Биография Владимира Семёновича Высоцкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:28, биография

Описание

Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938 , Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский поэт и автор-исполнитель,[1] актёр, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно).

Содержание

1 Биография
1.1 Семья
1.2 Происхождение рода
1.3 Детство
1.4 Начало карьеры артиста
1.5 Начало поэтической деятельности
1.6 Зрелые годы
1.7 Последние дни и смерть
1.8 Похороны
2 Творчество
2.1 Поэзия и песни
2.1.1 Стиль и тематика песен
2.2 Проза и драматургия
2.3 Театральные работы
2.4 Высоцкий и радио
2.5 Кинематограф
3 Жёны и дети
4 Друзья
5 Дискография
5.1 Прижизненные диски, изданные в СССР
5.1.1 Персональные издания
5.1.2 С участием Высоцкого
5.2 В СССР и России после смерти
5.3 За рубежом
6 Гитары Владимира Высоцкого
7 Автомобили Владимира Высоцкого
8 Библиография
9 Посмертное признание и влияние на культуру
9.1 Ономастика
9.2 Музеи
9.3 Культурно-досуговый центр
9.4 Памятники
9.5 Монеты, медали и марки
9.6 Влияние, оказанное на других авторов
9.7 Книги
9.8 Фильмы
9.9 На телевидении
10 Факты
11 Примечания
12 Литература
13 Ссылки

Работа состоит из  1 файл

Влади́мир Семёнович Высо́цкий.docx

— 51.29 Кб (Скачать документ)

[править]

Последние дни и смерть

 

 Памятник на могиле  Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Скульптор — А. Рукавишников

 

На протяжении многих лет  Владимир Высоцкий страдал алкогольной  зависимостью; из тяжёлых состояний, когда отказывали почки и возникали  проблемы с сердцем, врачи выводили актёра с помощью веществ наркотического ряда; и если не сами врачи таким  образом «подсадили» Высоцкого  на наркотики, то, во всяком случае, нечаянно подсказали способ «лечения» от алкоголизма: в конце 70-х годов на смену алкоголю пришёл морфий, при этом дозы постоянно  увеличивались[16].

 

Попытки лечения не давали результатов[13], и, по свидетельствам врачей, в начале 1980 года Владимир Высоцкий был уже обречён: ему предсказывали  скорую смерть либо от передозировки  наркотиков, либо от «ломки» (абстиненции). Ровно за год до смерти, в июле 1979 года, Владимир Высоцкий уже пережил  клиническую смерть во время гастролей театра в Бухаре. В июле 1980 года, в связи с проведением в Москве Олимпийских игр, у актёра вновь возникли проблемы с приобретением наркотиков[16].

 

16 апреля 1980 года состоялась  последняя съёмка концерта Высоцкого  в Ленинградском БДТ, где он  исполнял песни «Кони привередливые», «Купола», «Охота на волков» и  рассказывал о своём творчестве. Фрагмент этой съёмки вошёл  в передачу В. Виноградова «Я  возвращаю ваш портрет». На обратной  стороне двойного альбома «Сыновья  уходят в бой» приведены фотографии  именно с этого концерта.

 

22 июня 1980 года состоялся  один из последних концертов  Высоцкого (в Калининграде), на  котором ему стало плохо.

 

3 июля 1980 года состоялось  выступление Высоцкого в Люберецком  городском дворце культуры в  Московской области, где, по  словам очевидцев, он выглядел  нездоровым, говорил, что неважно  себя чувствует, но на сцене  держался бодро и, вместо полутора  запланированных часов, отыграл  двухчасовой концерт[17].

 

14 июля 1980 года во время  выступления в МНИИЭМ (Москва) Владимир  Высоцкий исполнил одну из  своих последних песен — «Грусть  моя, тоска моя… Вариация на  цыганские темы».

 

16 июля он провёл свой  последний концерт в подмосковном  Калининграде (ныне Королёв)[18].

 

18 июля 1980 года Высоцкий  последний раз появился в своей  самой известной роли в Театре  на Таганке, в роли Гамлета  в одноимённой постановке по  Шекспиру.

 

25 июля 1980 года Высоцкий  скончался во сне в своей  московской квартире.

 

Непосредственная причина  смерти остаётся спорной, так как  вскрытие не производилось. По мнению одних (в частности, Станислава Щербакова  и Леонида Сульповара), причиной смерти стала асфиксия, по мнению других — острый инфаркт миокарда. Так, Анатолий Федотов, которого разные люди характеризуют по-разному, и как  личного врача Высоцкого, человека, спасшего его 25 июля 1979 года в Бухаре (по его диагнозу — клиническая  смерть от «не только пищевого» отравления), и как врача, «проспавшего» Высоцкого 25 июля 1980 года, свидетельствует: 23 июля при мне приезжала бригада реаниматологов из Склифосовского. Они хотели провести его на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире, решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович. 24 июля я работал… Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую. Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: „Мама, я сегодня умру…“

 

…Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень  тяжелой. Я сделал укол снотворного. Он все маялся. Потом затих. Он уснул  на маленькой тахте, которая тогда  стояла в большой комнате. … Между  тремя и половиной пятого наступила  остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике — был острый инфаркт миокарда[19]. 

