Проблема обучения математике в профильном классе на примере темы "Логарифмические уравнения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа

Описание

Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Объектом исследования являются особенности учебного процесса при обучении математике в классах разного профиля. Предметом – реализация методических особенностей при изучении логарифмических уравнений в классах разного профиля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения……………………………………………………………8
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8
1.1. История возникновения профильного обучения в России...8
1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9
§ 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования………………………………………………………………………11
2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования………………………………………………………………..11
2.2. Основные цели и направления профилизации образования………………………………………………………………..13
2.3. Организация профильного обучения………………………14
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17
§ 3. Информационные технологии………………………………………...23
§ 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26
§ 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30
Глава 2. Изучение темы «Логарифмические уравнения» в классах разного профиля…………………………………………………………………32
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….34
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме………………………………………………………………………...36
§ 4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»………………………………………………………………...41
§ 5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»…………………………………………44
5.1. Физико-математический профиль…………………………44
5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52
§ 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………...…55
Литература……………………………………………………………...56
Приложения……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ВКР(Москальков).doc

— 1.34 Мб (Скачать документ)

    Весь  сложившийся опыт использования  глобальных компьютерных телекоммуникаций в школе показывает, что учебная работа с использованием сетевых средств и возможностей требует регулярной методической поддержки. Лишь тогда, когда появится постоянно работающие сетевые методические объединения учителей математики, можно будет говорить о перспективах широкого, выходящего, наконец, за рамки поисковых экспериментов использования телекоммуникаций в учебном процессе.

    Методические  службы должны оказывать консультативную  помощь, информировать учителей (на основе серьёзного анализа) о том, что появилось нового в учебно-методической литературе. Учитель ведь часто не в состоянии выбрать наиболее подходящий учебник ещё и потому, что у него не хватает ни времени, ни сил на то чтобы с ними познакомиться.

    Информационные  технологии — это мощнейшие инструменты поиска и обработки информации. В последние годы создано множество разработок, пока не востребованных. Правильно распорядиться этим богатством — важнейшая на сегодняшний день задача.

    Предпрофильная подготовка девятиклассников может быть использована для того, чтобы поддержать интерес к изучению математики, установить межпредметные связи. Но для успешной предпрофильной подготовки тоже нужны учебно-методические материалы, а их почти нет. И новые элективные курсы только ещё начинают появляться.

    Профильная  школа существует в нашей стране давно (физико-математические школы, литературные кружки при Домах пионеров, всевозможные курсы). По сути, в профильном образовании нет ничего нового, специализированные математические, спортивные, языковые школы и классы советских времён тоже можно считать профильными. Их, конечно, было мало, да и специализация полагалась «в нагрузку» к основным учебным предметам. Появившиеся в последние 10—15 лет гимназии, лицеи и колледжи придают направленность образованию тоже за счёт дополнительных занятий — вводя новые предметы и увеличивая нагрузку по отдельным дисциплинам.

    Необходимость изменить содержание курсов естественно-научных  дисциплин в гуманитарных классах стала очевидной уже давно. И вот сейчас появляются для этого возможности. Нужно изменить курс, скажем, физики таким образом, чтобы этот учебный предмет заинтересовал даже столь далёких от неё ребят, как будущие филологи и историки. При этом курс должен обеспечить изучение базового компонента в рамках стандарта образования по математике.

    Бессмысленно  укорачивать или сжимать курс математики. Его нужно наполнить новым содержанием и кардинально изменить структуру и методику проведения уроков. Может быть, имеет смысл попытаться начать изучение математики в гуманитарных классах с обзора истории развития, затем рассмотреть математику настоящего времени.  

    § 4  Проблемы профильного обучения

    Выбор уровня обучения  диктует выбор  объема изучаемого материала, количество решаемых задач, распределение форм учебной работы. В практике последних лет, как было изложено ранее, спонтанно сложилось представление о трех основных уровнях изучения математики — основном, или стандартном, и двух других, отступающих от него в разные стороны, — минимальном и повышенном (углубленном).

