Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с помощью проведения SWOT-анализа.
Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
-дать определения понятиям «стратегическое планирование» и «стратегия»;
-охарактеризовать основные виды стратегии и стратегического планирования;
-рассмотреть значение определения миссии и целей деятельности предприятия;
-охарактеризовать основные этапы реализации стратегии предприятия;
-выявить особенности организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»;
-определить основную стратегическую позицию предприятия на конкурентном рынке;
-произвести SWOT- анализ деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с целью определения наиболее оптимальной стратегии его развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5
1.1 Стратегическое планирование: сущность
и основные виды…………………………………………………………........5
1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия
в рамках стратегического планирования………………………………........11
1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «АЛТАЙТРАНСМАШ-СЕРВИС»…………...……………….23
2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности………………………………………………………..........23
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Алтайтрансмаш-сервис»…...........................................................................................................28
2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с применением методики SWOT- анализа……...……………........36
2.4 Решение задач………………………………………………………46
Заключение …………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………….....51
Приложение:
А. Процесс реализации стратегии предприятия…………………….52
Б. Организационная структура ООО «Алтайтрансмаш-сервис»….53
В. Бухгалтерская отчетность ООО «Алтайтрансмаш-сервис»
за 2008-2010 гг……..………………………………………………….54

Работа состоит из  1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 641.50 Кб (Скачать документ)

       
      Рис. 1. Процесс взаимодействия участников финансовой деятельности в ООО «Алтайтрансмаш-сервис» 

     Движение  информации в ООО «Алтайтрансмаш-сервис»  между вышеперечисленными отделами обеспечивается как традиционными  способами (бумажный документооборот), так и ЛВС (локально-вычислительная сеть) и системой электронного документооборота.

     Генеральный директор организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствования производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, в целях завоевания рынков сбыта и удовлетворение потребностей населения в соответствующих видах продукции.

     Исполнительный  директор осуществляет руководство финансовой деятельностью предприятия, направленной на достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорение темпов роста производительности труда, повышение рентабельности производства и снижение себестоимости продукции, обеспечивая правильное соотношение роста производительности труда и средней заработной платы. Исполнительный директор на предприятии сегодня - это второе лицо в компании после генерального директора. Он занимается стратегическим планированием, управляет информационными системами, контролирует затраты, осуществляет внутренний контроль в организации. Основные функции исполнительного директора:

  • корпоративная стратегия и планирование, направленные на максимизацию стоимости компании;
  • управление финансами (денежные потоки, дебиторская и кредиторская задолженность, обеспечение выполнения всех обязательств; сохранность активов и т.д.);
  • информационное обеспечение руководителей и специалистов компании;
  • исследование всех производственных, коммерческих процессов на предприятии, оценка общего потенциала предприятия;
  • разработка эффективной стратегии развития и основные разделы плана развития предприятия;
  • после утверждения проектов организовывать подготовку соответствующей документации, получение соответствующих лицензий и разрешений;
  • координация работы по реализации проектов на всех этапах, контроль соответствия принимаемых решений и совершаемых действий основной концепции развития предприятия;

     • анализ экономических, финансовых показателей на каждом этапе реализации проектов развития и др.

     Кроме того, в финансовом управлении предприятием непосредственное участие принимает бухгалтерия. Бухгалтерия является необходимым и самостоятельным структурным подразделением. Оно подготавливает документы по бухгалтерской, статистической отчетности, осуществляет расчеты с бюджетными и внебюджетными фондами, дебиторами и кредиторами, проводит инвентаризацию и анализ финансово-хозяйственной деятельности. На главного бухгалтера предприятия возлагаются определенные обязанности, он получает права лица, отвечающего за организацию и ведение бухгалтерского учета и контроля на предприятии:

  • осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроля за экономичным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью вверенных предприятию средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • обеспечивает организацию учета и отчетности;
  • организует учет поступающих денежных средств и иных ценностей, бухгалтерский учет совершаемых операций, связанных с их движением, а также исполнением смет расходов финансовой деятельности предприятия;
  • организует своевременное проведение расчетов по заработной плате сотрудников, правильное начисление и перечисление платежей заинтересованным органам и организациям в рамках действующего законодательства;
  • обеспечивает контроль за выполнением договорных обязательств;
  • контроль за ведением бухгалтерского учета;
  • формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о состоянии расчетов за оказанные услуги, платежеспособности предприятия;
  • разработка и осуществление мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов;
  • участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения средств вычислительной техники, в проведении инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей и др.

     Кроме того, бухгалтерия осуществляет учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, финансовых, расчетных  и кредитных операций, а также взаимодействует с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах).

