Анализ видов понятий и предложения по их использованию в практике логического обобщения выводов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:02, реферат

Описание

Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли. Когда мы произносим, пишем или слышим предложения и высказывания, мы, прежде всего, обмениваемся с другими тем, что находится у нас в голове. Язык - посредник в обмене мыслями. Однако уже давно было замечено, что передача наших внутренних интимных переживаний и впечатлений с помощью речи не всегда бывает адекватной. При превращении мыслей в предложения что-то утрачивается, а что-то, наоборот, добавляется.

Содержание

Введение

1. Понятие в логике

1.1. Сущность понятия в логике

1.2. Определение понятий, их содержание и объем

2. Классификация понятий в логике

2.1. Виды понятий

2.2. Типы отношений между понятиями

3. Практика логического обобщения выводов

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат логика.docx

— 40.25 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в  г. Люберцы 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 
 
 
 

По дисциплине «Логика»

ТЕМА: ««Анализ видов понятий и предложения по их использованию в практике логического обобщения выводов»» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила студентка 1 курса

                юридического  факультета

                заочного  отделения Егорова Т.С. 

                Проверил: 
                 
                 
                 
                 
                 

Люберцы 2011 г.

 

Содержание 

Введение

1. Понятие в логике

1.1. Сущность понятия  в логике

1.2. Определение понятий,  их содержание и объем 

2. Классификация  понятий в логике

2.1. Виды понятий

2.2. Типы отношений  между понятиями

3. Практика логического  обобщения выводов

Заключение

Список литературы 

 

Введение

     Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе  должны быть выражены в языке, иначе  их невозможно ни зафиксировать для  себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли. Когда мы произносим, пишем или слышим предложения  и высказывания, мы, прежде всего, обмениваемся с другими тем, что находится  у нас в голове. Язык - посредник  в обмене мыслями. Однако уже давно  было замечено, что передача наших  внутренних интимных переживаний и  впечатлений с помощью речи не всегда бывает адекватной. При превращении  мыслей в предложения что-то утрачивается, а что-то, наоборот, добавляется. Именно поэтому иногда какую-нибудь идею или  образ точнее передает, скажем, художник картиной или балерина танцем. В  этом смысле говорят о других, неречевых  языках, относя к ним, помимо жестов и изображений, даже чертежи и  цвета светофора, а также множество  иных сигналов и знаков... Слова часто  имеют шатко определенные смысловые  границы, к тому же еще и зависящие  от предметной области.

     Для логики подобное обращение со словами  недопустимо. В каждое понятие должно быть вложено одно единственное значение, оно должно соответствовать только одному предмету или одному классу предметов. В противном случае, понятие  не сможет выполнить свои логические функции. Причем приложимость понятия  к целому классу в теоретическом  отношении важнее. Если бы однозначность  всегда выражалась в соответствии понятия  только одному единственному предмету, явлению, свойству, признаку, если бы абсолютно  для каждого из них требовалось  бы вводить свое отдельное понятие, то тогда не существовало бы обобщения  и логика со всеми своими понятиями  потеряла бы всякий смысл.

     В вопросе  об адекватности мышления и речи гораздо  важнее то, что логика оперирует  не словами, она превращает слова  в понятия.

1. Понятие в логике

1.1. Сущность понятия  в логике

     Итак, как стало понятно из вышесказанного, понятие отличается от слов, обыденных  представлений об определениях. Чтобы  охарактеризовать сущность понятия  в логике необходимо найти различия между понятием и всем остальным. 

     Первое, что отличает понятие от слова  или выражения, - это однозначность, четко заданный смысл. Слова часто  имеют шатко определенные смысловые  границы, к тому же еще и зависящие  от предметной области. Многие слова  имеют вообще по несколько значений. Для логики подобное обращение со словами недопустимо. В каждое понятие  должно быть вложено одно единственное значение, оно должно соответствовать  только одному предмету или одному классу предметов. В противном случае, понятие не сможет выполнить свои логические функции. Причем приложимость понятия к целому классу в теоретическом  отношении важнее. Если бы однозначность  всегда выражалась в соответствии понятия  только одному единственному предмету, явлению, свойству, признаку, если бы абсолютно  для каждого из них требовалось  бы вводить свое отдельное понятие, то тогда не существовало бы обобщения  и логика со всеми своими понятиями  потеряла бы всякий смысл.

