Особенности развития западноевропейской экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 56.07 Кб (Скачать документ)

Введение

            Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

       Для сегодняшних международных  экономических отношений присущи  новые количественные и качественные  характеристики. Основные формы  мирохозяйственных связей, международная  торговля, движение капиталов, миграция  населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции  международных организаций, наконец,  интеграционные процессы в мире  — достигли невиданных ранее  масштабов. Изменились их место  и роль в развитии современного  общества. В своей курсовой работе  я остановлюсь на европейской  экономической интеграции, ярким  примером которой является Европейский  союз и другие, менее крупные  европейские интеграционные объединения.

       В первой главе моей курсовой  работы речь пойдёт об экономической  интеграции как о явлении, я  попытаюсь раскрыть сущность  этого понятия, ведь не поняв  смысла явления невозможно объективно  его оценить.

       В последующих главах будут  приведены наглядные примеры  европейских интеграций. На основании  которых (примеров) будет сделан  вывод о проблемах и перспективах  дальнейшего развития европейской  экономической интеграции.

 

1. Необходимость и  сущность интеграции.

       В настоящее время в мире  полным ходом идут интеграционные  процессы, то есть процессы сращивания  национальных экономических, социальных, правовых и институциональных  систем, и количество экономических  союзов и единых таможенных  зон непрерывно растёт. Поэтому  особенно важно знать, как подобные  объединения влияют на экономику  государств-членов объединения и  на мировую экономику в целом,  о трудностях на пути экономической  интеграции и о путях их  преодоления с учётом изучения  мирового опыта. Необходимо изучить  мировой опыт интеграционных  процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую  базу интегрирующихся стран, положительные  и отрицательные моменты для  конкретного государства, связанные  с углублением интеграционных  процессов. Всё это позволит  избежать многих ошибок в будущем,  и будет способствовать более  уверенному продвижению по пути  экономической интеграции.

       Реальное интегрирование возможно  лишь при наличии трёх основных  условий: 

       Во-первых, нужен достаточно высокий  уровень развития промышленности, делающий национальные хозяйства  взаимодополняющими, все более заинтересованными  в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо  лишь между странами, имеющими  развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные  отрасли. Что же касается менее  развитых стран, производящих  и экспортирующих преимущественно  базовые товары, то они выступают  по отношению друг к другу  не как взаимодополняющие, а  как конкурирующие хозяйственные  системы. Им почти нечего предложить  друг другу: в сырье они почти  не нуждаются из-за отсутствия  собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими  готовые изделия по качеству  значительно уступают тем, какие  можно ввезти из развитых стран.  К тому же из-за постоянных  финансовых трудностей они ограничены  в предоставлении друг другу  как правительственных, так и  коммерческих экспортных кредитов. Взаимная торговля между ними  развита очень слабо: и как  экспортеры, и как импортеры они  гораздо сильнее привязаны к  промышленно развитым странам,  чем друг к другу.

       Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.

       В-третьих, интегрирование может  стать устойчивым и необратимым  процессом лишь при наличии  в государствах-партнерах высокоразвитой  и прочно укоренившейся политической  демократии, способной учитывать  и обеспечивать экономические,  социальные и культурные интересы  различных групп населения. В  противном случае и внутренняя  ситуация, и внешняя политика  остаются спонтанными, трудно  предсказуемыми и не внушающими  доверие со стороны других  стран-партнеров. А в таких  условиях невозможно ни открытие  таможенных границ, ни формирование  и проведение совместной экономической  политики, ни создание наднациональных  фондов для финансирования мероприятий  такой политики.

       Рассматривая причины интеграции  нельзя не заметить, что каждая  из участвующих в интеграционном  процессе сторон имеет свои  собственные интересы и пытается  решить свои собственные проблемы. Таких причин существует великое  множество, в частности желание,  получить доступ на зарубежный  рынок сбыта, а также доступ  к более дешёвым производственным  ресурсам, улучшить условия торговли, сократить издержки на масштабе  производства, добиться устойчивого  экономического роста, привлечь  прямые зарубежные инвестиции, которые  охотнее идут на большие рынки.  Не менее важны и неэкономические  цели: налаживание более дружественных  взаимоотношений со странами-соседями, укрепление сотрудничества в  культурной, научной, социальной  и политической областях, увеличение  своего влияния на мировой  политической и экономической  арене, так как к мнению подобных  сообществ прислушиваются гораздо  больше, чем к отдельным странам.  Кроме того, многие менее развитые  страны видят в интеграции  способ приобщения к экономическому  и технологическому опыту более  богатых соседей, а также гарантию  политической и экономической  стабильности в процессе рыночных  реформ.

       Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.

       Первый эффект называется демонстрационным  и заключается в том, что  в государствах-участниках интеграционного  процесса обычно наблюдаются  положительные экономические эффекты,  такие как увеличение темпов  роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС, заключение в срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских стран с Мексикой после её вступления в НАФТА.