 

 

Бесспорным остаётся лишь то, что убили Владимира Высоцкого  наркотики[16][13].

[править]

Похороны

 

Владимир Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских  игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие трения с законом. Был ограничен въезд иногородних  граждан и город был наводнён милицией, ввиду нехватки сотрудников  многих милиционеров командировали  в Москву из союзных республик.

 

Сообщений о смерти[20] Владимира  Высоцкого в советских средствах  массовой информации практически не печаталось (появилось лишь два сообщения  в «Вечерней Москве» о смерти и дате гражданской панихиды, небольшой  некролог в газете «Советская культура»  и, возможно, уже после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России»). Над окошком театральной кассы  было вывешено скромное объявление: «Умер  актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек  не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию. И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в  течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены  людьми крыши зданий вокруг Таганской  площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, стадионы стояли полупустые, хотя официального сообщения о смерти не было. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа В. И. Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного  не видела!…»

 

28 июля 1980 года Владимир  Семёнович был похоронен на  Ваганьковском кладбище. В общем, мы его похоронили, и в этом есть моя какая-то доминантная роль. Они хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Когда они наврали, сказали, что привезут гроб, чтобы проститься с ним, а очередь шла от Кремля… Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали смывать с асфальта цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошёл весь мир, и это, конечно, они затаили.[21]

Ю. П. Любимов 

 

[править]

Творчество

ПЕСНЯ ПЕВЦА У МИКРОФОНА [22]

Я видел жало: ты змея, я  знаю.

А я сегодня — заклинатель  змей,

Я не пою, а кобру заклинаю.

Прожорлив он, и с жадностью  птенца

Он изо рта выхватывает  звуки.

1971 г.

[править]

Поэзия и песни

См. также: Список песен Владимира  Высоцкого

 

Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и  поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических  произведений.

 

Довольно много песен  было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим  причинам, но чаще из-за бюрократических  запретов,[23] в окончательные версии не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора  Крохина», «Особое мнение» и другие).

[править]

Стиль и тематика песен

 

Владимир Высоцкий:

Гитара у меня появилась  не сразу. Сначала я играл на рояле, потом — на аккордеоне. Я тогда  ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы.

 

— «Пишу я очень давно…»)

 

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь  нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого  заметно отличалась от большинства  других, «интеллигентных» бардов, кроме  того, сам Владимир Семёнович достаточно негативно относился к так  называемым КСП (клубам самодеятельной песни) и «бардовскому» движению вообще:

«Значит, „Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и  что, по-Вашему, — бардовская песня?“  Во-первых, я эти два слова впервые  слышу — слово „менестрелизм“ вот и „бардовская“. Вы знаете, в  чём дело — я никак не отношусь. Я никогда к этому никак  не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом“, ни „менестрелем“. Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда  не принимал участия ни в каких  „вечерах“ этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых „бардов“ и  „менестрелей“, что я к ним  не хочу никакого отношения иметь.»

 

— Стенограмма выступления  Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г. (21 ч.))

 

Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром  и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности.

 

Сложно найти стороны  жизни, которые бы он не затронул в  своём творчестве. Это и «блатные»  песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего  строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни  написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В  других песнях могло быть по нескольку  героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед  телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним  «актёром».

 

Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной  войне, о жизни рабочих и судьбах  народов — всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен  «от первого лица», искренность  автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной  жизни (даже об участии в Великой  Отечественной войне, по окончании  которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком  и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.

 

Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к  форме (с противопоставлением себя эстраде и с критикой (возможно, самой первой) попсы, хотя и без  использования термина).

 

Высоцкий сознательно  играл на расстроенной гитаре. Познакомившийся  с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий  Шершер (Туманов) вспоминал:

 

Я настраивал ему гитару. Очень старался, а он взял инструмент в руки и все струны немножко приспустил. «Я люблю, чтобы она гудела…»[24]

[править]

Проза и драматургия

 

«Жизнь без сна (Дельфины и психи)». 1968 год Наличие авторского названия неизвестно.

 

Первая известная публикация рассказа в парижском журнале  «Эхо» в 1980 г. Название «Жизнь без  сна» было дано редакцией журнала. Под  заголовком «Дельфины и психи» рассказ  распространялся в советском  самиздате.

