Особенности современной налоговой системы в России:проблемы развития и совершенствования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:59, реферат

Описание

Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии на предпринимательскую активность, определению подходов к реформированию налоговой системы РФ с точки зрения усиления роли налогов в регулировании экономики.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

-провести теоретический анализ на основе обобщения экономических исследований в области налогов принципов налогообложения, инструментов налоговой политики государства;

-провести исследование регулирующей функции основных налогов, входящих в налоговую систему РФ;

- обобщить опыт исчисления тяжести налогообложения,

- сформулировать предложения по совершенствованию регулирующей функции налогов в экономике,

Содержание

Введение 3
1. Принципы построения эффективной налоговой политики 5
2. Характеристика налоговой системы и налогового бремени 10
3. Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………………….14
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Особенности современной налоговой системы в России.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

     За  последние четыре года в налоговой  сфере России сделаны серьезные  шаги, в результате чего выросла  собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. В целом же уменьшилось налоговое бремя на экономику: снижены ставки основных налогов, например налог на прибыль с 35 до 24 процентов, НДС с 20 до 18, единый социальный налог с 39,5 до 26 процентов, введена   плоская шкала подоходного налога 13 процентов. При этом общее количество налогов сократилось с 52, столько их было в 1988 году, до 15.

     Хотя  общая налоговая нагрузка на предпринимательскую  деятельность снизилась, она все  же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест.  Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению их конкурентноспособности и росту деловой активности.

     Общая логика налоговых реформ во многих странах связана с постепенным  переходом от косвенного налогообложения  к обложению конечного дохода. Глубина этого перехода часто  зависит от способности справиться с задачей легализации экономической деятельности и доходов от нее с тем, чтобы перейти к прямому   налогообложению доходов юридических и физических лиц-налогоплательщиков.

     В качестве управляющего переданными  средствами государство для предпринимателей проявляет себя зачастую неэффективно. Предприниматель понимает, что эффективность чиновничьей деятельности по доведению отчисления до тех или иных целевых групп населения будет много ниже той, что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого успешного предпринимателя есть люди, которые получают от него ту дотацию, которую они не получают от государства. Это касается и тех рабочих мест, которые создает предприниматель своей деятельностью, и определенные социальные программы и благотворительность, осуществляемые им без участия государства.

     В связи с этим, у предпринимателя возникает чувство: а не погасил ли он уже свой общественный долг? И не сделал ли он это намного эффективнее, чем государство, претендующее на часть его имущества в виде налогов? От решения этого вопроса зависит то, каким будет складываться равновесие в его отношениях с государством.

     Поскольку государство диктует рамки –налоговые, административные и иные, в которых  существует бизнес, то перед налогоплательщиком встает вопрос о выгоде и издержках  деятельности по оптимизации налогов. На практике этот вопрос сводится к сопоставлению уплачиваемых государству сумм с тем, сколько надо потратить на «механизм» уклонения от налогов.

     В целом, с учетом сложности выявления  и количественного измерения "теневых" экономических процессов, их анализ должен основываться на регулярном сопоставлении и перепроверке информации, полученной из разных источников».

     Таким образом, реально достижимая экономия на налогах оказывается очень  значительной: всего лишь несколько  товарных оборотов, проведенных по «льготной» налоговой схеме, позволяют существенно упрочить бизнес.

     Таким образом, чтобы осмысленно влиять на ситуацию в стране посредством налогов, нужно не только знать целевую  функцию предполагаемых изменений, но и довести эту информацию до налогового субъекта. Так, одним из механизмов для формирования у налоговых органов доверия и легализации деятельности у граждан и предпринимательства является обеспечение граждан информации о налоговых вычетах.

     При этом важно принимать во внимание не только текущее состояние общества, но и динамику. Для решения задачи равновесия в системе «государство-предпринимательство» наиболее привлекательным выглядит метод последовательных итераций, сфокусированных на сокращении дистанции до выбранных целей. Главное – избегать резких действий и правильно выбирать индикаторы процесса.

     Заключение

 

     Налоги  как экономическая категория  являются частью производственных отношений, поскольку они возникают и  функционируют в процессе распределения  и перераспределения национального дохода, создаваемого на всех стадиях производства и обращения.

     В условиях современной экономики  Российской Федерации возрастает значение регулирующей функции налогов, влияния государственной налоговой политики на развитие предпринимательства и повышение деловой активности в России. В процессе анализа налоговой политики государства  по данной работе можно сформулировать следующие выводы:

     Все налоги выполняют регулирующую функцию: любое изменение в элементах  налоговой системы (изменение порядка исчисления налога, изменение налоговых ставок и льгот) влияет на экономические процессы в стране, поскольку все налоги включаются в цены товаров (работ, услуг). Исходя из этого отметим, что простым переносом налогового бремени с производителей на потребителей не будет достигнута цель реформирования налоговой системы по стимулированию развития предпринимательства, которая может быть выполнима только снижением совокупной налоговой нагрузки с перераспределением ее между факторами производства.

     Была  дана развернутая характеристика эффективности налоговой системы, выделены и предложены критерии эффективности налоговой системы. В качестве показателей эффективности в отраслевом масштабе был предложен темп роста производства, размер прибыли, рентабельность предприятий различных отраслей, в территориальном масштабе – состояние доходной базы региональных и местных бюджетов, на уровне хозяйствующих субъектов – обоснованное соотношение распределения прибыли между бюджетами и предприятиями, для населения  – доходы физических лиц.

     В работе обосновывается мнение, что снижение уровня налогового изъятия при усилении равномерного характера налогообложения и нейтральности налоговой системы в целом позволит добиться в перспективе расширения налоговой базы посредством стимулирования деловой и инвестиционной активности.

     Предложены  мероприятия, способствующие информационной открытости налоговых органов для  налогоплательщика. Как важный фактор для развития предпринимательства, подчеркивается формирование доверия  к налоговой системе у  предпринимательства. Важная роль при этом отводится налоговым институтам. При этом рекомендуется избегать резких действий в выборе налоговой политики для предпринимательства, чтобы не подорвать доверие и создать стабильность для развития бизнеса.

     На  протяжении долгого периода реформ правительством был допущен ряд фундаментальных ошибок в формировании налоговой стратегии государства. В качестве теоретической базы была ошибочно избрана монетаристская политика. Это повлияло на состояние современной налоговой системы таким образом, что фискальная ориентация по-прежнему является важнейшим препятствием для экономического оживления и роста деловой и инвестиционной активности. Однако существующие положительные тенденции налоговой реформы говорят о наметившимся увеличении уровня собираемости налогов, формирования доверия у налогоплательщиков.

     Список  используемой литературы

 
  1. Банхаева  Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых  систем // Налоговый вестник. 2001.№3 –С. 93-98.
  2. Бобоев М., Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики. – 2002. -№7. -С. 54-69.
  3. Вейбер М. Избранные произведения. — М. : Прогресс, 1990.
  4. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег// Антология экономической классики. — М.: 1993.
  5. Лебедев В. // «Известия» №128 (26445) от 22.08.2003// http://www.rkc.ru/home/news/single/12526.htm
  6. Маслова Д.В. Налоговый кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль // Финансы. –2002. -№3. С. 35-37.
  7. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. - М.: Прогресс, 1995.
  8. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. –М.:Финансы и статистика». 2001
  9. Смирнов А. Налогообложение: модели оптимизации.//Экономист –1998. -№2. –С.70.

Информация о работе Особенности современной налоговой системы в России:проблемы развития и совершенствования.