     Понятия потому и необходимы, что они сокращают  нашу речь, а стало быть, и мышление. Они полезны тем, что охватывают множество однородных предметов. Но при этом границы самого данного  множества должны быть заданы определенно. В них нельзя включать то, что  к делу не относится. Только тогда, когда  осмысливаемая группа предметов  выделена строго и однозначно, можно  говорить о применении к соответствующему им понятию правил и процедур, разработанных  в логике.

     Обозначение предметов требует выделения  в них каких-то определенных признаков, которых, вообще говоря, в любой вещи бесконечно много. Поэтому при образовании  понятий абстрагирование и идеализация  обязательны. Как правило, в учебной  литературе говорят о выделении  существенных признаков, оставляемых  в содержании понятия. В общем-то, это правильно в том смысле, что к этому надо стремиться. Но надо помнить, что выделение именно существенных признаков, свойств, черт не всегда выполняется на деле и  даже в иных случаях неосуществимо  вообще. Сущность тех или иных предметов, процессов, явлений определяется наукой, да и тут нередки неразрешимые споры. В обиходной же практике нам  чаще всего достаточно указать на признаки, по которым обсуждаемые  предметы или явления однозначно отличаются от всего остального, так, чтобы при назывании не возникло путаницы. Наряду с существенными  признаками вполне допустимо поэтому  использование при формировании понятия также признаков, достаточных  для отличия; они позволяют задать предмет достаточно однозначно, чтобы его можно было не спутать с другими, хотя они могут не быть существенными для данной вещи. На практике использование именно таких признаков для образования понятий встречается даже чаще. Обращение к сущности характерно и неизбежно для научных текстов и рассуждений. За пределами научного знания чаще всего обходятся без них.

     Только  тогда, когда осмысливаемая группа предметов выделена строго и однозначно, можно говорить о применении к  соответствующему им понятию правил и процедур, разработанных в логике.

     Среди всего этого многообразия надо выбирать свойства наиболее типичные, характерные  для данного рода вещей. От остальных  отвлекаются. Поэтому при образовании  понятий абстрагирование и идеализация  обязательны.

     Но  надо помнить, что выделение именно существенных признаков, свойств, черт не всегда выполняется на деле и  даже в иных случаях неосуществимо  вообще. Сущность тех или иных предметов, процессов, явлений определяется наукой, да и тут нередки неразрешимые споры. В обиходной же практике нам  чаще всего достаточно указать на признаки, по которым обсуждаемые  предметы или явления однозначно отличаются от всего остального, так, чтобы при назывании не возникло путаницы. Наряду с существенными  признаками вполне допустимо поэтому  использование при формировании понятия также признаков, достаточных  для отличия; они позволяют задать предмет достаточно однозначно, чтобы  его можно было не спутать с  другими, хотя они могут не быть существенными  для данной вещи. На практике использование  именно таких признаков для образования  понятий встречается даже чаще. Обращение  к сущности характерно и неизбежно  для научных текстов и рассуждений. За пределами научного знания чаще всего обходятся без них.

     Обозначение предметов требует выделения  в них каких-то определенных признаков, которых, вообще говоря, в любой вещи бесконечно много.

     Понятием  мы будем называть такую форму  мышления, с помощью которой отображаются существенные (достаточные для отличения) признаки предметов, явлений, процессов.

     Существенно, чтобы признаки, положенные в основу понятия, не просто принадлежали данному  виду вещей, но чтобы они сверх  того отличали эту разновидность вещей от других. Игнорирование такого требования довольно часто ведет к ошибкам, к необоснованным выводам.

     Для того, чтобы наиболее точно определить понятие необходимо выявить его  место в системе абстрактного мышления человека (см. рис. 1).