 

«Как-то так все вышло». 1969 или 1970 годы.

 

«Где центр?» (сценарий). 1975 год.

 

«Роман о девочках». 1977 год. Роман не окончен. В авторской  рукописи название отсутствует

 

«Венские каникулы» Киноповесть (совместно с Э. Володарским) 1979 год

 

«Чёрная свеча» (1 часть) Совместно  с Леонидом Мончинским. Владимир Семенович  не дожил до окончания совместного  труда, и 2 часть была написана уже  только Мончинским.

[править]

Театральные работы

Основная статья: Владимир Высоцкий в театре и кино

(Раздел Театр)

 

В основном имя Высоцкого  как театрального актёра связано  с Театром на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях (в том  числе «Жизнь Галилея», «Вишнёвый  сад», «Гамлет»). Более чем в 10 спектаклях (не только Театра на Таганке) исполнялись  его песни.

[править]

Высоцкий и радио

Основная статья: Радиоспектакли с участием В. С. Высоцкого

 

Высоцкий принял участие  в создании 11 радиоспектаклей (в  том числе «Мартин Иден», «Каменный  гость», «Незнакомка», «За Быстрянским  лесом»).

[править]

Кинематограф

Основная статья: Владимир Высоцкий в театре и кино

(Раздел Кинематограф)

 

Высоцкий снялся почти  в 30 фильмах, во многих из них звучат его песни. На многие роли его не утверждали, причём далеко не всегда по творческим причинам. Высоцкий участвовал также в озвучивании одного мультфильма  — «Волшебник Изумрудного города». Кроме того, изначально Волка в  мультфильме «Ну, погоди!» предполагалось озвучивать Высоцкому, но впоследствии его заменил Анатолий Папанов[25].Также  Владимир Семёнович является соавтором  сценария фильма «Зелёный фургон», который  должен был стать его первой режиссёрской работой.

 

В 1975 г. Высоцкий стал автором  рекламного фильма «Знаки Зодиака», где  сочинил и исполнил песню «О знаках зодиака». Этот фильм изначально не был принят советской цензурой в  том числе в связи с участием Высоцкого в его создании[26].

 

Фильмография:

1959 — Сверстницы — Петя

1962 — 713-й просит посадку  — Солдат морской пехоты

1962 — Карьера Димы Горина  — Софрон

1962 — Увольнение на  берег — Пётр, друг Валежникова

1962 — Штрафной удар  — Юрий Никулин

1963 — Живые и мёртвые  — весёлый солдат

1965 — Наш дом — Механик

1965 — На завтрашней  улице — Пётр Маркин

1965 — Стряпуха — Андрей  Пчелка

1966 — Вертикаль — Володя

1966 — Я родом из детства  — капитан-танкист Володя

1967 — Короткие встречи  — Максим

1968 — Интервенция —  Мишель Воронов/Евгений Бродский

1968 — Служили два товарища  — Брусенцов

1968 — Хозяин тайги —  Рябой

1969 — Опасные гастроли  — Жорж, Николай

1969 — Белый взрыв —  Капитан

1972 — Четвёртый — Он

1973 — Плохой хороший  человек — Фон Корен

1974 — Единственная дорога  — Солодов

1975 — Бегство мистера  Мак-Кинли — Билл Сигер

1975 — Знаки зодиака  (сценарий, музыка)

1975 — Единственная —  Борис Ильич

1976 — Сказ про то, как  царь Пётр арапа женил —  Ганнибал

1979 — Маленькие трагедии  — Дон Гуан

1979 — Место встречи  изменить нельзя — капитан  Жеглов

[править]

Жёны и дети

Иза Константиновна Высоцкая (урожденная Иза Константиновна Мешкова, по первому браку — Жукова). Родилась 22 января 1937 года. Женаты с 25 апреля 1960 года. Дата развода неизвестна. По одним  данным, вместе супруги прожили неполные 4 года, по другим, развод был оформлен в 1965 году, однако известно, что фактически они расстались задолго до официального развода. Поэтому сын Изы Константиновны, родившийся в 1965 году, носит фамилию  Высоцкий, на самом деле будучи сыном  другого человека.

Людмила Владимировна Абрамова. Родилась 16 августа 1939 года. Женаты с 25 июля 1965 года по 10 февраля 1970 года, разведены; двое сыновей: Аркадий (род. 1962) и Никита (род. 1964).

Марина Влади (фр. Catherine Marina de Poliakoff-Baïdaroff), известная французская актриса кино, театра, телевидения. Родилась 10 мая 1938 года. Женаты с 1 декабря 1970 года по 25 июля 1980 года.

Информация о работе Биография Владимира Семёновича Высоцкого