Особенности возникновения гражданских дел возникающих из публичных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание

Дела, вытекающие из наследственных правоотношений, в зависимости от процессуального порядка их рассмотрения, подразделяются на две группы: 1) дела, рассматриваемые судом в порядке искового производства; 2)дела, рассматриваемые в особом порядке.
При обобщении установлено, что первую группу дел составляют не только дела, в которых рассматриваются споры, вытекающие из наследственных правоотношений: споры о признании недостойным наследником, о признании завещания недействительным, признании свидетельства о праве на наследство недействительным, признании недействительным отказа от наследства, о признании права наследования, права на обязательную долю, признании права собственности, о разделе наследственного имущества, взыскании долгов наследодателя, взыскании расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им, о восстановлении срока для принятия наследства, об уменьшении размера обязательной доли.

Содержание

Введение
1. Категории дел, рассматриваемых судами по делам, возникающим из наследственных правоотношений
2. Особенности доказывания по делам, возникающим из наследственных правоотношений
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Особенности возникновения гражданских дел возникающих из публичных правоотношений_02_12_Я.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

По правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, будут рассматриваться дела по оспариванию действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, например сотрудника управления Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации), сотрудника управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости или иного лица, наделенного властными полномочиями, отказавшегося зарегистрировать право наследника на имущество наследодателя, выдать наследнику необходимый документ или совершить то или иное действие, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

В данном случае:

- форма обращения в суд – заявление;

- обязательные субъекты – заявитель и заинтересованные лица;

- предмет судебной деятельности – проверка законности актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

- резолютивная часть решения – по делу устанавливает законность (незаконность) решений, действий (бездействия) органов указанных субъектов.

Для возбуждения производства по делу предъявленное заявление оценивается по правилам подведомственности, подсудности, соблюдения требований к содержанию и форме.

Оспариваться могут только те действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возложена на гражданина какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Объектами оспаривания, в соответствии с главой 25 ГПК РФ, могут быть:

- решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, т. е. письменно оформленные правоприменительные акты, исходящие от уполномоченных на то лиц, влекущие правовые последствия для конкретных субъектов.

- действия, т. е. осуществление какой-либо деятельности, с которой связано наступление юридических последствий, возникновение, изменение или прекращение правоотношений;

- бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, представляющие собой невыполнение органом или должностным лицом обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия, вопреки требованиям закона, правоприменительного акта, в т. ч. судебного решения и т. д.

ГПК РФ предоставляет гражданам право выбора судебного или внесудебного порядка защиты их прав: обратиться к вышестоящему должностному лицу (органу государственной власти и т. д.) или в суд (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», срок рассмотрения письменного обращения гражданина должностным лицом не должен превышать 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

По данной категории дела будут рассматриваться районным судьей единолично либо по месту жительства заявителя, либо по месту нахождения органа или должностного лица.

Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления, в котором, необходимо указать общие реквизиты:

- наименование суда, в который подается заявление;

- наименование заявителя, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

- наименование заинтересованного лица, его место жительства или место нахождения;

- в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования;

- обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

- перечень прилагаемых к заявлению документов, Кроме общих реквизитов, необходимо дополнительно указать оспариваемые акт, решение, действие (бездействие), которыми, по мнению заявителя, нарушены его права, свободы, законные интересы, а также указать конкретно, в чем выразилось это нарушение. Именно то, в чем выразилось нарушение и какие права и свободы нарушены, будет доказывать заявитель.

При обращении в суд с заявлением необходимо, чтобы отсутствовало решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу (ст. 248 ГПК РФ).

Заявителями по делам из публичных правоотношений могут быть не только граждане, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также прокурор в пределах своей компетенции.

Заинтересованное лицо  – орган государственной власти или должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, наделенный полномочиями принимать решения, совершать иные действия, влекущие юридические последствия для других субъектов (граждан, организаций и т. п.). Заинтересованное лицо привлекается к участию в деле по указанию заявителя.

Заявитель и заинтересованное лицо являются лицами, участвующими в деле (ст. 34 ГПК РФ), имеют все процессуальные права и несут обязанности в соответствии со ст. 35 ГПК РФ. Однако установлены ограничения по реализации ими распорядительных действий, участию в доказательственной деятельности. Так, заявитель и заинтересованное лицо не могут заключить мировое соглашение, увеличить или уменьшить требования, отказаться от заявления и др.

Суд при рассмотрении заявления не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).

Данное положение, прежде всего, направлено на защиту прав лиц, оспаривающих решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, действия (бездействие) должностных лиц, которые могут ошибаться в мотивации своего мнения о незаконности оспариваемого решения.

Правило ч. 3 ст. 246 ГПК РФ означает, что суд при рассмотрении и разрешении дела, возникающего из публичных правоотношений, должен не ограничиваться проверкой доводов лиц, обратившихся с заявлением в суд, а самостоятельно оценить оспариваемый акт, действия (бездействие) на предмет их соответствия требованиям закона. В частности, суд должен независимо от наличия или присутствия указания заявителя проверить полномочия соответствующего органа (должностного лица), компетенцию, а также соблюдение порядка принятия соответствующего акта или совершения определенного действия.

