Контрольная работа по «Логика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:34, контрольная работа

Описание

Логика — это наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины.

Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.

Содержание

1. Предмет логики.
2. Фигуры категорического силлогизма. Правила фигур.
3. Упражнение №1.
4. Упражнение №2.
5. Упражнение №3.
6. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по логике.docx

— 55.41 Кб (Скачать документ)

Министерство внутренних дел рф

Воронежский институт мвд рф

 

кафедра философии

 

 

 

Контрольная работа

 

по курсу «Логика»

 

 Вариант №1

 

 

 

 

 

                                                     Выполнил:     слушатель, Ирхин  А.В. факультет 

 заочного обучения, 1курс, 3 группа,

специальность «Правоохранительная 

деятельность».

 

 

                                                    Проверил:

 

 

 

 

Воронеж-2011

 

Оглавление

 

1. Предмет логики.

2. Фигуры категорического  силлогизма. Правила фигур.

3. Упражнение №1.

4. Упражнение №2.

5. Упражнение №3.

6. Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет логики 

Логика — это наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины. 
 
Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир. 
 
Значимые вопросы философии относятся к познанию действительности и связаны с мышлением, поэтому логика зародилась и развивалась как наука философская, в современности представляющая собой систему знаний, состоящую из двух самостоятельных наук: логики формальной и диалектической. 
  В настоящее время понятие «логика» используется, во-первых, для обозначения последовательных связей предметов и явлений окружающего мира (например, «логика событий», «логика международных отношений»); во-вторых, для характеристики способа мышления («субъективная логика»,«женская логика», «железная логика»); в-третьих, для обозначения непосредственно науки. 
  Логика как наука зародилась в Древней Греции и много столетий считалась критерием образованности. В начале XIX в. Г.В.Ф. Гегель указал на ее ограниченность и недостаточность с точки зрения отражения процесса движения мысли. Он отметил, что такая логика отражает не движение содержания мысли, а форму мыслительного процесса. Для компенсации этого недостатка Гегель создал новую диалектическую логику, а существовавшую до нее назвал формальной. 
Предметом изучения диалектической логики служат законы развития человеческого мышления и основанные на них методологические принципы (объективность, всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному и др.). 
 
  Диалектическая логика — это один из способов познания диалектики реальности. 
 
Формальная логика, использующая математические методы изучения реальности, в начале XX в. получила название «логистика», означающее искусство вычисления. Теперь данный термин почти вышел из употребления, уступив место терминам «математическая логика» или «символическая логика». 
 
Формальная логика изучает форму как нечто отдельное,обособленное от содержания. 
  Предметом изучения формальной логики служит форма мышления. Рассмотрим внешнюю и внутреннюю формы мышления как любого явления. 
  Внешняя форма явления — это способ данного явления проявиться вовне, его поверхность (например, для мышления такой формой становится речь). 
  Внутренняя форма явления — это структурная конструкция из элементов, которые составляют данное явление. 
    Внутренней формой мышления можно назвать процесс сочетания и взаимодействия образований, которые называются мыслями. 
 
Структура мышления — это различные способы группировки мыслей в процессе мышления. 
  В отличие от самого мышления и, тем более, его структуры мы видим их внешнюю речевую форму. Невозможно сделать мышление устойчивым предметом исследования, если только оно не облекается в форму речи (устной или письменной). Очевидно, речь — это эмпирический материал, служащий истоком для формальной логики. Но речь и язык как внешняя структура мышления интересуют логику как средство для ее выражения. 
 
Формальная логика — это наука об общих структурах правильного мышления в его языковой форме, раскрывающая лежащие в его основе закономерности. 
 
Логическими формами называются различные соединения мыслей, рассматриваемые как структурные образования мышления. 
  Логические формы состоят из мыслей, в том числе, например, из других логических форм и различных способов их связи, или так называемых связок. Три вида логических форм, таких как понятие, суждение, умозаключение, состоят из мыслей и средств их связи,связок.  
 
Общая логика представляет собой учение о трех логических формах: понятии, суждении, умозаключении. 
 

Фигуры и модусы категорического силлогизма

 

Термин “силлогизм” происходит от греческого syllogismos  (сосчитывание, выведение следствия).                    

Категорический силлогизм - это вид дедуктивного умозаключения, построенного из двух истинных категорических суждений, в которых S и Р связаны средним термином.  В составе категорического силлогизма имеются две посылки и заключение.

Пример:

Все кенгуру (M) есть сумчатые млекопитающие (Р) - бoльшая посылка. 

Это животное (S) есть кенгуру (М) - меньшая посылка.________

Это животное (S) есть сумчатое млекопитающее (Р) - заключение.

