Геополитические проблемы стран Персидского залива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 01:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: осуществить анализ наиболее острых геополитических проблем стран Персидского залива.
В задачи работы входило:
1.Анализ геополитического положение региона Персидского залива.

2.Выявление комплекса геополитических проблем региона и причин их обуславливающих.

3.Определение геостратегических интересов США и России в Персидском заливе на ближайшую перспективу

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Анализ геополитического пространства стран Персидского залива………4
1.1.Геополитическая идентификация региона Персидского залива…..4
1.2. Персидский залив как зона геополитических интересов США……11
2. Геополитический сценарий для стран Персидского залива……………….13
2.1. Разность геополитических интересов: Иран- стратегичекий партнер России и объект «оси зла» для США…………………………………13
2.2. Перспективы развития ситуации в регионе Персидского залива для США и России……………………...17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...22

Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 493.00 Кб (Скачать документ)

            Упомянем и о сходстве российских и иранских концепций развития мировой цивилизации в ХХI веке, выявленном на российско-иранских переговорах в Москве по вопросам стратегической стабильности в 2000 г. Российская идея многополярности мира соответствует иранской концепции «диалога цивилизаций».

            Каковы же могут быть перспективы стратегического партнерства России и Ирана (прежде всего, в геополитическом плане)? Зонами (регионами) согласованной политики Ирана и России сегодня, очевидно, можно считать Закавказье, Среднюю Азию, Афганистан и собственно Каспийское море.

            Не в последней степени именно вышеперечисленные аргументы «за» сотрудничество России и Ираном для США имеют явно другое значение. Задержка с началом военной акции против Ирана объясняется, скорее всего только улаживанием дипломатических вопросов. Дело в том, что, вторгаясь в Иран, США в очередной раз затрагивают стратегические интересы Евросоюза, России и Китая. Однако и на этот раз международное сообщество не сильно возражает инициативам Вашингтона. Даже Москва, имеющая с Тегераном особо развитые экономические отношения, как ни странно, пока демонстрирует покладистость.

           Иран, безусловно, очень привлекателен для западноевропейских государств и инвесторов наличием богатых природных ресурсов, объемным рынком сбыта, дешевой рабочей силой, возможностью доступа и контроля над рынками среднеазиатских государств, также важностью географического и геополитического положения, возможностью «моста» между Европой и Азией.

           Даже если, отказавшись от военных планов, США, руководствуясь соображениями «регионального прагматизма», могут пойти на улучшение отношений с ИРИ, рассматривая эти отношения как средство влияния на обстановку в Персидском заливе, Ираке, Каспии и Средней Азии, интересы России все же будут ущемлены. Американцев интересует широкий иранский рынок для сбыта вооружения. Если вышеперечисленные тенденции будут развиваться, это может повлечь вытеснение России с иранского рынка, потерю многих выгодных контрактов, а главное - уменьшению политической значимости России для Ирана, сокращению ее влияния на Каспии и в Средней Азии.

         По моему мнению, Россия в течение последних лет уделяет крайне мало внимания укреплению своих позиций и расширению влияния как в регионе Персидского залива, так и в Средней Азии. 
 
 

     2.2. Перспективы развития  ситуации в регионе  Персидского залива  для США и России 

     Падение цен на нефть, вызванное американским вторжением в Ирак, может в скором будущем выявить различия в интересах  обеих держав. России нужны высокие  цены на «черное золото», чтобы удерживать экономику на плаву, а на политике США снижение цен на энергоносители практически не скажется. Более того, те, кто рукоплескал по поводу нового нефтяного партнерства, не осознают, что правительства двух стран едва ли способны существенно повлиять на мировой энергетический рынок или даже на объем инвестиций в российский нефтяной сектор.

