Открытая экономика: модели её функционирования и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность сбережений и инвестиций в национальной экономике, провести сравнительный анализ этих понятий, а также отразить состояние и направления инвестиционной деятельности в РБ.

Содержание

Введение 3
1. Инвестиции, сущность, виды, факторы определяющие объем инвестиций 5
2.Роль инвестиций в неоклассической и кейнсианской моделях функционирования экономики 14
3. Состояние, тенденции и роль инвестиций и сбережений в национальной экономике республики Беларусь 19
Заключение 29
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая макроэконоимка.docx

— 80.20 Кб (Скачать документ)

     Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за 2009 год в реальный сектор экономики  поступило 1,7 млн. долларов США портфельных  инвестиций, или на 24,1% меньше, чем  за 2008 год. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных  инвестиций в республику.[10]

     Важнейшим фактором активизации привлечения  иностранных инвестиций является дальнейшее совершенствование мотивационных  механизмов, способствующих росту деловой  активности. Графиком совместных докладов Главе государства Премьер-министра Республики Беларусь и Председателя Правления Национального банка  по вопросам социально-экономического развития предусмотрены разработка и принятие ряда нормативных актов, которые позволят коренным образом  улучшить инвестиционный климат в стране.

     Поскольку люди принимают решения, руководствуясь своими интересами, они не ограничиваются удовлетворением своих потребностей в настоящем. Они также стараются  позаботиться и о будущем, а потому не только потребляют блага, но и сберегают  их и стараются приумножить. Существуют, по крайней мере, две альтернативы немедленного потребления хранимых благ: простое хранение для последующего использования в будущем. В том  случае их количество не увеличивается; применение в качестве ресурса для  производства тех или иных благ. В этом случае их количество в будущем  может увеличиться. [8, c. 42]

     Благом, которое в совершенстве обладает свойствами такого многостороннего  использования, являются деньги. На них  можно купить потребительские товары и услуги, их можно просто хранить, а также использовать как финансовый капитал. Но не только деньги обладают этими свойствами. Хорошим примером блага, допускающего многоцелевое использование, является зерно. Оно может быть либо непосредственно потреблено для  производства хлеба, будучи превращенным в муку, либо просто сохранено на будущее, либо использовано в качестве посевного материала. В последнем  случае после завершения технологического цикла количество зерна должно увеличиться  в несколько раз. Однако даже если бы не было возможности использовать одно и то же благо и для потребления, и для производства, людям все  равно приходилось бы задумываться о правильном распределении во времени  потребления хранимых благ. Причем чем выше «хранимость» блага, тем больше свободы в принятии решений о его использовании, тем меньше стимулов потреблять его как можно скорее.

     Важнейшей частью хранимых благ является основной капитал - часть реального капитала. Его рациональное формирование и  использование на протяжении всего  срока службы представляют собой  одно из главных занятий хозяйствующих  субъектов. Срок этот для разных видов  оборудования, зданий и сооружений весьма различается. Поэтому предпринимателям приходится проводить экономические  расчеты на 3, 5 и более лет вперед. Занимаясь трудом, производством  благ, которое всегда требует времени  для реализации технологического цикла, люди обменивают часть благосостояния, определяемую досугом в настоящем, на часть благосостояния, определяемую иными благами в будущем.[4, с.56]

     Реальный  тройственный выбор - «потреблять, сберегать  или инвестировать» - в практике учета на уровне общества экономической  активности искусственно сводится к  двойственному, который имеет две основные разновидности: «потреблять или сберегать» и «потреблять или инвестировать». Из этих формулировок видно, что в учете особо выделяется только потребление, а сбережения и инвестиции отождествляются или почти отождествляются. Точнее, для закрытой экономики, не имеющей внешних экономических связей, сбережения совпадают с инвестициями, а для открытой экономики сбережения равны сумме инвестиций и чистого экспорта.

     Анализ  потенциальных источников инвестиционного  процесса свидетельствует, что денежные сбережения населения представляют собой достаточно масштабный, но пока еще слабо организованный финансовый ресурс регионально рынка инвестиций. Рассмотрим систему институтов и  технологий аккумуляции денежных сбережений населения в структуре механизма  организации финансовых ресурсов и  обеспечения ими инвестиционного  процесса. Каждый из институтов сберегательно-инвестиционного рынка региона использует для аккумуляции сбережений населения адекватные ему мобилизационные технологии и соответствующие инструменты (см.  Приложение Г).