Понятия, входящие в состав силлогизма, называются терминами силлогизма. В приведенном примере терминами являются: Р (“сумчатое млекопитающее”) - больший термин, это предикат заключения; М (“кенгуру”) - средний термин; S (“это животное”) - меньший термин, это субъект заключения. М служит в посылках для связывания S и Р и отсутствует в заключении. Посылка, содержащая предикат заключения (т. е. больший термин), называется большей посылкой. Посылка, содержащая субъект заключения, (т. е. меньший термин), называется меньшей посылкой.

Фигурами категорического силлогизма называются формы силлогизма, различаемые по положению среднего термина (М) в посылках. Различают четыре фигуры:

 

Примеры:

1) Все жидкости (М) теплопроводны (Р).

Вода(S)-жидкость(М).

Вода (S) – теплопроводна (Р)

Средний термин является подлежащим большей посылки и сказуемым  меньшей посылки.

2)Все ужи (Р) –

пресмыкающиеся (М).

Это животное (S) не является пресмыкающимся (М)

Средний термин является сказуемым в обоих посылках.

3)         Все углероды (М)-

простые тела (Р).

Все углероды (М) – 

электропроводны (S)

Некоторые электропроводники 

(S)- простые тела (Р).

Средний термин является подлежащим в обоих посылках.

4)         Все киты (Р) -           

 млекопитающие (М).           

 Ни одно млекопитающее (М)             

 ни есть рыба (S)

Ни одна рыба (S) не есть кит (Р).

Средний термин является сказуемым  в большей посылке и подлежащим в меньшей.

Особые правила фигур

I фигура. Большая посылка должна быть общей, меньшая - утвердительной.

II фигура. Большая посылка общая и одна из посылок, а также заключение - отрицательные.

III фигура. Меньшая посылка должна быть утвердительной, а заключение - частным.

IV фигура. Общеутвердительных заключений не дает. Если большая посылка утвердительная, то меньшая посылка должна быть общей. Если одна из посылок отрицательная, то большая посылка должна быть общей.

Модусы категорического силлогизма.

Модусами фигур категорического силлогизма называются разновидности силлогизма, отличающиеся друг от друга качественной и количественной характеристикой входящих в них посылок и заключения.

Всего правильных модусов в четырех  фигурах 19.

I фигура имеет следующие правильные  модусы (буквы обозначают последовательно количество и качество большей посылки, меньшей и заключения): ААА, ЕАЕ, All, EIO. Приведенный выше пример 1 иллюстрирует модус ААА.

II фигура имеет такие правильные  модусы : АЕЕ, АОО, ЕАЕ, ЕIO. Умозаключение 2 построено по модусу АЕЕ.

III фигура имеет правильные модусы: AAI, ЕАО, IAI, ОАО, All, ЕIO. Модус AAI представлен примером 3.

IV фигура имеет правильные модусы: AAI, АЕЕ, IAI, ЕАО, ЕIO. Модус АЕЕ представлен примером 4.

Правила категорического силлогизма

Категорические силлогизмы в мышлении встречаются весьма часто. Для того чтобы получить истинное заключение, необходимо брать истинные посылки и соблюдать нижеперечисленные правила категорического силлогизма (так же, как и особые правила фигур категорического силлогизма, перечисленные ранее).

Правила терминов

1. В каждом силлогизме должно  быть только три термина (S, P, М). Ошибку, называемую учетверением терминов, иллюстрирует следующий пример:

Движение вечно.

Хождение в институт - движение.

Хождение в институт вечно.

Здесь “движение” трактуется в разном смысле - философском и обыденном.

2. Средний термин должен быть  распределен по крайней мере  в одной из посылок.

MP

Некоторые растения ядовиты.

SM

Белые грибы - растения.

SP

Белые грибы ядовиты.

Здесь средний термин - “растение” - не распределен ни в одной из посылок, поэтому заключение ложное.

3. Термин распределен в заключении, если и только если он распределен  в посылках. Иначе в терминах  заключения говорилось бы больше, чем в терминах посылок.

Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.

Санкт-Петербург не находится за полярным кругом.

В Санкт-Петербурге не бывает белых  ночей.

Заключение ложное, так как нарушено данное правило. Предикат вывода в заключении распределен, а в посылке он не распределен, следовательно, произошло расширение большего термина.

Правила посылок

1. Из двух отрицательных посылок  нельзя сделать никакого заключения. Например:

Дельфины не рыбы.

Щуки не дельфины.

2. Если одна из посылок отрицательная,  то и заключение должно быть отрицательным. Пример:

Все гейзеры - горячие источники.

