Проблема происхождения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:53, реферат

Описание

Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. Для качественной характеристики людей используются такие понятия, как индивид и личность. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные — рост, цвет глаз, строение тела, и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры.

Содержание

1 Проблема происхождения человека ……………………………………..2
2 Проблема человека в философии Древней Греции……………………...3
3 Средневековая христианская концепция человека……………..……….6
4 Человек Нового времени в европейской философии……………………7
5 Антропологическая проблема в русской философии…………………...8
6 Современные проблемы философии человека……………………….. 10
7 Индивид и личность……………………………………………………...18
8 Личность и социальные ценности……………………………………….21
Список литературы ………………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 88.08 Кб (Скачать документ)

В контексте этих двух традиций генеральная перспектива социализации личности нашего общества, по всей вероятности, должна быть связана с усвоением  как тех, так и других ценностей. И дело тут не только в евразийском  характере нашей страны, хотя этот факт тоже не следует игнорировать. Думается, нам нечего «стесняться» принципа коллективизма (общности, соборности), который укоренен в традиционных ценностях нашей жизни и в  народном менталитете, сущностью которого, по словам Ф.М. Достоевского, являются «братские связи» людей. Но вместе с  тем не следует и абсолютизировать этот принцип и отождествлять  его с ценностями «казарменного  коллективизма». В этой связи нам  необходимо реабилитировать ценности индивидуализма, но не в смысле голого эгоизма, а в значении утверждения  индивидуальности, активности и самостоятельности  личности. И только в случае утверждения  диалектического единства ценностей  коллективизма и индивидуализма можно говорить о наиболее благоприятных  условиях развития личности.

В соответствии со сказанным  следует подходить и к вопросу  о том, какому способу социализации личности отдать предпочтение, что  необходимо менять в первую очередь  — личность или социальную среду. Для нормального развития личности следует изменять и себя и социальную среду, мир. Личность, ценностные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспособлением  к социальной среде, обречена на конформистское поведение. Абсолютизация же ценностей  индивидуализма ведет к отчуждению личности от общества.

Сравнительный анализ ценностей  западной и восточной культур  на современном этапе их развития показывает, что в первом типе культуры в качестве первичных выступают  такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе. Во втором типе культуры на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм [1]. Сказанное свидетельствует  о том. что в каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состоит в  том. чтобы на основе своей собственной  культуры, традиций и менталитета  аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и в восточном типах культуры. Не следует при этом пытаться ни вестернизировать, ни остернизировать нашу культуру и искусственно навязывать ей западные или восточные ценности. Другая сторона этого вопроса заключается в том, что в межкультурном общении необходимо учитывать эту специфику ценностей различных культур.

  • 1 Ситарм К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. №4. С. 116.

Еще одна актуальная и важнейшая  для нас сегодня проблема —  влияние рыночных ценностей на социализацию личности. Наше общество переживает ответственный  исторический этап — становление  рыночных отношений. Он связан с изменением не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений, которая зиждется на них. Меняется весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению  ценностных ориентаций, мотивации поведения  и всего процесса социализации личности.

Суть рыночных отношений  — экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. Они влияют на ценностные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, они, бесспорно, пробуждают инициативу, активность, энергию  людей, расширяют возможности для  развития способностей и творчества личности. Но нельзя забывать или не обращать внимания и на вторую сторону  влияния ценностей рынка на формирование личности. Она состоит в том, что  развитие экономического либерализма  и конкуренции, как это хорошо показали известные западные ученые К. Хорни. Э. Фромм, Дж. Хоманс и др., приводит к таким последствиям, как двойная  мораль, всеобщее отчуждение, психические  фрустрации, неврозы и т.д. Ценности личности как бы пропускаются через  призму рынка и приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества и  личности строятся по законам рыночных отношений и экономического обмена.