     В системе институтов рынков сбережений и инвестиций особая роль принадлежит  коммерческим банкам  с их филиальными  сетями, функционально ориентированным  на обслуживание сберегательного процесса и аккумуляцию денежных накоплений населения как важнейшее направление  их деятельности. При этом важно  иметь в виду, что в стратегическом плане их значение в структуре  видов банковской деятельности возрастает. Особо следует отметить разнообразный  характер набора используемых банками  технологий и инструментария аккумуляции  денежных сбережений населения в  инвестиционных целях, включающего  открытие срочных вкладов, выдачу депозитных и сберегательных сертификатов и  др.

     Результаты  проведенного анализа позиции банков в эволюции сберегательного процесса позволяют выделить в числе серьезных  проблем развития рынка сбережений, с одной стороны ограниченность доступа потенциальных клиентов к информации о реальном финансовом состоянии и политике банков, с  другой — неспособность большинства  частных вкладчиков адекватно интерпретировать доступную информацию. С точки  зрения экономической теории данная проблема характеризуется как проблема асимметрии информации. Оценивая перспективы  развития рынков сбережений, необходимо отметить, что здесь фактически следует  решить две задачи: создание эффективного механизма гарантирования депозитов  частных вкладчиков и обеспечение  должного уровня конкуренции на рынке  банковских услуг. Без решения первой задачи сложно рассчитывать на приток средств населения в банковскую систему, без решения второй - не будет внутренних стимулов для развития рынка. Мировой опыт свидетельствует, что нередко в целях обеспечения  гарантий для частных вкладчиков правительством проводится полная или  частичная национализация сберегательных учреждений. Другой, более либеральный  вариант связан с введением обязательного  страхования депозитов в частных (коммерческих) банках. В первом случае одним из результатов преобразований является заметное ограничение рыночной конкуренции и в итоге относительная  слабость национальных банков. Во втором случае вероятен большой уровень  конкурентоспособности, но вместе с тем возможно появление весьма негативных тенденций в отношении менеджеров банков. Переложив всю ответственность перед вкладчиками на государственную корпорацию по страхованию депозитов, они в меньшей степени учитывают внешние ограничения в межбанковской конкуренции, предлагая формы все более рисковых вложений. Результатом этого может стать сокращение рыночной доли добросовестных сберегательных учреждений, неконтролируемый рост банкротств.

     Очевидно, что задачи обеспечения стабильности сбережений (через механизм гарантирования вкладов и создания условий для  его качественного развития посредством  усиления конкуренции) в известном  смысле противоречат друг другу. Поэтому  было бы целесообразно регулировать более общую цель на рынке сбережений домохозяйств, такой целью является максимальное вовлечение частных сбережений в банковскую систему независимо от того, о каких банках идет речь – частных или государственных. Инструментом же реализации этой цели должно стать создание новой системы  мотивации поведения банков, которая, с одной стороны, объективно удерживала бы их от злоупотребления доверием вкладчиков, а с другой - постоянно  подталкивала их к снижению издержек, повышению качества и расширению ассортимента предлагаемых услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Важнейшим направлением государственной экономической  политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата  для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

     Беларусь  предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические  условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий  научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное  обеспечение инвестиционного процесса.

     Республика  находится на пересечении железнодорожных  и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

     Экономическая ситуация в стране характеризуется  стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых  и таможенных льгот для иностранных  инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

     В стране существует развитая научно-техническая  база для проведения исследований и  разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное  признание получили разработки белорусских  ученых в области лазерной и ядерной  физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.

     В Беларуси имеются производства по выпуску  конкурентоспособной продукции  на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой  промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных  автомобилей и тракторов, около 90% – телевизоров, холодильников и  морозильников, а так же калийных удобрений, более 80% металлорежущих станков.

     Беларусь  входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора  это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и  огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная  динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной  торговой организации, улучшение отношений  с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной  финансовой корпорацией и Международным  банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским  банком реконструкции и развития).

     В Беларуси создано 6 свободных экономических  зон с либеральными условиями  хозяйствования в виде льготного  налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами  СЭЗ за счет реализации продукции  собственного производства, освобождается  от налогообложения сроком на 5 лет  с момента ее объявления.

     Республика  Беларусь – единственная страна среди  государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

     В нашей стране действует Консультативный  совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром  Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного  климата в республике, а так  же оперативно решаются возникающие  проблемы иностранных инвесторов, связанные  с их работой в Беларуси. Действующие  при Совете Постоянный комитет, рабочие  группы занимаются вопросами совершенствования  инвестиционного законодательства, развития свободных экономических  зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке  и др.

     Беларусь  имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями  – транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

Информация о работе Открытая экономика: модели её функционирования и развития