Опыт социально педагогической деятельности с ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:22, реферат

Описание

Должность "социальный педагог" появилась в России в 1991 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение в стране количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.
В это время появилась необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально работать с социально незащищёнными слоями населения, с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с детьми с нарушениями в поведении, с безнадзорными детьми.

Содержание

Ввеедение
Глава I.I. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности
I.1.1 Область деятельности социального педагога
I.1.2 Направления работы социального педагога в современных условиях
I.1.3 Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога
Глава I.II. Особенности работы социального педагога в ДОУ
I.2.1 Возрастные особенности дошкольников (3-7 лет)
I.2.2 Направления работы социального педагога в ДОУ
I.2.3 Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога
I.2.4 Работа социального педагога с родителями детей, находящихся в ДОУ
Вывод по первой части
2.Деятельность социального педагога в ДОУ.
Введение
Глава 2.I. Теоретические основания деятельности социального педагога в ДОУ
2.1.1 Функции и роли социального педагога
2.1.2 Профессиональные обязанности социального педагога
2.1.3 Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
2.1.4 Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ
Глава 2.II. Деятельность социального педагога в ДОУ
2.2.1 Методы и формы работы социального педагога в ДОУ
2.2.2 Программа деятельности социального педагога в ДОУ
2.2.3. Роль социального педагога в ДОУ в социализации личности ребёнка
Вывод по второй части
3. Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ
4. Нормативно-правовая база организации социально-педагогической работы в ДОУ.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Легнчук.Д.В.doc

— 430.00 Кб (Скачать документ)

Из этого следует, что сущность методической работы в дошкольном образовании заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности.

В целом, на основе проведенного теоретического анализа и практического опыта можно отметить, что методическая работа имеет как сильные, так и слабые стороны своей деятельности. Сильные стороны методической работы заключаются в том, что она:

– является одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагогов;

– способствует совершенствованию качества организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;

– помогает изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта коллег и собственного;

– создает условия для внедрения инновационных форм педагогической деятельности;

– содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагога.

Опираясь на мнения разных авторов (К.Ю. Белая, В.А. Беляева и А.А. Петренко, В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич, Т.П. Колодяжная, Л.И. Фалюшина и др.) и изучение практического опыта, можно отметить, что современный уровень организации методической работы в ДОУ недостаточно высок.

Л. И. Фалюшина отмечает, что «одним из важных недостатков современной организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении является ее неконкретность, не системность, направленность не на решение определенных проблем дошкольного учреждения, а на стремление соответствовать заранее данным формам (ее формальность)» [2004. C. 82]. Отсюда, к слабым сторонам методической работы в ДОУ можно отнести следующие:

– не систематизируются структурные компоненты методической работы в ДОУ;

– разрабатываются задачи методической работы без указания конкретных желаемых результатов ДОУ;

– наблюдается ее слабая, не эффективная организация;

– прослеживается бессистемность в определении содержания методической работы, т.к., педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;

– не учитывается начальный уровень профессиональной подготовки педагогов при планировании содержания методической работы;

– используются однообразные формы организации методической работы, так как выбираются они чаще всего без учета индивидуальных особенностей и возможностей педагогов;

– отмечается недостаточный уровень профессиональной компетентности руководителей ДОУ (заведующей, методиста) в вопросах организации методической работы;

– выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;

– осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня.

Подобное состояние методической работы в ДОУ обусловлено ее слабой организационной структурой, дефицитом кадров, необоснованностью содержания методической работы, отсутствием четкого распределения обязанностей между руководителем (заведующей), методистом (старшим воспитателем) и воспитателями ДОУ. 

Из этого следует, что условия организации методической работы в ДОУ на современном уровне не решают основных задач, поставленных государством и конкретно системой образования в вопросах непрерывного повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ. В период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности такая организация методической работы в ДОУ не в состоянии реагировать на быстро изменяющиеся положения в системе образования, в том числе и дошкольного образования.

Таким образом, современная ситуация в образовании с реализацией компетентностного подхода и новых требований к педагогу, придают особую актуальность организации методической работы как одного из условий повышения профессиональной компетентности педагогов.

 

 

 

 

4. Нормативно-правовая база организации социально-педагогической работы в ДОУ.

 
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребенка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребенка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения.

