Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:23, контрольная работа

Описание

2.1. Нарушения каких основных законов логики могут быть проиллюстрированы следующим примером:
2.2. Осуществите по две последовательных операции обобщения и ограничения следующих понятий:
правовая система, судебная власть, Российская Федерация, планета, цветок.
Во всех ли случаях удалось выполнить задание? Если нет, то почему?
2.3. Ниже приведены примеры деления понятий. Укажите вид деления. Правильно ли произведено деление? Если имеются ошибки, укажите какие.
2.4. С помощью круговых схем изобразите отношения между понятиями:
А) Субъект Российской Федерации, республика Карелия, Краснодарский край.
2.5. Проанализируйте с точки зрения логики следующие определения (вид, соответствие правилам, определение ли это):

Работа состоит из  1 файл

контр.раб. по логике.doc

— 34.81 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

 

 

 

Выполнил: студент группы ЮЗВ-11-1

Кузин Алексей Александрович

(зачетная  книжка №1128)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА»

ВАРИАНТ 2

Проверил:

 к.ф.н., доцент, Верхотурова И.Г.

 

 

 

 

Контрольная работа

защищена /не защищена

(ненужное зачеркнуть)

«______»______2012 г.

 

 

 

 

 

Новокузнецк – 2012

 

2.1. Нарушения каких основных законов логики могут быть проиллюстрированы следующим примером:

Молчит – значит согласен. Ведь не зря говорят, что молчание знак согласия.

 

Нарушен закон достаточного основания.

 

 

2.2. Осуществите по две последовательных операции обобщения и ограничения следующих понятий:

правовая система, судебная власть, Российская Федерация, планета, цветок.

Во всех ли случаях удалось  выполнить задание? Если нет, то почему?

 

Правовая  система:

- обобщение – система общественных отношений;

- ограничение – правовая система РФ.

Судебная  власть:

- обобщение – власть;

- ограничение – судебная власть США.

Российская  Федерация:

- обобщение – государство;

- ограничение – невозможно, т.к. единичное понятие.

Планета:

  - обобщение – небесное тело;

- ограничение  - Юпитер.

Цветок:

- обобщение – растение;

- ограничение – ромашка.

 

 

2.3. Ниже приведены примеры деления понятий. Укажите вид деления. Правильно ли произведено деление? Если имеются ошибки, укажите какие.

 

А) Государственные налоги делятся на прямые и косвенные.

Дихотомическое деление. Деление по одному основанию.

 

Б) комедия делится на комедию ситуаций, комедию характеров, черную комедию, слезливую комедию, комедию идей и комедию нравов.

Два ряда деления  смешаны в один.

По видообразующему  признаку:

- комедия  делится на комедию ситуаций, комедию характеров, комедию идей  и комедию нравов,

- комедия  делится на черную комедию,  слезливую комедию.

 

В) «-Разделим буханку хлеба ножом – что будет?

       -По-моему…- начала Алиса, но тут вмешалась Черная Королева.

       -Бутерброды, конечно, - сказала она».

Не является делением. Это расчленение.

 

Г) Соучастниками преступления являются подстрекатели и пособники преступления.

Неправильное деление, т.к. неполное.

 

Д) Проступки бывают дисциплинарные, административные и аморальные.

Деление произведено неверно, т.к. аморальными могут быть как дисциплинарные, так и административные проступки.

 

Е) Школа: администрация  школы, педагогический коллектив школы, учащиеся.

Не является делением. Это расчленение.

 

 

2.4. С помощью круговых схем изобразите отношения между понятиями:

А) Субъект Российской Федерации, республика Карелия, Краснодарский край.


 

Субъект РФ

 

Респуб-

лика

Карелия Краснодар-

ский край

 

 

 

 

 

Б) Преступная группа, вооруженная группа, банда, преступник.


        прес-

   вооруженная  преступная       тупник

группа     группа

 

       банда

 

 

 

 

 

 

 

В) адмирал, английский адмирал, адмирал Нельсон, русский адмирал, адмирал Ушаков.