В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл  ее жизни. А это ведет к образованию  экзистенциального вакуума. При  этом следует иметь в виду, что  в нашей стране проблема, видимо, будет усугубляться. Дело в том, что  автоматизация домашнего хозяйства, с одной стороны, и рост безработицы  — с другой приведут к увеличению свободного времени, а следовательно, и к росту числа людей, испытывающих экзистенциальный вакуум, со всеми  вытекающими отсюда последствиями. Поэтому службе социальной защиты населения  следует быть готовой к тому, что  у людей будет расти потребность  не только в социальной и психической  помощи, но и в логотерапевтичес-кой  помощи, помощи в обретении смысла жизни, в формировании высших, бытийных ценностей, без которых человек, как мы уже говорили, очень часто  не может жить. Сейчас эту логотерапевтическую  функцию выполняют главным образом  психотерапевты и представители  церкви. Однако тут нужна отдельная  служба в системе социальной защиты населения, специалисты которой  должны будут уметь лечить не только психику, но и душу людей.

Сами по себе рыночные отношения  и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т.е. выступать как высшие ценности. Это всегда лишь ценности-средства для собственного развития человека. Преследующие цели материального обогащения рыночные ценности, конечно, необходимы. Но за ними всегда стоят (и не должны забываться) более основополагающие ценности духовного развития личности. Немаловажная роль по их утверждению  в жизнь принадлежит и философии. Сегодня для нашего общества и для нашей философии особо актуально звучат слова Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей» [1].

  • 1 Уайтхед А.И. Избранные работы по философии. М., 1990. С 560.

К сказанному следует добавить, что хотя рынок и имеет внутреннюю логику своего развития, но государственные  структуры не должны отстраняться от регулирования рыночных отношений. Экономика должна быть социально  ориентированной. Ценности экономического либерализма и социальной справедливости должны быть интегрированы в едином синтезе.

Только при этом условии  мы можем социально защитить бедных и дать свободу действий социально  активной и способной части населения.

Еще один аспект проблемы взаимодействия личности и социальных ценностей  связан с тем, что последние могут  быть реальными, имеющими объективный  аналог в действительности, а могут  носить и мифологический характер. В свою очередь, сами мифологические ценности можно подразделить на «естественные» и «искусственные». В первом случае они имеют историческое основание  и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают  доминировать, но не исчезают полностью  из общественной жизни и культуры. Более того, порой они возрождаются, принимают форму мифологем —  искусственно создаваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в  действительности и поддерживаемых идеологическими средствами и институтами.

Нельзя не затронуть и  такой аспект проблемы, как все  шире распространяющиеся в нашем  обществе иррациональные и псевдонаучные  ценности. На личность сегодня систематически обрушивается лавина информации, содержание которой связано с псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство и т.д.). В этих условиях непроизвольно, на бессознательном  уровне формируется некритическое  мышление и восприятие действительности. Рационализм заменяется иррационализмом, любой функциональный миф считается  рациональным. Формируется тип сознания, в котором реальные противоречия не принимаются в расчет, принцип  объективности подменяется субъективизмом, логика разума заменяется верой и  внушением. Налицо, таким образом, основные признаки мифологического мышления. И если Леви-Брюль назвал первобытное  мышление «дологическим», то формирующийся  тип мышления можно назвать «постлогическим», содержательной основой которого является иррационализм и субъективизм.

В заключение хотелось бы отметить, что одной из важнейших тенденций  развития современной философии  является все большее внимание к  человеку, к проблемам его бытия  в мире и к его внутреннему  миру. И это, очевидно, не случайно, потому что, в конце концов, общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы помочь рационально-практическим способом соединить  человека с миром, сделать человека реальным представителем и субъектом  мира, а мир действительно человечным.

Таким образом, мы рассмотрели  наиболее общие и основные вопросы  современной философской антропологии. Вместе с тем это и заключительный раздел настоящего учебника по философии. Однако философское учение о человеке можно превратить в исходный пункт ее более глубокого изучения и, более того, собственного философского творчества читателя. И даже если это творчество не будет носить профессионального характера, необходимо, чтобы оно постоянно присутствовало в сознании каждого, а особенно молодого человека. Ибо философия всегда была, есть и будет сферой формирования творческих способностей, духа и мудрости.

.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Список литературы 

 

1.     Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4 тт. М., 1976

2.     Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994.

3.     Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.. 1994.

4.     Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993

5.     Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., Политиздат, 1989.

6.     Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

7.     Шелер М. "Положение человека в космосе/ /Проблема человека в западной философии. М., 1988).

 


Информация о работе Проблема происхождения человека