     Также важной характеристикой, необходимой  для анализа видов понятия  является признак понятия. Понятия  в психологии получаются из сравнений  сходных представлений. Представления  в свою оче-редь складываются из отдельных  элементов. Составные элемен-ты представления  или понятия принято называть признаками. Признаки есть то, чем одно представление или понятие отли-чается от другого.

     Признаки  понятий со времени Аристотеля принято  делить на следующие 5 классов Ивин А.А. Логика Учебник для гуманитарных факультетов.

- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999:

1. Родовой признак.  Если мы скажем, что химия есть  наука, то наука будет родовым  признаком для понятия «химия»;  в числе других признаков, присущих  понятию «химия», есть и признак  «наука»; этот признак отличает  химию от всего, что не есть  наука. Род (genus) или родовой  признак есть понятие класса, в который мы вводим другое  рассматриваемое нами понятие.

2. Видовое различие. Если сказать, что химия есть  наука, занимающаяся изучением  строения вещества, то прибавление  признака -- «занимающаяся изучением  строения вещества» будет служить  для обозначения того, чем эта  наука отличается от дру-гих  наук. Такой признак, который служит  для того, чтобы выде-лять понятие  из ряда ему подобных понятий,  называется видо-вым различием  (differentia specifica)..

3. Вид (species). Если  к родовому признаку присоединить  видо-вое различие, то получится  вид. Например, «здание для склада  оружия» == арсенал; «здание для  склада хлеба» = амбар. В этом  случае «здание» есть род, «для  хранения оружия» есть видовое  различие; присоединение к роду  видового различия даёт вид  «арсе-нал». Присоединение к понятию  «здание» видового признака «служащее  для хранения хлеба» даёт вид  «амбар». Вид может быть Признаком,  потому что его можно приписать  понято. На-пример, «эта наука есть  химия».

4. Собственный признак  (proprium). Собственный признак -- это  такой признак, который присущ  всем вещам данного класса, кото-рый  не содержится в числе существенных признаков, но кото-рый может быть выведен из них. Например, существенным призна-ком человека является его «разумность». Из этого свойства выте-кает его способность владеть речью. Этот последний признак есть собственный признак. Основной признак треугольника - это прямолинейная плоская фигура с тремя сторонами. Что же ка-сается того признака треугольника, что сумма углов его рав-няется двум прямым, то это есть его собственный признак, потому что вытекает или выводится из основных при-знаков.» Мы этого признака не мыслим, когда думаем о треуголь-нике, поэтому он является выводным.

5. Несобственный  признак (accidens). Несобственный при-гнан -- это такой признак, который  не может быть выведен из  существенного признака, хотя и  может быть присущ всем вещам  данного класса.

1.2. Определение понятий,  их содержание  и объем 

     В научной  литературе определение иногда называют также дефиницией. Определение предназначено  для того, чтобы сформулировать в  явном виде и зафиксировать содержание понятия, назвать те признаки или  свойства предмета, которые станут объектом внимания в рассуждении  и как бы заменят на время сам  предмет

     Наиболее  совершенным является определение  через ближайший род и видовое  отличие. При его формулировании сначала указывается понятие  более широкое (род), чем то, которое  надо определить (вид), затем называют отличительный признак (видовое  отличие), с помощью которого определяемый вид предметов выделяется среди  других, входящих в тот же род.

     Близким по удобству использования к предыдущему  является генетическое определение. В  нем указывается способ создания или путь возникновения того или  иного явления. Иногда заданные таким  образом черты и особенности  могут служить видообразующими  признаками, и тогда создается  та же самая родовидовая дефиниция.

     Иногда  удобно пользоваться так называемыми  остенсивными определениями. В этом случае вместо выявления существенных признаков определяемого явления  указывают на само явление как  на образец.

     Одним из приемов, сходных с определением, является объяснение. Оно может не столько заменять определение того или иного явления, сколько дополнять  его или делать его понятным. Это  достигается за счет того, что незнакомые широкой публике термины выражают через другие, известные всем.

Информация о работе Анализ видов понятий и предложения по их использованию в практике логического обобщения выводов