Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:44, контрольная работа

Описание

Предметом изучения логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающую его действительность.
Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии.
Изучение закономерности мышления, их сознательное использование в процессе рассуждения вырабатывает навык мыслить более последовательно, непротиворечиво, доказательно, ясно и определенно.
Логика – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания мира.

Содержание

1. Теоретическое задание: ответы на вопросы............ ....................... ...............
3
1.1 Каков предмет изучения науки логики и какое значение она имеет для других наук? ....................... ....................... ....................... ....................... ...........
3
1.2 Какая связь существует между языком и мышлением? ....................... ......
3
1.3 Что такое закон непротиворечия? В отношении каких понятий он действует? ....................... ....................... ....................... ....................... ..............
5
1.4 Что представляет собой операция деление понятий? ..................................
6
1.5 Что такое модальность суждений? ....................... ....................... ................
8
1.6 Что такое субъект, предикат, логическая связка и кванторное слово суждения? ....................... ....................... ....................... ....................... ...............
10
1.7 Какие умозаключения называются «простой категорический силлогизм»? ....................... ....................... ....................... ....................... ...........
11
1. 8 Каков состав чисто условного умозаключения? ....................... .................
14
1.9 Что представляет собой логическое доказательство? ....................... ..........
15
1.10 Что такое гипотеза?................................ ....................... ....................... .......
16
2 Тесты....................... ....................... ....................... ....................... .....................
19
3 Список использованных источников…………………………………….........
21

Работа состоит из  1 файл

контр_логика_2v.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический  институт                

(филиал) федерального  государственного бюджетного  образовательного  учреждения   высшего профессионального  образования -

«Оренбургский государственный университет»

 

Факультет дистанционных  технологий

 

Кафедра истории и теории государства  и права

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Логика»

Вариант № 2

 

 

      Руководитель работы

      _____________ Овинова Н.Н.

  «_____»______________2012г.

      Исполнитель

                                                                             Студент группа 1д12ЮС

        _______________Гранкин С.А.

«_____»_____________2012г. Нормоконтролер_____________

«_____»_______________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бузулук 2012

Содержание

 

1. Теоретическое задание: ответы на вопросы............ ....................... ...............

3

1.1 Каков предмет изучения  науки логики и какое значение  она имеет для других наук? ....................... ....................... ....................... ....................... ...........

3

1.2 Какая связь существует  между языком и мышлением? ....................... ......

3

1.3 Что такое закон  непротиворечия? В отношении каких  понятий он действует? ....................... ....................... ....................... ....................... ..............

5

1.4 Что представляет  собой операция деление понятий? ..................................

6

1.5 Что такое модальность  суждений? ....................... ....................... ................

8

1.6 Что такое субъект,  предикат, логическая связка и  кванторное слово суждения? ....................... ....................... ....................... ....................... ...............

10

1.7 Какие умозаключения называются «простой категорический силлогизм»? ....................... ....................... ....................... ....................... ...........

11

1. 8 Каков состав чисто условного умозаключения? ....................... .................

14

1.9 Что представляет  собой логическое доказательство? ....................... ..........

15

1.10 Что такое гипотеза?................................ ....................... ....................... .......

16

2 Тесты....................... ....................... ....................... ....................... .....................

19

3 Список использованных источников…………………………………….........

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическое  задание: ответы на вопросы

 

1.1 Каков предмет  изучения науки логики и какое значение она имеет для других наук?

 

Предметом изучения логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающую его действительность.

Вопросы, связанные с  познанием действительности, относятся  к важнейшим вопросам философии.

Изучение закономерности мышления, их сознательное использование  в процессе рассуждения вырабатывает навык мыслить более последовательно, непротиворечиво, доказательно, ясно и  определенно.

Логика – наука  о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания мира.

Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, построить судебную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ. Все это имеет важное значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.

Предметом логики является правильное мышление. Правильным мышлением  называется такое мышление, которое  соответствует логическим законам (принципам). Итак, предметом формальной логики являются основные формы и законы (принципы) правильного мышления.

Логические формы, носящие  необходимый, устойчивый и повторяющийся  характер связи мыслей называют логическими  законами.

 

1.2 Какая связь существует между языком и мышлением?

