Особенности рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:59, контрольная работа

Описание

Рыночная экономика — это форма экономической организации общества, основанная на функционировании системы разных рынков, обеспечивающих согласование спроса и предложения товаров и услуг. В этой системе рынков свое место занимает рынок одного из основных факторов производства — труда. На рынке труда сталкиваются интересы наемных работников и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации (юридические лица) и физические лица.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1. Понятие и содержание рынка труда………………………………….4
2. Особенности формирования цены на рынке труда………………….7
2.1 Формирование спроса на труд………………………………………7
2.2 Формирование предложения труда…………………………………9
2.3 Равновесие при различных структурах рынка……………………..11
2.4 Дискриминация на рынке труда…………………………………….15
2.5 Влияние профсоюзов на рынок труда………………………………17
Заключение……………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

Влияние профсоюзов в отрасли с монопсонией. Особым случаем воздействия профсоюзов на рынок труда является ситуация на рынке, где фирма представляет собой единственного работодателя отрасли - ситуация двухсторонней монополии. Поскольку фирма-работодатель является монопсонией, при найме работников она будет ориентироваться на величину предельных издержек на труд (линия которых расположена выше линии предложения труда). Так как профсоюз представляет собой монополию, он будет стремиться ограничивать занятость с целью увеличения заработной платы работников. Фирма будет вынуждена ориентироваться на доход от продажи труда профсоюзом, линия которого расположена ниже линии спроса на труд (так же как и для обычной монополии).

Использование коллективных договоров для прямого повышения заработной платы

Организация забастовок.

 

 


 

Заключение

 

Рынок труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками по поводу условий найма и использования рабочей силы.

Главными составными частями рынка труда являются:

спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Они и составляют совокупный рынок труда. Та часть, которая образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд.

А также конкуренция между наемными работниками за лучшие рабочие места: между работодателями - за лучших работников, между наемными работниками и работодателями при заключении тарифных соглашений об условиях труда и его оплате.

Спрос на рынке труда зависит от: деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла; технического уровня производства; ситуации в инвестиционной сфере; сложившегося уровня заработной платы; налоговой политики.

Предложение на рынке труда зависит от: демографической ситуации (численности и половозрастного состава населения); внутренней и внешней миграции трудоспособного населения; уровня заработной платы; альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму.

Кроме того, на спрос и предложение на рынке труда влияют профсоюзы, государственная политика в области занятости, уровень развития системы образования и профессионального обучения.

Конкурентному рынку труда присущи свойства:

большое число фирм, конкурирующих на рынке при найме работников данного вида труда;

наличие множества работников одинаковой квалификации, предлагающих свой труд;

ни фирмы, ни работники не могут диктовать ставки заработной платы.

Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения — работники с их навыками и умениями.

Спрос на любой фактор определяется стремлением к максимальной прибыли. Прибыль максимизируется ростом привлечения труда вплоть до такого уровня, когда доход от предельного продукта труда (доход от дополнительной единицы продукции, полученной с помощью дополнительного работника — MRPL) будет равен предельным издержкам на него (заработной плате — w). Поэтому фирме будет выгодно нанимать работников при соблюдении равенства MRPL = w.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой зависимости.

При увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, следовательно, каждый час свободного времени является для работника упущенной выгодой, поэтому появляется стремление заместить свободное время дополнительной работой. Из этого следует, что свободное время замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Этот процесс называется эффектом замещения.

Сокращение предложения труда при увеличении заработной платы происходит из-за действия эффекта дохода (противоположного эффекту замещения). Во-первых, человек располагает лишь 24 часами в сутки, пять или шесть из которых ему, к тому же, просто необходимо отдыхать; во-вторых, когда работник достигает определенного уровня благосостояния, меняется его отношение к свободному времени, увеличить количество которого в данном случае можно лишь при сокращении дополнительной работы.

Появление в определенный момент эффекта дохода и соответствующей зависимости предложения рабочей силы от уровня заработной платы характеризует индивидуальное предложение труда отдельных лиц или групп лиц. Для экономики в целом функция совокупного предложения труда всегда будет возрастающей из-за циркуляции рабочей силы.

Особую важность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения для достижения рыночного равновесия. Оно достигается в точке, которой соответствует определенный уровень равновесной заработной платы и заданное этим уровнем равновесное количество спроса и предложения труда.

В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда.

В случае снижения уровня заработной платы по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.

Итак, рынок труда имеет ряд особенностей:

изначально существует неравенство между работодателями и наемными работниками. Работодатель — владелец капитала и в этом смысле по природе монополист;

труд, в отличие от других товаров, не может накапливаться. Поэтому, не продав его сейчас, рабочий теряет весь доход;

работник «привязан» к местному рынку труда.

Следовательно, свобода действий на рынке труда продавца существенно ограничена, что создает условия для появления монополий со стороны покупателей труда. Ее крайний случай - монопсония.

Такая ситуация часто встречается в небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения. В данном случае фирма выступает главным покупателем на местном рынке труда, поэтому может влиять на уровень заработной платы. Это достигается путем сокращения числа нанимаемых работников. В результате усиления конкуренции между наемными работниками их заработная плата снижается ниже равновесного уровня. Таким образом, монопсоническая власть обуславливает снижение и масштабов занятости, и уровня заработной платы, одновременно увеличивая прибыль монопсонии.

Несовершенная конкуренция на рынке труда может проявляться и со стороны предложения труда — через деятельность профсоюзов. Профсоюзы, как представители наемных работников, заинтересованы в росте заработной платы и занятости членов профсоюза. На практике профсоюзы используют следующие меры: стимулирование спроса на труд членов профсоюза; сокращение предложения труда (политика ограничения членства в профсоюзе, лоббирование законов об ужесточении иммиграции, о лицензировании профессий, об ограничении сверхурочных работ, детского труда и т.д.); использование коллективных договоров для прямого повышения заработной платы; организация забастовок.

Таким образом, реализация спроса на труд предоставляет денежный доход работникам, служит для них источником получения других товаров и услуг, основой воспроизводства рабочей силы общества. Поэтому формирование спроса на труд является социальным вопросом, затрагивает проблему доходов и входит в сферу влияния экономической политики правительства. Это в свою очередь накладывает дополнительные ограничения на параметры поведения фирмы на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.                  Журавлева Г.П. Экономика. Гл. 8 / Г.П.Журавлева.- М.: Юрист, 2002. - 574 с.

2.                  Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина. – Киров: АСА, 2007. - 847 с.

3.                  Новикова Е.В. Экономическая теория Учебный курс / Е.В.Новикова. - М.: МИЭМП, 2010. – 96 с.

4.                  Розанова Н.М. Микроэкономика фирмы / Н.М.Розанова, И.В.Зороастрова. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2009. – 384 с.

5.                  Экономика: Учебник. Гл.14./ Под ред. А.С.Булатова. - М.: Юрист, 2002. – 896 с.

6.                  Экономическая теория Гл.17,18./ Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2003. – 714 с.

 



Информация о работе Особенности рынка труда