История логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:12, контрольная работа

Описание

Логика — одна из древнейших наук. Точно установить, кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышления, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тысячелетия до н. э. Однако если говорить о возникновении логики как науки, то есть о более или менее систематизированной совокупности знаний, то справедливым будет считать родиной логики великую цивилизацию Древней Греции.

Содержание

Введение.
1.Разработка проблем логики в античной Греции, в древних Индии и Китае.
2.Вклад Аристотеля в становление формальной логики
3.Развитие логики в эпоху Нового времени (ХVII – XIX вв.). Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Р. Декарт, Дж.Ст. Милль
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 57.01 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет» 

Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: Логика

по теме: История логики. 
 
 
 
 
 
 

                Исполнитель: студент(ка)

                Специальность: экономическая безопасность

                Группа: ЭПБ-11П

                Ф.И.О: Катаева Ксения Сергеевна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Пермь

2012

     Содержание.

Введение.

1.Разработка проблем логики в античной Греции, в древних Индии и Китае.

2.Вклад Аристотеля в становление формальной логики

3.Развитие логики в эпоху Нового времени (ХVII – XIX вв.). Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Р. Декарт, Дж.Ст. Милль

Заключение.

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Логика  — одна из древнейших наук. Точно  установить, кто, когда и где впервые  обратился к тем аспектам мышления, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тысячелетия до н. э. Однако если говорить о возникновении логики как науки, то есть о более или менее систематизированной совокупности знаний, то справедливым будет считать родиной логики великую цивилизацию Древней Греции. Именно здесь в V—IV веках до н. э. в период бурного развития демократии и связанного с ним небывалого оживления общественно-политической жизни трудами Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки. Родоначальником же, «отцом» логики, по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона — Аристотель(384—322 гг. до н. э.). Именно он в своих трудах, объединенных общим названием «Органон» (орудие познания), впервые обстоятельно проанализировал и описал основные логические формы и правила рассуждений, а именно: формы выводов из так называемых категорических суждений — категорический силлогизм («Первая аналитика»), сформулировал основные принципы научных доказательств («Вторая аналитика»), дал анализ смысла некоторых видов высказываний («Об истолковании»), наметил основные подходы к разработке учения о понятии («Категории»). Серьезное внимание Аристотель уделял также разоблачению различного рода логических ошибок и софистических приемов в спорах («О софистических опровержениях»). 
 
 
 
 

     Разработка  проблем логики в  античной Греции, в  древних Индии  и Китае.

     История логики Индии связана с развитием  индийской философии. Древнейший литературный памятник Индии - Веды (II-начало I тысячелетия  до н.э.), а наиболее древняя ее часть - Ригведа. С целью разъяснения Вед появляются Упанишады, прозаические трактаты брахманов, в которых они развивают или комментируют многие философские мысли, содержащиеся в Ведах.

     Индийский ученый Мадхава в своем сочинении “Обзор всех систем” (1350) насчитывает 16 школ древнеиндийской философии. На первом месте стоит материалистическая философская школа чарвака (основатели Брихаспати и его ученик Чарвака). К ней при­мыкала школа локаята. В основном материалистическими были рационалистические философские системы вайшешика (ее основа­тель получил прозвище Канада, что значит “пожиратель атомов”), ньяя (основатель школы ньяя - Гаутама) и джайнизм (основатель Вардхамана Махавира, получивший прозвище “Джина” - победитель). Материализм как философское направление исходит из того, что мир материален, существует объективно, что материя первична, существует вечно, а сознание, мышление - свойство материи.

     Были  в Древней Индии и идеалистические  философские системы, утверждающие первичность духа, сознания, мышления. Наиболее крупные из них: йога, миманса, веданта, буддизм.

     Среди ведущих философских систем следует  назвать также санкхью - систему дуалистическую, исходящую из признания равноправными двух начал - духа и материи, идеального и материального.

     Диспуты между представителями различных  философских школ способствовали развитию теории познания и логики. Но логика самостоятельно трактуется лишь школой ньяя, хотя еще не систематически, а в формах кратких афоризмов (сутр). Лишь начиная с Дигнаги (VI в.) индийская логика приобретает стройную и систематическую форму.

     Индийская логика развивалась на протяжении двух тысячелетий, и история ее развития на мировом уровне еще до конца  не изучена. Хотя библиография по индийской  философии и логике огромна, единства во взглядах на ход ее развития не достигнуто.