     Коммерческий  отдел участвует в разработке стратегии предприятия, адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям, осуществляет проведение экономического анализа всех видов деятельности предприятия и разработкой мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     На  начальника коммерческого отдела возлагаются  следующие функции:

  • осуществление руководства работой по коммерческому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия;
  • подготовка проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, услуг и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним;
  • совместно с бухгалтерией осуществлять методическое руководство и организацию работы по учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности, разработку рациональной учетной документации и др.

      К тому же, кроме всего вышеперечисленного влияние на формирование финансовых результатов деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис»  оказывают заместитель директора по производству и заместитель директора по качеству. В их обязанности входит расчет экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, а также разработка организационно-технических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек на производство и реализацию продукции, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, устранение потерь и непроизводительных расходов и др.

      В рамках заявленной темы данной курсовой работы видится целесообразным охарактеризовать реализацию функции планирования в ООО «Алтайтрансмаш-сервис».

      Отдела  планирования, как отдельного функционального подразделения, в организации не существует. Также на данном предприятии нет и специалиста, занимающегося планированием в целом, и стратегическом планированием в частности.

     Разрешением основных вопросов, связанных с планированием деятельности фирмы, занимается исполнительный директор. На основании таких документов, как: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, смета доходов и расходов, им разрабатываются и утверждаются текущие планы.

     Общие результаты планирования сводятся в план производственно-финансовой деятельности, который утверждается генеральным директором.

     Планирование, как функция управления, на предприятии ООО «Алтайтрансмаш-сервис» проявляется в следующем:

     - определение оптимальной структуры  капитала предприятия ;

     - планирование запасов, уровня  дебиторской задолженности;

     -прогнозирование поступлений денежных средств дебиторов на счета предприятия;

     -квартальное, годовое планирование основных финансовых показателей предприятия;

     -разработка финансового и производственного планов хозяйствующего субъекта.

     Важнейшими объектами планирования являются отдельные статьи капитала предприятия, величина запасов и дебиторской задолженности, займов и кредитов.

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что функция планирования действительно не является приоритетной для предприятия и не реализуется данным подразделением достаточно полно и эффективно.

     Характер  работы предприятия и его отделов  не в полной мере ориентированы на рынок, поскольку ООО «Алтайтрансмаш-сервис» осуществляет сотрудничество с ограниченным числом своих постоянных покупателей, тем самым практически полностью блокируя себе доступ к выходу на целевые рынки сбыта. 

     Что касается осуществления стратегического  планирования на предприятии, то в ООО  «Алтайтрансмаш-сервис» отсутствует  система реализации данной функции управления. То есть руководством данного хозяйствующего субъекта не осуществляется формирование стратегии развития организации, долгосрочного плана ее функционирования.

     В 2012 году ООО «Алтайтрансмаш-сервис» планирует начать выпуск нового вида топливозаправщика с большим объемом, и тем самым укрепить свои позиции на рынке продаж тяжелой техники в России. Отметим, что в связи со спецификой деятельности анализируемого хозяйствующего субъекта уровень конкурентоспособности ООО «Алтайтраснмаш-сервис» очень высокий, что определяется также и небольшим числом конкурентов предприятия.

     Проведенные исследования показали, что выпуск топливозаправщика с объемом цистерны 10 м3, будет пользоваться спросом у покупателей и партнеров предприятия. То есть имеется большая потребность в приобретении компаниями машин этой модели. Именно поэтому организация планирует расширять ассортимент выпускаемой тяжелой техники. Однако поскольку у предприятия есть сильные конкуренты, специализирующиеся на продаже топливозаправочной техники, то, следовательно, руководству организации необходимо учитывать этот важный фактор при разработке мероприятий по увеличению числа моделей выпускаемой техники.

     В следующем параграфе курсовой работы в рамках заявленной темы авторами будет проведен SWOT-анализ деятельности ООО «Алтайтрансмаш-сервис», на основании результатов которого будет определена наиболее предпочтительная для организации стратегия. 

2.3 Выбор оптимальной  стратегии развития  ООО «Алтайтрансмаш-сервис» с применением методики SWOT-анализа 

     Для того чтобы выбрать оптимальную  стратегию развития предприятия воспользуемся методикой SWOT-анализа, как одной из основных методик определения производственной стратегии организации.

     Первый  этап проведения SWOT-анализа – дать краткую характеристику внешней и внутренней среде ООО «Алтайтрансмаш-сервис», результатом осуществления которой станет определение сильных и слабых сторон деятельности организации, ее возможностей и имеющихся угроз.

     Анализ  среды – очень важный элемент  стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов их определяющих и установления связей между ними.

     Краткая характеристика элементов внутренней среды предприятия была представлена в предыдущих параграфах работы. Она  включила в себя и описание основных видов деятельности фирмы, и характеристику финансовых и экономических показателей деятельности компании.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии