах к поставленным
целям (СНГ, Африканское экономическое
сообщество и т.д.).
Наиболее развитым интеграционным
объединением, своего рода моделью,
на которой отрабатываются отдельные
элементы интеграции, является Европейский
союз .
2.
Особенности развития
западноевропейской
экономической
интеграции.
Западная Европа с точки зрения
развития торговых отношений
представляет собой кольцевую
структуру с ярко выраженным
центром — Европейским Союзом
(ЕС) и достаточно мощными центростремительными
силами. Объективные причины обусловили
активное развитие торгово-экономических
отношений и интеграционных процессов
между странами Западной Европы.
Первыми начали движение к
объединению небольшие страны: Бельгия,
Люксембург и Нидерланды. Позднее
активную роль в этом процессе
стали играть более крупные
европейские страны. В настоящее
время ЕС занимает сильные
позиции в мировой экономике
и международной торговле. Кроме
того, большинство других европейских
стран связаны с ЕС соглашениями
о зонах свободной торговли
и т. п. В результате все
государства региона в той
или иной мере подвержены торгово-экономическому
влиянию ЕС.