       Второй эффект заключается в  том, что часть торговли стран-участниц  интеграционного процесса переориентируется  с внешнего мира друг на  друга, что создаёт неудобства  окружающим странам и вынуждает  их присоединяться к интеграционному  процессу.

       Но для участия в интеграционном  процессе мало одних добрых  намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт  во всех областях, так называемое  ядро интеграции, которое предполагает  близость уровней экономического  развития и общность экономического  и политического строя. Не менее  важна культурная и религиозная  близость объединяющихся народов,  так как без взаимопонимания  и уважения традиций и обычаев  друг друга любое объединение  невозможно. И конечно, свою роль  играет географическая близость  стран-участников объединения, поскольку  она способствует более быстрому  и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

1.1 Этапы(уровни) интеграции.

       Первым  этапом интеграции является  заключение торговых соглашений  на двух- или многосторонней основе . Суть таких соглашений – в  снижении внутри данной группы  стран тарифов по сравнению  с тарифами на товары и услуги  остального мира, и хотя такая  дискриминация стран, не участвующих  в соглашении, противоречит принципам  ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются  как временные, подготовительные  соглашения, направленные на углубление  интеграционного процесса. Торговые  соглашения возникли в результате  развития международного переговорного  процесса в области торговых  соглашений. Первые двухсторонние  торговые соглашения начали заключаться  США в 30-х гг., после отмены  Акта Смута-Холи о таможенной  политике США после окончания  Второй мировой войны появились  первые многосторонние торговые  соглашения.

       Вторым этапом интеграции является  создание зоны свободной торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы  на товары стран-участниц соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельского хозяйства. На этом уровне возможно также создание небольшого координационного совета.

       К зонам свободной торговли  относятся:

       - Европейская ассоциация свободной  торговли EFTA (Австрия, Финляндия,  Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;

       - Европейская экономическая зона EEA (страны Европейского союза,  Исландия, Лихтенштейн), существующая  с 1994г.;

       - Североамериканская зона свободной  торговли NAFTA (США, Мексика, Канада), существующая с 1994г. и др.

       Третьим уровнем интеграции является  образование таможенного союза  . Он характеризуется тем, что  государства-участники отменяют  национальные таможенные тарифы  и вводят общую для всех  стран-членов систему таможенных  пошлин и методов нетарифного  регулирования по отношению к  третьим странам. Таможенный союз  подразумевает беспошлинную торговлю  внутри союза и полную свободу  перемещения внутри региона, а  также требует создания общих  координирующих органов, обычно  на уровне периодических встреч  министров.

       К четвёртому уровню интеграции  относится общий рынок . Он  предусматривает не только общую  таможенную политику и свободу  перемещения товаров и услуг,  но и свободное перемещение  факторов производства: труда и  капитала. Этот уровень требует  больших координационных усилий  и обычно происходит на уровне  встреч глав государств.

       Интеграцией пятого уровня является  экономический союз . При экономическом  союзе кроме общей таможенной  политики и свободы движения  ресурсов проводится координация  движения макроэкономической политики  в ключевых областях, таких как  валютная, бюджетная, и правительства  уступают часть своих функций  созданным межнациональным органам. 
 

       На этом уровне интеграции  находятся:

       Европейский союз, в который входят: Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция,  Швеция;

       Содружество Независимых Государств  СНГ в составе которого на  данный момент: Армения, Азербайджан,  Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

     По  данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х  гг. в мире насчитывалось более  30 интеграционных объединений различного  типа. Отдельные группировки полностью  выполнили намеченную программу  интеграции и совершенствуют  её отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская  ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский  общий рынок и т.д.). Однако большинство  из них еще находится на  ранних подступах к поставленным  целям (СНГ, Африканское экономическое  сообщество и т.д.).

       Наиболее развитым интеграционным  объединением, своего рода моделью,  на которой отрабатываются отдельные  элементы интеграции, является Европейский  союз .

2. Особенности развития  западноевропейской  экономической

интеграции.

       Западная Европа с точки зрения  развития торговых отношений  представляет собой кольцевую  структуру с ярко выраженным  центром — Европейским Союзом (ЕС) и достаточно мощными центростремительными  силами. Объективные причины обусловили  активное развитие торгово-экономических  отношений и интеграционных процессов  между странами Западной Европы. Первыми начали движение к  объединению небольшие страны: Бельгия,  Люксембург и Нидерланды. Позднее  активную роль в этом процессе  стали играть более крупные  европейские страны. В настоящее  время ЕС занимает сильные  позиции в мировой экономике  и международной торговле. Кроме  того, большинство других европейских  стран связаны с ЕС соглашениями  о зонах свободной торговли  и т. п. В результате все  государства региона в той  или иной мере подвержены торгово-экономическому  влиянию ЕС.

Информация о работе Особенности развития западноевропейской экономической интеграции