Конвенция ООН о правах ребенка  
Конвенция ООН о правах ребенка — международный закон, имеющий высокое социально-нравственное, правовое, педагогическое значение для развития человеческого сообщества. 
Из истории 
В рамках Лиги Наций в 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка. 
В 1945 году образован Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) — главный механизм международной помощи детям. 
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую Декларацию прав человека, которая провозглашает: "Дети должны быть объектом особой заботы и помощи". 
В 1959 году Генеральная Ассамблея принимает Декларацию прав ребенка. 
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Объединенных Наций принимает Конвенцию о правах ребенка. Журналисты провозгласили ее "великой хартией вольности для детей, мировой конституцией прав ребенка". 
Главная цель и назначение 
Это документ высокого социально-нравственного звучания провозглашает новую этику, основанную на признании ребенка частью общества, имеющего приоритет интересов над интересами общества. Объектом особого внимания, заботы общества называются проблемы социально депривилегированных групп детей: сирот, беженцев, инвалидов, правонарушителей и т. п. 
Этот правовой документ высокого международного стандарта провозглашает ребенка субъектом права, гражданином с момента его рождения; обязует каждое государство, ратифицирующие Конвенцию, привести национальную законодательную базу в соответствие с этим международным актом; определяет правовые нормы ответственности государства за ее осуществление; вводит механизм контроля. 
Это педагогический документ, осуждающий сущность авторитаризма как наднационального явления, недопустимость его существования в современном обществе как источника многих катастроф человечества. 
Конвенция помогает утверждать в педагогике гуманно-демократические отношения, когда дети и взрослые — равные субъекты социальной жизни; отношения, которые строятся на основе уважения прав, ответственности каждого перед законом и правами других людей. 
Цель и содержание 
Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения можно свести к основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей на выживание, развитие, защиту и активное участия в жизни общества. Здесь приводится примерный указатель содержания статей. 
Часть I. 
Ст. 1-4 — понятие «ребенок»; 
ст. 5-11 — право на жизнь, имя, гражданство, сохранение индивидуальности, право на воспитание в семье; 
ст. 12-17 — право на защиту личной жизни, выражение собственных взглядов, своего мнения, свободы совести, мысли, религии, на создание детских сообществ, на доступ к информации; 
ст. 18-19 — право на исполнение ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка; 
ст. 20-26 -— права, депривилегированных детей; 
ст. 27 — право на уровень жизни, необходимый для развития; 
ст. 28-31 — право на образование, на отдых и досуг; 
ст. 32-36 — право на защиту от эксплуатации, наркомании, сексуального совращения, похищений; 
ст. 37-40 — права тех, кто нарушил закон; права во время вооруженных конфликтов, войн. 
Часть II. 
Ст. 41-45 — механизм контроля за выполнением обязательств государствами. 
Часть III. 
Ст. 46-54 — процедурно-правовые меры осуществления Конвенции. 
Конвенция лишь предлагает некие минимальные стандарты — общую этическую и юридическую схему. Делом каждого конкретного государства было ратифицировать Конвенцию, создать национальные Программы действий до 2000 года, подготовить собственную законодательную базу для ее реализации и один раз в два года готовить объективные отчеты в Комитет ООН. 
24 июля 1998 года в России принят Федеральный Закон, обеспечивающий гарантии прав ребенка с учетом условий и традиций нашей страны.

Федеральный Закон  
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"  
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Наше государство утверждает этим законом признание детства важным этапом в жизни человека. Выделяются следующие приоритеты: - подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

  • Развитие у детей общественно-значимой и творческой активности;
  • Воспитание в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Документ содержит пять глав:

  • Глава — общие положения, основной смысл государственной политики в интересах детей.
  • Глава — основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации — раскрывает законодательные основы гарантий прав ребенка, механизм   содействия ребенку в реализации его законных прав и интересов, меры по их защите.
  • Глава — организационные основы гарантий прав ребенка — роль каждого звена государственной структуры и мероприятия по осуществлению гарантий прав ребенка.
  • Глава — гарантии исполнения настоящего Федерального закона — порядок разрешения споров приисполнении настоящего закона.
  • Глава — заключительные положения — сроки вступления в силу отдельных статей и Закона в целом, необходимость приведения всей законодательной системы государства в соответствие с настоящим Федеральным законом.

При изучении и использовании текста Закона на практике желательно обратить внимание прежде всего на основные понятия, которые определяют смысл социальной политики государства. 
Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), в наших документах может быть назван несовершеннолетним, привлекает внимание социального педагога прежде всего потому, что он находится в проблемной жизненной ситуации. Направления работы в плане социального педагога могут быть определены в соответствии с тем, проблемы какой социальной группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, становятся объектом его внимания. Фактически каждый ребенок может попасть в такую группу, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств и он не может преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. 
Социальному педагогу необходимо знать, кто по закону обеспечивает социальное обслуживание и жизнеобеспечение детей? Чем занимаются социальные службы и социальная инфраструктура? Какое место здесь занимает система образования? 
Все правовые документы социального педагога должны быть ориентированы на цели государственной политики в интересах детей (ст. 4). Мотивация обращения в те или иные органы власти социального педагога может быть подкреплена материалами Закона (ст. 5). 
Статья 7 поможет социальному педагогу в решении вопроса о полномочиях и ответственности различных общественных структур за содействие в реализации, защите прав и законных интересов детей.