Этот источник не является горячим.

Этот источник не является гейзером.

3. Из двух частных посылок  нельзя сделать заключение:

Некоторые животные яйцекладущие.

Некоторые организмы - животные.

4. Если одна из посылок частная,  то и заключение должно быть  частным:

Все слоны хоботные.

Некоторые животные - слоны.

Некоторые животные хоботные.

Иногда категорический силлогизм  строится неправильно. Наиболее распространенные ошибки такие:

1) Заключение делается по I фигуре  с меньшей отрицательной посылкой.

Все учебные  аудитории нуждаются в проветривании.  

Эта комната не является учебной аудиторией.

Эта комната не нуждается в проветривании.

Заключение не следует с необходимостью из этих посылок. 

 

 

2) Заключение делается по II фигуре  с двумя утвердительными посылками.  

 

 

            Все абитуриенты  сдают экзамены.           

 Петров сдает экзамены.           

 Петров – абитуриент. 

 

 

             Все зебры  полосатые.           

 Это животное полосатое.           

 Это животное – зебра. 

 

 

      Заключения не следуют с  необходимостью из приводимых  посылок, так как эти два умозаключения построены неправильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение №1.

Все люди с повышенной температурой – больные

Этот человек не имеет  повышенной температуры


Следовательно он не болен

В данном силлогизме  люди сповышенной температурой является средним термином (М), больные - являются логическим сказуемым (P), этот человек – логическим подлежащим (S). Первое высказывание является большим посылом, второе меньшим, так как вторая посылка входит в первую. Первая посылка является общеутверждающим высказыванием (A), а вторая частноотрицающем(O). Подлежащее (S) является меньшим термином, а сказуемое(предикат)(P) большим термином.


Все M есть P


S не есть P


S не есть P

 

Данный силлогизм является неправильным так как нарушает третье правило силлогизмов (Непозволительное расширение большего термина) и нарушает закон достаточного основания. Больший термин здесь не распределен. Больные люди не всегда имеют повышенную температуру, например больные с психическими растройствами. Исходя из сторения данного силлогизма  его следовало бы отнести к первой фигуре силлогизма так как средний термин является подлежащим большей посылки и сказуемым меньшей, но в этом случае нарушается правило первой фигуры (Большая посылка должна быть общей, меньшая – утвердительной). Следовательно и вывод по данному силлогизму неправильный. Это закономерно так как отсувствие температуры не означает отсувствие заболевания.

 

 

 

 

Упражнение №2

Понятные компьютерные программы  уже устарели.

Исходя из условий задания  данное высказывание является ложным. Данное высказывание является частноутвердающим, поскольку речь идет не о всех компьютерных программах,а лишь о понятных.

 

Если А истинно,

то Е ложно, О ложно, I истинно.

Если Е истинно,

то А ложно, I ложно, О истинно.

Если I истинно,

то А неопределенно, О  неопределенно, Е ложно.

Если О истинно,

то Е неопределенно, I неопределенно, А ложно.

Если А ложно,

то Е неопределенно, I неопределенно, О истинно.

Если Е ложно,

то А неопределенно, I истинно, О неопределенно.

Если I ложно,

то А ложно, Е истинно, О истинно.

Если О ложно,

то А истинно, Е ложно, I истинно.

 Используя логический квадрат и те положения, что из него вытекают мы можем сделать следующие выводы.

  1. Понятные компьютерные программы уже устарели ( I ложно )
  2. Все компьютерные программы уже устарели ( A ложно)
  3. Все компьютерные программы еще не устарели ( E истинно )
  4. Некоторые понятные компьютерные программы еще не устарели ( O истинно )

 

 

Упражнение №3

«Одни вы, спартанки, делаете, что хотите, со своими мужьями».

«Но ведь одни мы и рожаем мужей ( мужественных людей )».

В этом рассуждении нарушен  четвертый закон логического  мышления, закон достаточного основания. Из того, что спартанки являються  матерями всем мужчинам Спарты, совершенно не следует того что они могут делать все что угодно с мужьями. Как например быть с женщинами которые рожают исключительно девочек –либо не рожают вообще. Они тоже могут делать с мужем, что захочется или это право есть только у тех кто родил мальчика. Из данного рассуждения это абсолютно не понятно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. О.В. Афанасьева . Логика. Учебное пособие.
  2. С.Н. Виноградов. А.Ф. Кузьмин. Логика. Учебник для средней школы.
  3. Ю.В. Ивлев. Логика.
  4. Н.И. Кондаков. Введение в логику
  5. О.В. Суворов. Основы логики.

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Логика»