    Термин  «профиль обучения» оказался очень размытым. В профессиональном обучении этот термин имеет достаточно ясный смысл и связан с получаемой профессией. Одно из возможных направлений профилизации обучения математике идёт как раз из сферы профессиональной подготовки. Сохраняются представления о профилизации математики для крупных групп специальностей (математика для будущих экономистов, для электро-радиотехнических специальностей, для работников гуманитарной сферы и т.п.). Такой тип профилизации обычно проявляется в выборе примеров и задач, а также в добавлении (исключении) отдельных тем программы. В целом для общего среднего образования такой подход потерял свою актуальность.

    В годы перехода от единого стандартизованного обучения к дифференцированному появилось понятие профильного класса (школы). Школы математического профиля появились еще раньше под давлением ученых (физиков и математиков), к мнению которых государство вынуждено было прислушиваться. Это направление профилизации не привело к построению курса математики «для всех», а лишь вызвало к жизни написание программ и учебников для «углубленного обучения математике. За основу брались университетские представления о курсе математики, и углубление происходило, прежде всего, с помощью включения элементов университетского курса. Для постановки преподавания в условиях изменения содержания курса математики в обычной школе это скорее имело отрицательные последствия, так как препятствовало поиску принципиально новых подходов, настраивало на адаптацию университетского курса как единственного средства модернизации школьного курса математики.

    Происходящая  в настоящее время модернизация всей системы образования выдвинула  в качестве одной из своих задач  профилизацию старшей школы. Остановимся на применении её к математике.

    Математику можно учить много и учить мало, но и то и другое можно делать по-разному. Профиль характеризуется выбором ведущих способов деятельности, их взаимодействием и сбалансированностью. В изучении математики можно формировать тот или иной её профиль, по-разному ориентируя использование различных познавательных стилей.

    Развиваемое нами пониманиё профиля обучения математике легко сопрягается с  выбором будущей профессии. Среди  различных классификаций спектра  профессий есть и такая, которая  во главу угла ставит ведущую специфику профессиональной деятельности, что поможет определить выбор ведущих познавательных стилей в обучении математике.

    Традиционно построенные курсы и учебники математики можно в первом приближении отнести к техническому профилю (еще недавно наша школа называлась «политехнической» и была нацелена на подготовку будущих рабочих, техников и инженеров). Этому профилю соответствует преобладание алгоритмических и конструктивных способов действия. Визуальные методы используются лишь для подкрепления материала наглядными образами, очень осторожно используются логика и рассуждения, усилено внимание к приложениям и межпредметным связям.

    Слова «гуманитарный профиль» понимаются по-разному. Многие видят в нем вариант компенсированного обучения математике, ориентированного на тех, кто математикой заниматься не хочет и/или не может. Более серьезная точка зрения ориентирована на принципиальную перестройку курса математики в сторону его общекультурной составляющей, что потребует значительного расширения визуально-образных и ассоциативных способов познания (за счет сокращения его алгоритмической составляющей), изменения характера приложений и возможного усиления логики и дедукции.

    С проблемой профилизации обучения тесно связана проблема его индивидуализации.

    Отказ от позиций единого подхода к обучению, его целям и результатам, произошедший на грани 80-х и 90-х годов (связанный, разумеется, с общей демократизацией общественной жизни), выдвинул на первый план проблему дифференциации обучения. Решение этой проблемы шло двумя путями — созданием профильных классов и школ и публикацией разнообразных дидактических материалов. Появились параллельно действующие учебники, стали разрабатываться различные программы и системы обучения. Работа по дифференциации обучения имела, несомненно, положительные результаты, однако меняющиеся социальные условия жизни обострили всегда существовавшую потребность в индивидуализации обучения.

    Появилась потребность в разработке технологии, которая обеспечила бы индивидуальную траекторию обучения, способную учесть реально достигнутый уровень образования и воспитания подростка, а затем гибко реагировать на происходящие изменения.

    В поисках решения названной проблемы международная группа педагогов-исследователей в 1988— 1990 гг. начала теоретическую и практическую разработку новой педагогической системы, называемой продуктивным обучением. Основные положения концепции таковы.

    1. Обучение реализуется в виде  последовательности учебных модулей,  составляющих индивидуальную образовательную  траекторию участника программы.