 

 

адмирал  английский

адмирал

 

        адмирал

         Нельсон

 

 русский адмирал


 

 

     адмирал

      Ушаков


2.5. Проанализируйте с точки зрения логики следующие определения (вид, соответствие правилам, определение ли это):

 

А) Кавычки – парный знак препинания, используемый для  прямой речи.

Является  определением, т.к. неотрицательное, нетавтологичное, ясное, соразмерное. Вид определения – реальное, явное.

 

Б) Резидент – тайный представитель  разведки в каком-нибудь районе иностранного государства.

Вид определения  – реальное, явное.

 

В) Безапелляционное решение  – решение, не подлежащее обжалованию  в апелляционном порядке.

Не является определением, т.к. тавтологичное.

 

Г) Дезертирство – неявка на военную службу с целью уклониться от нее.

Вид определения  – реальное, явное.

 

Д) Стадион – место  для показа спортивных игр без  повторения интересных моментов.

Не является определением, т.к. несоразмерное, неясное.

 

Е) Энциклопедист – это  человек, который даст ответ на любой  вопрос.

Не является определением, т.к. несоразмерное, неясное.

 

Ж) Коллегия – группа должностных лиц, образующих административный, совещательный или распорядительный орган.

Является  определением, т.к. не отрицательное, не тавтологичное, ясное, соразмерное. Вид определения – реальное, явное.

 

З) Термин «клика» в переводе с французского означает группу людей, стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей.

Является  определением, т.к. неотрицательное, нетавтологичное, ясное, соразмерное. Вид определения – явное, номинальное.

 

И) Общественные отношения, урегулированные нормами административного права, называются административными правоотношениями.

Не является определением, т.к. тавтологичное.

 

 

2.6. Определите вид и  запишите структуру (форму) суждения:

 

А) Некоторые рынки - нерегиональные.

ƎS- ךP (О) – простое, атрибутивное, частное, отрицательное. 

 

Б) Среди преподавателей есть мужчины.

ƎS-P (I) - простое, экзистенциональное, частное, утвердительное.

 

В) Каждый человек имеет  право на труд.

VS-P (A) – простое, атрибутивное, общее, утвердительное.

 

Г) «Он и швец, и жнец и на дуде игрец» (Русская пословица).

a L b L c – сложное, соединительное/конъюктивное.

Д) Если он честный, то он даст правдивые показания.

a → b – сложное, условное.

 

Е) «Если хочешь быть умным, то научись разумно спрашивать, внимательно  слушать, спокойно отвечать и умолкать, когда нечего больше сказать» (Лафатер).

a → (b L c L d L (e → f)) – сложное, условно-соединительное.

 

2.7. Произведите операцию  отрицания атрибутивных суждений. Представьте результаты в символической форме и на естественном языке:

 

А) Часть студентов не готова к экзаменам.

ƎS- ךP (О) - частноотрицательное

 ך(ƎS- ךP) ≡ VS-P (A) – общеутвердительное

 

Все студенты готовы к экзаменам.

 

Б) Ни один из нас не решился  возражать против этого веского  довода.

VS- ךP (Е) - общеотрицательное

ך (VS- ךP) ≡ ƎS-P (I) – частноутвердительное

 

Некоторые из нас решились возражать против этого  веского довода.

 

 

2.8. Произведите операцию  отрицания сложных суждений:

 

А) Я постараюсь занять деньги у знакомых либо возьму кредит в банке.

ך(a v b) ≡ ךa L ךb

Я не буду занимать деньги у знакомых и не возьму кредит в банке.

 

Б) Если самому не делать контрольную работу, то трудно будет сдать экзамен.

ך(ךa → b) ≡ ךa L ךb

Сам не делаешь  контрольную работу, и не трудно будет сдать экзамен.

 

 

2.9. Произведите превращение  следующих суждений:

 

А) Некоторые юристы –  адвокаты.

Некоторые юристы не являются неадвокатами.