     В индийской логике много внимания уделяется теории умозаключения, которое  в ней отождествляется с доказательством. Су­ществовавший первоначально взгляд, что силлогизм состоит из десяти суждений (членов), меняется. Развитие логики шло по пути сокращения членов силлогизма. Гаутама сократил их до пяти: 1) тезис, 2) основание, 3) пример, 4) применение и 5) вывод. Эта система силлогизма стала господствующей в индийской логике.

     Особенностями индийской логики являются следующие:

     1) оригинальное учение о пятичленном  силлогизме, в котором важна мысль  о неразрывной связи дедукции  и индукции;

     2) суждение не признается самостоятельным  актом мысли, а рассматривается  как член умозаключения;

     3) восприятие не есть нечто непосредственно  данное, а заключает в себе  акт “суждения - умозаключения”. Иными словами, в основе наших восприятии лежит приобретенный нами опыт;

     4) различение речи “в себе”  (т. е. внутренней речи, являющейся  формой процесса мышления, когда  человек как бы ведет разговор  с самим собой) и речи “для  других” (т. е. внешней речи, когда происходит передача мыслей  и общение людей в устной  или письменной форме). Первая  характеризуется более сокращенным  способом мышления, чем вторая. Следует  отметить, что европейская психология  лишь в XX в. приступила к  изучению этих видов речи и  установлению различий между  ними.

     В сжатой форме системы индийской  логики (“старая” ньяя, буддийская логика, “новая” нъяя) изложены в двухтомной “Индийской философии” С. Радхакришнана.

     Одним из наиболее полных систематических  изложений основ индийской логики навья-ньяя на Западе является работа видного американского индолога, профессора Гарвардского университета Д. Г. X. Инголлса.

     Навья-ньяя (“новый метод”, “новая логика”) - единственная завершенная система логики, возникшая вне пределов европейской культуры. Основоположником школы считается автор трактата “Таттва-чин-тамани” Гангша (ХII-ХIII вв.). В этой школе логика становится самостоятельной наукой, выступает методом и инструментом познания. Однако восходящая к древней традиции громоздкая система категорий, несоблюдение различия между абстрактным выводом и конкретным примером вывода говорят о том, что эта логика не лишена недостатков. Во многом их преодолевает поздняя, или радикальная, школа навья-ньяя, основанная Рагхунатхой.

     Знакомя с главными понятиями, теорией и  методами малоизвестной за пределами  Индии логики навья-ньяя, с крупнейшими представителями этой школы за период с XII по XVII в., Инголлс опирается на достижения современной ему символической логики.

     Со  времени своего возникновения и  до 20-х гг. XX в. логика преимущественно  развивалась в направлении формализации и каталогизирования правильных способов рассуждений в пределах двух значений истинности. Суждения могли быть либо ис­тинными, либо ложными. Такая логика именовалась классической, ибо восходила к древней традиции. Классическая логика -это первая ступень развития формальной логики.

     С ходом истории логика поднимается  на вторую, более высокую ступень  развития. Сегодня она систематизирует  формы мышления, применяя математические методы и специальный аппарат  символов. Исследуя содержательное мышление с помощью исчислений, она идет по пути абстрагирования. Эта формальная логика носит название символической  или математической, но является классической в том смысле, что по-прежнему оперирует двумя значениями истинности. Вместе с тем в современной математической логике развиваются и неклассические логики, которые оперируют либо бесконечным множеством значений истинности, либо конструктивными (по сравнению с классической логикой) методами доказательства истинности суждений, либо модальными суждениями, либо исключают отрицания, имеющиеся в классической логике.

     Д. Инголлс в своей книге отмечает, что формальная логика навья-ньяя отличалась высокой степенью абстракции. Ньяики ограничивались чисто лингвистическим анализом, всегда пытались вскрыть отношения между самими вещами. В некоторых отношениях, считает американский исследователь, навья-ньяя превосходит аристотелевскую логику. Ее создатели, например, имели понятие о конъюнкции, дизъюнкции и их отрицании, знали следствие о классах из законов де Моргана. В школе навья-ньяя кванторы, т. е. логические термины, выраженные словами “все”, “некоторые”, “любые” и т. п., почти никогда не использовались, так как они выражались с помощью абстракции свойств и путем комбинирования отрицаний. В навья-ньяя анализировались следующие проблемы: отношение “проникновения” (т. е. теория логического следования), проблема отрицательных высказываний, способы образования сложных терминов и др.

     Навья-ньяя так и не пришла к использованию символов. Хотя, по мнению Д. Инголлса, незнание представителями этой школы символов вряд ли справедливо считать недостатком. Ведь никто, за исключением стоиков, не использовал в логике символов вплоть до XIX в. Вместо символов здесь была разработана сложная система клише, благодаря которой удавалось получить множество выражений. Д. Инголлс склонен видеть в логике рассматриваемой формальной логической системы зачатки ряда идей, получивших развитие в математической логике.

     Древнеиндийская логика самобытна. Она возникла и  развивалась независимо от древнегреческой. С греческой философией и логикой Индия познакомилась лишь в результате похода Александра Македонского (356-323 до н. э.).

     Под логикой Древнего Китая, по утверждению  Пань Шимо, принято понимать прежде всего логику периода Чуньцю и Чжаньго (722-221 до н. э.), когда появляется понятие “философская дискуссия” и создается ситуация, известная как “соперничество ста школ”. Ученые исследуют теорию имен, понятий, вопросы об искусстве спора (дискуссии). Такими мыслителями являлись: Дэн Си (ок. 545-501 до н. э.), Конфуций (551-501 до н. э.), Хуэй Ши (ок. 370-318 до н. э.), Гунсунь Лун (ок. 325-250 до н. э.), Мо-цзы (ок. 490-403 до н. э.), Сюнь-цзы (ок. 313-238 до н. э.), Хань Фей-цзы (ок. 280-233 до н. э.) и др.

     Пань Шимо так характеризует достижения различных школ того периода: “Усилиями школы имен (минцзя), школы законников фацзя), конфуцианской школы (жуцзя) и особенно школы поздних моистов (моцзя) была создана более или менее целостная логическая концепция. В Древнем Китае большинство логических теорий было рассеяно по различным трактатам, посвященным вопросам политики, философии, этики и естествознания. Поздние моисты обобщили достижения своих предшественников, взяв при этом за основу учение Мо-цзы, и создали первый в истории китайской логики энциклопедический трактат “Мобянь” (Рассуждения Мо-цзы), называемый также “Мо-цзы”.

     Автор статьи “Логика Древнего Китая” дает концентрированную интересную информацию о тех проблемах, которые разраба­тывались в логических теориях периода раннего Циня: 1) теория имени; 2) теория “цы” (высказываний); 3) теория “шо” (рассуж­дения) и “бянь” (спора)3; 4) об основных законах мышления. Пань Шимо отметил ряд особенностей логики Древнего Китая:

     а) логические теории концентрировались  вокруг основных понятий - “мин” (имени) и “цы” (предложения, высказывания);

     б) развитие логики было тесно связано  с языком того времени; не обращалось внимания на различие между логической природой “мин” и “цы” и их языковыми свойствами;

     в) логика этого периода “обычно  исходила из практических требований риторики (способы ведения спора) и познавательного аспекта дискуссии... Логика Древнего Китая не смогла выработать строгих представлений о формах умозаключений и отделить их от теории познания”', так как придавала  чрезмерное значение содержательной стороне  мышления и пренебрегала его формой;

     г) логика в Древнем Китае находилась под сильным влиянием различных  политических доктрин и морально-этических  концепций.

     В результате обстоятельного анализа  Пань Шимо сформулировал следующий вывод: “Хотя логические концепции в Древнем Китае и сформулировались раньше, чем в Древней Греции, но после периода ранний Цинь они практически прекратили свое дальнейшее развитие. Это одна из причин того, что логика в Китае не достигла той зрелости, которой она достигла на Западе”.

     В Древней Греции логическую форму  доказательства в виде цепи дедуктивных  умозаключений мы встречаем в  элейской школе (у Парменида и Зенона). Гераклит Эфесский выступает с учением о всеобщем движении и изменении. Борьба между элейской и гераклитовской философией в Древней Греции была борьбой между метафизическим (рассматривающим явления в их неизменности и независимости друг от друга) и диалектическим (когда явления действительности познавались в их развитии и самодвижении) направлениями в философии.

Информация о работе История логики