           Перспективы «энергетического» направления российско-американских отношений не так уж хороши. Процветанию взаимовыгодного партнерства в 2002-м способствовали высокие цены на нефть. Выдержит ли оно проверку трудными временами? Оба государства действительно основательно заинтересованы в увеличении объемов экспорта российской нефти. Америка таким образом расширяет круг поставщиков, а Россия получает и деньги, и новые рабочие места. Однако добрые отношения между двумя правительствами не могут существенно повлиять на деловую конъюнктуру, на самом деле определяющую объем частных инвестиций в российский нефтяной сектор. Более того, когда цены на нефть упадут, Москва и Вашингтон поймут, что их интересы весьма различны.

         Что касается интересов России в Ираке, то здесь основное внимание приковано к иракскому долгу, оставшемуся еще с советских времен (по разным оценкам, он составляет от семи до двенадцати миллиардов долларов), и к стремлению российских компаний активно участвовать в иракских нефтяных проектах. Контракты на разработку месторождений были заключены с правительством Саддама Хусейна. Однако и то и другое можно вполне отнести к категории фикций.

          Первым испытанием для молодого российско-американского партнерства станут именно последствия войны в Ираке. Реальная проблема, с которой столкнется Россия по окончании кризиса, - это возможное, хотя и не обязательное падение цен на нефть, которое последует за прояснением ситуации с экспортом из района Персидского залива и возобновлением поставок из Ирака. Никто не может предсказать, насколько сильно война и диверсии ударят по нефтяным месторождениям в Ираке и соседних странах. Но судя по прокатившейся в Ираке волне терроризма, ситуация может вообще выйти из-под контроля. Очевидно, что американское и российское правительства не могут существенно влиять на цены на нефть. Причины этого коренятся в фундаментальных особенностях мирового рынка. Более половины всей нефти, добываемой на планете, открыто выставляется на едином, интегрированном мировом рынке. Внутренняя цена нефти, остающейся в странах-производителях, также образуется исходя из мировых тенденций.

           Исходя из складывающейся новой геополитической ситуации в регионе Персидского залива обстановкой, уместно выделить несколько основных внешних сил, оказывающих наибольшее влияние на положение в Иране.

           В целом российско-иранские отношения не являются предметом внутриполитических разногласий в Иране, поскольку прагматически настроенные политики (как реформаторы, так и консерваторы) не ставят под сомнение необходимость развития партнерства с нашей страной. Особую роль играют экономические связи. При их рассмотрении необходимо выделить содействие России в строительстве атомной электростанции в Бушире, вызывающее критику США. Следует заметить, что отказ России от участия в этом строительстве, находящемся под жестким контролем МАГАТЭ, мог бы обернуться усилением тяги Ирана к обладанию ядерным оружием. Российское содействие сдерживает эту тенденцию, демонстрируя возможности для Ирана использовать в своих интересах мирный атом.

          Кроме того, развитие отношений с Россией объективно способствует укреплению позиций прагматиков на внутриполитической арене Ирана. Есть несколько примеров того, как заинтересованность в хороших отношениях с Москвой способствовала нейтрализации радикальных исламистских подходов. Это касается и Чечни, и иранского миротворчества в Таджикистане, и нейтрализации (весной 2002 г.) активности «Хезболлы», и недопущения открытия «второго фронта» в разгар палестино-израильского противостояния. Российская дипломатия побудила Иран начать переговоры с МАГАТЭ о присоединении к Дополнительному протоколу о гарантиях, подразумевающему более высокую степень открытости иранской атомной программы для международных инспекций.

          Однако жесткая линия администрации Буша в отношении Ирана способствует консолидации власти в руках клерикальных консерваторов. Хотя американский нажим дает возможность прозападным элементам ощущать, что они не одиноки, давление США в целом контрпродуктивно, так как укрепляет силы изоляционизма.

          Необходимо особо отметить то влияние, которое оказало и может оказать на внутреннее положение в Иране американское вторжение в Ирак. Сам факт вооруженных действий против Ирака, осуществленных без санкции ООН, однозначно способствует укреплению позиций консерваторов в Иране. Главным негативным результатом этого может стать импульс к созданию ядерного оружия в рамках политики «ядерного сдерживания» США.