 

Б) Некоторые члены профсоюза  не платят членские взносы.

Некоторые члены  профсоюза не являются теми, кто платит членские взносы.

 

 

2.10. Произведите обращение  следующих суждений:

 

А) Люди – не ангелы.

Ангелы – не люди.

 

Б) Большая часть жителей нашего городка активно занимается спортом.

Большая часть  тех, кто активно занимается спортом, - жители нашего городка.

 

2.11. Определите вид и  проверьте правильность следующих  умозаключений:

Внимание: эти умозаключения  нужно разбить на проверяемые  формы и каждую проверить отдельно.

 

А) В бюджете возникнет  дефицит, если не повысят пошлины. Если в бюджете возникнет дефицит, то государственные расходы на общественные нужды сократятся. Значит, если повысят  пошлины, то государственные расходы  на общественные нужды не сократятся.

 

Умозаключение сложное. Состоит из нескольких условных. Запишем форму суждений:

ךa → b, b → c

         a → ךc

 

Если бы форма  была следующей:

ךa → b, b → c 

        ךa → c , то силлогизм был бы чистоусловный.

Следовательно, наш силлогизм недедуктивный.

 

Б) Если не знаешь весь курс логики, то экзамен не сдашь. А если пропускаешь занятия, то не знаешь весь курс. Значит, если студент сдал экзамен  по логике, то он не пропускал занятия.

 

Умозаключение сложное. Состоит из нескольких условных. Запишем форму суждений:

ךa → ךb, с → ךa    с → ךa, ךa → ךb

         b → ךc          b → ךc

 

Если бы форма  была следующей:

с → ךa, ךa → ךb 

        c → ךb , то силлогизм был бы чистоусловный.

Следовательно, наш силлогизм недедуктивный.

 

 

2.12. Определите фигуру  и правильность следующих силлогизмов:

А) Лица, занимающиеся контрабандой,  подлежат привлечению к уголовной ответственности. Экспедитор магазина занимался контрабандой. Следовательно, он будет привлечен к уголовной ответственности.

VS+- P- - большая посылка

M+- S- - меньшая посылка

M+- P-

 

Большая посылка общая. Обе посылки  утвердительные.

       S      P  


 

I фигура.

Оба правила  I фигуры выполняются:

большая посылка общая, меньшая посылка  утвердительная. 

     

     M      S

 


P-             S-     P-  

S+    M+      M+

 

Три правила  терминов выполняются:

  1. количество терминов = 3 (S, P, М),
  2. средний термин S распределен в одной из посылок – в большей,
  3. крайние термины распределены одинаково в посылках и в выводе (М+, Р-).

 

Вывод: силлогизм  дедуктивный.

 

Б) Всякое знание не является бесполезным, и никакое знание не приносит вреда. Значит, все приносящее вред бесполезно.

VS - ך P

VS - ך М

VM – P

 

Обе посылки  отрицательные.

Вывод: силлогизм  недедуктивный.

 

 

2.13. Восстановите следующие  энтимемы, укажите фигуру, определите правильность построения полученных силлогизмов и умозаключений из сложных суждений, которые тоже могут быть энтимемами:

 

А) У нас нет достаточных  доказательств его виновности, поэтому  он должен быть оправдан.

 

V ךS - P – Все, на кого нет достаточных доказательств, должны быть оправданы. (бол. п.)

    M - ךS – У нас нет достаточных доказательств его виновности. (мен. п.)

   M – P  - Он должен быть оправдан.

 

Большая посылка  общая. Но обе посылки отрицательные.

Вывод: силлогизм  недедуктивный.

 

Б) Туристы – веселый  народ, а вот некоторые пенсионеры не любят путешествовать пешком.

 

 VS - P - Туристы – веселый народ. (бол. пос.)

ƎM - ךS - Некоторые пенсионеры не любят путешествовать пешком. (мен. пос.)

ƎM – ךP - Некоторые пенсионеры – не веселый народ.

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"