Отличается особенностями в делах, возникающих из публичных правоотношений, и действие принципа состязательности. По общему правилу, каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ). Но в соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности правовых актов, решений, действий (бездействия), оспариваемых в суде, возлагается на орган, должностное лицо, издавших этот правовой акт, принявших оспариваемое решение, совершивших действие либо не совершивших его[3].

После того как заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) подано, судья в течение пяти дней обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда (ст. 133 ГПК РФ). По результатам такого рассмотрения судья:

- либо выносит определение о возбуждении гражданского дела в суде первой инстанции (ст. 133 ГПК РФ);

- либо отказывает в принятии заявления (ст. 248 ГПК РФ);

- либо оставляет заявление без движения, если при подаче заявления будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду (ч. 3 ст. 247 ГПК РФ).

Законодательством не допускается одновременное рассмотрение в производстве из публичных правоотношений требования о проверке законности актов, решений, действий органов государственной власти и разрешение спора о субъективном праве. Судья, установив, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю его право предъявить исковое заявление в соответствии с требованиями ст. 131 и ст. 132 ГПК РФ (ч. 3 ст. 247 ГПК РФ).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица (ч. 4 ст. 246 ГПК РФ).

Суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 2 ст. 249 ГПК РФ). По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих для обращения с заявлением в суд установлен трехмесячный срок (ст. 256 ГПК РФ).

Пропуск срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ).

Если суд, исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении поданного заявления. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

Отказ в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд не связан с утратой субъективного права. Утрачивается возможность его принудительного осуществления.

Таким образом, следующие характерные черты отражают специфику производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих:

- отсутствие спора о праве;

- особая форма обращения в суд – заявление;

- определенные субъекты отношений: заявитель и заинтересованное лицо;

- это отношения между неравными субъектами;

- невозможность применения правил заочного производства (ч. 2 ст. 246 ГПК РФ);

- активная позиция суда (суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может истребовать доказательства по своей инициативе ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, ч. 2 ст. 249 ГПК РФ);

- бремя доказывания законности совершения действий (бездействия) и вынесения решений лежит на органе (лице), этот акт издавшем (совершившем действие) (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ).

По данной категории дел, согласно ст. 258 ГПК РФ, суд может принять одно из следующих решений:

- об удовлетворении заявления, обязывая в вынесенном решении соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего устранить допущенные нарушения прав и свобод или препятствия к осуществлению гражданином его прав или свобод;

- об отказе в удовлетворении заявления, в случае, если оспариваемое решение или действие было принято или совершено в соответствии с законом и в пределах полномочий согласно компетенции соответствующего органа или лица и права или свободы гражданина не были нарушены.

Под государственно-властные полномочиями понимается, что любой государственный орган (прокуратура, администрация района, Росрегистрация и т. д.) действует от имени государства, осуществляет государственную власть, относясь при этом к одной из ветвей власти.

Само решение суда по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, как и по любой другой категории дел, состоит согласно общему правилу, закрепленному в ст. 198 ГПК РФ, из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Вместе с тем имеются и свои особенности, характерные именно для указанной категории дел.


2.      Особенности доказывания по делам, возникающим из наследственных правоотношений

 

По общему правилу распределения обязанностей по доказыванию сторона, ссылающаяся на какие-либо обстоятельства как на основания своих требований и возражений, должна эти обстоятельства доказывать.

Доказательствами, согласно ст. 55 ГПК РФ, являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела.

Предмет доказывания – это обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела по существу, определяемые судом исходя из требований и возражений участвующих в деле лиц.

В каждом конкретном случае будут свои обстоятельства, входящие в предмет доказывания, вместе с тем можно выделить примерный перечень для отдельных категорий дел, возникающих из наследственных правоотношений.

Так, по делам о признании завещания недействительным в предмет доказывания будут входить следующие обстоятельства:

1) наличие завещания, составленного в соответствии с предъявляемыми к нему законом требованиями;

2) смерть наследодателя (ч. 2 ст. 1131 ГК РФ);

3) факт открытия наследства (наследство открывается после смерти наследодателя, до открытия наследства оспаривание завещания недопустимо);

4) недействительность завещания (вследствие обстоятельств ст. 175–179 ГК РФ);

5) наличие наследников, располагающих правом на обязательную долю в наследстве (ст. 1149 ГК РФ) и другие обстоятельства.

Доказательствами по данной категории дел будут:

- завещание;

- свидетельство о смерти наследодателя;

- доказательства того, что наследодатель не понимал значения своих действий и (или) не мог ими руководить при составлении завещания (например, заключение эксперта);

- документы, подтверждающие родственные или свойственные (супружеские) отношения;

- документы, подтверждающие нетрудоспособность детей или супруга, факт нахождения на иждивении, содержащие другие доказательства.

Информация о работе Особенности возникновения гражданских дел возникающих из публичных правоотношений