           В дальнейшем могут возникнуть новые факторы влияния на ситуацию в Иране. В частности, вероятные последствия расшатывания территориальной целостности Ирака при предоставлении иракским шиитам довольно широкой автономии. Гипотетически в этом случае нельзя исключить, что американцы могут начать использовать их против иранских исламистов. В долгосрочной перспективе либерализация в Ираке, если ее удастся достичь, могла бы пойти на пользу иранским реформаторам.

          Другим важным фактором воздействия иракской ситуации может стать снижение цен на нефть. Иран остается страной, в значительной мере зависимой от мирового нефтяного рынка. Снижение цен способно вызвать сокращение импорта и промышленного производства, диспропорции на внутреннем рынке, рост инфляции, а обвальное падение цен на нефть может привести к расшатыванию режима. Однако аналитики приходят к выводу, что и в таких условиях консерваторы, скорее всего, тоже обвинят Хатами и его правительство в экономических просчетах и росте социальных проблем.

           Подводя итог нашим рассуждением, отметим, что события в регионе Персидского залива развиваются в целом по сценарию США, которые, правда, недооценили фактор национального сопротивления «демократическим реформам» в Ираке и тем самым в очередной раз подставили себя под удар исламских экстремистов. Но логика событий от этого не меняется. Иран – безусловно очередной объект военного вторжения США и начало агрессии лишь вопрос времени. В этих условиях Россия должна приложить максимум дипломатических усилий для стабилизации ситуации в регионе.  
 
 
 

                                               Заключение 

     В целом эти страны  приступили к форсированному переходу от феодализма к капитализму. Основа экономики Кувейта – нефтедобыча и нефтепереработка. Достаточно интенсивно ведется разработка месторождений природного газа, развиты химическая, цементная промышленность. Для сельскохозяйственной отрасли производства характерны кочевые скотоводства и и оазисное земледелие.

     Вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году, военные действия и бомбежка иракской авиацией нефтяных скважин нанесли экономике страны чувствительный урон, но впоследствии пострадавшие районы были быстро восстановлены. Роль Кувейта в мировой экономике и политике возрастает. Основа экономики страны – ОАЭ добыча нефти. Преобладает оазисное земледелие. Страна является финансовым центром Ближнего Востока, включающим большую экономическую зону и совместимые предприятия.

            Основа экономики Саудовской Аравией – нефтепереработка и газовая

промышленность. Развиты нефтехимическая, пищевая отрасли промышленного ремесла. Экономика Ирака тесно связана с его внешней политикой. Нефти страны богаты нефтью, природным газом, серой, фосфатами и другими полезными ископаемыми.

     В стране действует развитая топливно-энергетическая и транспортная

       инфраструктуры. Первое вторжение (1991) США в Ирак  привело к победе иракцев и не повлияло на экономическое и политическое развитие. Несколько недель назад было осуществлено второе вторжение в Ирак (2003), оно основано на экономических интересах и положение в мире, Ирак – суверенное государство и должно решать свои проблемы самостоятельно.

     В большинстве стран Персидского  залива экспортируют нефть и нефтепереработки. Страны занимают ведущее место в мировой экономике.

                        

     Список использованной литературы:

       

1.  В.А.  Исаев, В.В. Озолинг «Катар. ОАЭ». Москва «Мысль» 1984г.   

2.  В.Л.  Михин  «Кувейт». Москва «Мысль» 1984г.

3. Справочник: Государство Кувейт. Москва «Наука». Главная редакция восточной литературы. 1990г.

4.  А.Л. Герасимова «Ирак». Москва «Мысль» 1984г.

5.   Малая энциклопедия стран. Харьков «Торсинг» 2000г.

6. Алиев А.М. Иран и Ирак: история и современность. М., Изд-во Московского Университета, 2002 г., 768 с.

7.  Васильев А.М. Персидский залив в эпицентре бури. М., "Наука", 1983 г., 287 с. 
 
 
 
 
 

     Приложение 

 
 
 

      Рис 1.   Карта стран Персидского  залива 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Геополитические проблемы стран Персидского залива