    2. Учебный модуль представляет  собой самостоятельный фрагмент  учебной программы, имеющий четкую учебную цель и завершающийся «продуктом» — отчетом, рефератом, защитой проекта и т.п. Модули часто имеют интегративный характер, соединяя задания из разных образовательных областей. Модуль может выполняться в группе или самостоятельно, в стенах школы или вне ее (на «ресурсах» — местах практики) и, как правило, соединен с предпрофессиональной подготовкой.

    3. Система существенно меняет взаимоотношения между учителем и учеником. Учитель становится, прежде всего, советчиком, консультантом. Большую роль играет «тьютор» — учитель, составляющий вместе с участником его образовательную траекторию, корректирующий и контролирующий ее.

    4. Повышается ответственность участника за свое образование. Развитие необходимой мотивации поддерживается участием во «взрослой жизни» (прохождение системы практик). Развиваются коммуникативные навыки. Большую роль играет компьютерная техника, работа на которой входит в обязательную программу (мастерские продуктивного обучения).

    Идеи  продуктивного обучения нашли свое отражение в преподавании математики. Сюда можно отнести:

    • новые формы индивидуальных заданий: сюжетные циклы, исследовательские работы, игры, которые имеют вид законченных модулей, позволяющих ученику добиться запоминающихся результатов и предполагающих индивидуальный темп и стиль работы;
    • использование метода проектов, который ориентирован на выполнение комплексных заданий — как правило прикладного характера;
    • расширение технических средств обучения математике, использование компьютерных учебников и вспомогательных программ;
    • развитие интереса к математике и осознание ее важности в жизни.

    Система продуктивного обучения весьма плодотворно  связывает индивидуализацию обучения с использованием и развитием познавательных стилей. Эта система признает право каждого ученика на индивидуальной выбор и, соответственно, отказывает школе в праве на жесткий прогноз и жесткое управление учебной жизнью.   [6] 

    § 5. Профильный экзамен  по математике.

    К индивидуальному подходу в образовании  в настоящее время устремлены единые государственные экзамены. В настоящее время ЕГЭ разработан в расчёте на выпускников школы, изучающих математику 5 часов в неделю. Структура экзаменационных заданий такова:

    Часть 1  Часть 2  Часть 3
Общее число заданий – 25  
13
 
 10
 
 3
Уровень сложности  Базовый  Повышенный  Высокий
 Тип заданий   А1-А10 с выбором ответа В1, В2, В3 с кратким ответом

 В3, В4 (с кратким ответом в виде записи нескольких цифр).

 В4-В11 с кратким ответом.

 С1, С2 с развёр-нутым ответом

 С3, С4, С5 с развёрнутым ответом (полная запись решения)
 

    Возникает необходимость выработать подходы к составлению вариантов контрольных измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ на профильном уровне (ЕГЭ - профильный).

    Основная  цель – обеспечить аттестацию по курсу  алгебры выпускников профильных классов, изучающих курс математики не менее 6 часов в неделю, и дифференцировать учащихся по уровню математической подготовки для зачисления в высшие и средние  учебные заведения.

    Планируется в ближайшем будущем введение другой структуры ЕГЭ для профильных классов.

    Структура пробного варианта КИМ  «ЕГЭ – профильный, 2007»

    Часть 1  Часть 2  Часть 3
Общее число заданий - 25  
12
 
 10
 
 3
Уровень сложности  Базовый  Повышенный  Высокий
 Тип заданий и форма ответа  А1-А8 с выбором  ответа (из четырёх предло-женных)

 В1, В2 с кратким ответом (в виде целого числа или числа, записанного  в виде десятичной дроби)

 В3, В4 (с кратким ответом в виде записи нескольких цифр, которыми обозна-чены верные ответы, предложенные к заданию)

 В5-В12 с кратким  ответом (в виде целого числа, записанного  в виде десятичной дроби)

 С1, С2 с развёрнутым ответом (полная запись решения)

 С3-С5 с развёрнутым  ответом (полная запись решения с  обоснованием выполненных действий)

Информация о работе Проблема обучения математике в профильном классе на примере темы "Логарифмические уравнения"