  • Органы государственной власти — содействуют   ребенку в реализации и защите его интересов и прав через принятие соответствующих нормативно-правовых актов, проведение методической информационной работы, поощрение ребенка и тех, кто способствует осуществлению его прав и законных интересов.
  • Родители и лица их заменяющие содействуют осуществлению самостоятельных действий ребенка по осуществлению своих прав и законных интересов.
  • Педагоги и другие специалисты   несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание ребенка, но только в рамках, которые определили им компетентные органы государственной власти и в соответствии с Законодательством РФ.
  • Общественные и некоммерческие организации могут тоже осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей, могут получить в этом методическую и иную помощь от органов исполнительной власти.

Далее социальный педагог может ознакомиться с тем, какие устанавливаются минимальные стандарты и меры по осуществлению гарантий прав ребенка (ст. 8-14); изучить, какие особые меры гарантирует государство для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15), сроки вступления в силу действия тех или иных органов местного самоуправления (ст. 17); какова государственная поддержка общественных организаций (ст. 18), государственный заказ (ст. 19) и целевые программы (ст. 20), а также порядок финансирования мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей (ст. 21). 
Для успешной реализации данного Закона необходимо сделать его достоянием педагогов, детей, родителей, специалистов других государственных учреждений и общественных деятелей. 
На основе текста Закона можно корректировать "Устав образовательного учреждения", планы социально-педагогической работы, формулировать обращения в органы исполнительной власти, регулировать отношения между семьей и школой. Закон о гарантиях прав ребенка в будущем должен быть соотнесен Законодательными органами с текстом Закона РФ "Об образовании." с другими Законами и подзаконными актами.

Закон РФ "Об образовании" 
Данный Закон является ведущим нормативным документом государственной политики в области образования, гарантом осуществления права ребенка на образование.

  • Глава 1. Общие положения — провозглашение области образования как приоритетной в государственной политике и права на образование — необходимым конституционным правом граждан Российской Федерации. Раскрыты принципы, задачи, государственные гарантии.
  • Глава 2. Система образования — совокупность взаимодействующих программ, сети учреждений, органов управления.
  • Глава 3. Управление системой образования — разграничение компетенции органов государственной власти различных уровней, органов государственной власти и органов управления образованием, государственных и негосударственных образовательных учреждений, формы государственного контроля за качеством образования.
  • Глава 4. Экономика системы образования — отношения и права собственности, государственные гарантии в финансировании различных типов ОУ, платные дополнительные услуги и предпринимательская деятельность в ОУ, возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием.
  • Глава 5. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование — права и социальная защита обучающихся, воспитанников, родителей, работников ОУ.
  • Глава 6. Международная деятельность в области образования.

Социальному педагогу важно подробно ознакомиться со всеми статьями Закона. Наиболее значимой в конкретный период может оказаться любая из них. Но прежде всего социальному педагогу надо знать, что государственный заказ к образовательному учреждению выражен в "государственном образовательном стандарте" (ст. 7), и изучить государственные гарантии прав граждан РФ в области образования (ст. 5), которые обеспечивают на разных уровнях (ст. 18—24) учреждения разного типа (ст. 12). Каждое ОУ отражает основы и особенности своей деятельности в Уставе (ст. 13), и все последующие локальные акты, нормативно-правовые документы не могут противоречить Уставу. Содержание социально-педагогической работы определяется прежде всего на основе определения социальных гарантий права граждан на образование (ст. 50-51). 
Заслуживает внимания ст. 51 "Права и обязанности родителей, законных представителей". Перед подписанием должностной инструкции и трудового договора следует ознакомиться со ст. 53-56. 
Таким образом, Закон "Об образовании" является наиболее общей мерой в процессе регулирования отношений   между образовательными учреждениями и органами государственной исполнительной власти, между отдельными образовательными учреждениями, между работниками ОУ и родителями при решении проблем осуществления прав ребенка на образование. 
Более конкретно государственный заказ, права и обязанности субъектов образовательного процесса представлены в "Типовом положении об образовательном учреждении", которое утверждено Правительством Российской Федерации и в соответствии с которым созданУстав любого образовательного учреждения.

Федеральный Закон 
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 
Данный Закон принят 24 июня 1999 года и является шагом в разработке мер по осуществлению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно: устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с жизненной ситуацией детей, находящихся в социально опасном положении. Поскольку в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних участвует большая сеть социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций, данный Закон уточняет задачи государственных структур по управлению этой деятельностью и контролю.

  • Глава I. Общие положения — основные смыслы, задачи, принципы, участники и содержание профилактической работы.
  • Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, и правонарушений несовершеннолетних. Границы компетентности работы комиссии по делам не-' совершеннолетних и защите их прав (ст. 11), системы социальной защиты населения и социального обслуживания (ст. 12), специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (ст. 13), системы образования (ст. 14—15), органов опеки и попечительства (ст. 16), органов и учреждений по делам молодежи ( ст. 17), системы здравоохранения (ст. 18), службы занятости (ст. 19), органов внутренних дел (ст. 20, 23), финансовое обеспечение системы профилактики (ст. 25).
  • Глава III. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
  • Глава IV. Заключительные положения — порядок вступления в силу настоящего Закона.

Информация о работе Опыт социально педагогической деятельности с ДОУ