 

Мысль человека всегда оформлена  языком. Язык представляет собой сложную  систему знаков, которые используются для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли, как неясные  побуждения, волевые импульсы, могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Речь – это общение между людьми посредством языка. Мышление неразрывно связано с языком и речью, и данная связь очень сложна. Язык и мышление образуют определенное единство, которое включает в себя два основных аспекта: – генетический – который выражается в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления и наоборот; – функциональный – язык и мышление в их современном состоянии представляет собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию. Являясь чувственно воспринимаемой стороной мышления, язык обеспечивает мыслям человека реальное существование. Вне чувственного восприятия мысль недоступна для других. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в самом ее формировании. Нельзя противопоставлять «чистое», внеязыковое мышление и его «вербализацию» – последующее выражение в языке. Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношений языка и мышления в процессах познания и общения может быть различным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и др.

То есть, между языком и мышлением существуют определенные различия:

1) отношения между  мышлением и языком в процессе  отражения человеком мира не  могут быть представлены в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки очень сильно различны;

2) строение языка и  мышления также различно. К основным  единицам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются фонема, морфема, лексема, предложение, аллофон и др.;

3) мышление отражает  объективный мир в идеальных  образах с разной степенью  глубины и детализации, постепенно  приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык же закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности;

4) язык развивается  под влиянием предметной деятельности  и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением  понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта. Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, взаимно влияют друг на друга.

 

Мышление воздействует на язык следующим образом:

– мышление – содержательная основа для языка, для речевых выражений;

– мышление контролирует использование языковых средств  в речевой деятельности, саму речевую  деятельность, управляет использованием языка в коммуникации;

– в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание  знаний, закрепляемых в языке, опыта его употребления;

– мышление определяет уровень  языковой культуры;

– обогащение мышления ведет  к обогащению языка.

 

Язык влияет на мышление следующим образом:

– язык – средство формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи;

– язык – средство для  моделирования мысли; – и др.1

 

1.3 Что такое  закон непротиворечия? В отношении  каких понятий он действует?

 

Закон непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно. Закон непротиворечия действует в отношении противоположных и противоречащих суждений.

Закон непротиворечия - это  логический закон, согласно которому не могут быть одновременно истинными  взаимно исключающие друг друга  мысли: "В данный момент снег идет" и "В данный момент снег не идет", "Этот цветок роза" и "Этот цветок ромашка" и т.п. С точки зрения логики объединение таких мыслей может быть только ложным и ни в коем случае не истинным.

Закон непротиворечия - суровый  контролер наших рассуждений. Именно от его соблюдения зависит исходная согласованность наших мыслей, продолжающая линию закона тождества на устойчивость нашего мышления.

Логика различает  два типа несовместимости мыслей:

а) формальную несовместимость, которая имеет место между некоторой мыслью и ее формальным отрицанием: "Снег идет" и "Снег не идет", где одна мысль есть непосредственное формальное отрицание ("не", "нет") другой;

б) содержательную (предметную) несовместимость, которая имеет  место в связи с несовместимостью самих признаков внутри соответствующих вещей: "Цветок - роза" и "Цветок - ромашка". Эта несовместимость определяется не по формально-логическим законам, а по законам развития самих вещей. Такая несовместимость устанавливается не логикой, а конкретными науками о соответствующих предметах и явлениях. За ошибки в определении такой (предметной) несовместимости формальная логика не несет никакой ответственности.

Закон непротиворечия распространяется на оба типа несовместимости, хотя и  с оговоркой в отношении предметной несовместимости. Закон требует, чтобы там, где противоречивость самого предмета выражается в форме формальных противоречий (так называемая антиномия-проблема) - "Вещь есть Р и не-Р одновременно" - была снята конкретным исследованием и выражена в формально-непротиворечивой форме. В противном случае логика не несет ответственности за ошибки в последующих рассуждениях и выводах относительно таким образом фиксируемых объектов.

 

 

1.4 Что представляет  собой операция деление понятий?

 

Делением понятий называется логическая операция, с помощью которой устанавливается объем понятия путем перечисления его частей ("подклассов, подподклассов и т.д.). Во всяком делении понятий выделяют три основных логических элемента: делимое понятие, основание деления, члены деления

Делимое понятие - понятие, объем которого устанавливается (например, понятие "норма").

Члены деления - части, новые  понятия, которые образуются в результате разбиения объема исходного понятия ("норма права", "норма морали", "норма науки" и т.д.).

Основание деления - признак  или несколько признаков предметов, с учетом особенностей которых происходит выделение частей - членов деления (принадлежность нормы к той или иной сфере  общества, к той или иной форме  общественного сознания).

 Различают два основных вида операции деления понятия - дихотомическое и деление по видоизменению признака.

Дихотомическое  деление - это деление, в результате которого объем делимого понятия разбивается на две части (объемы двух новых понятий), в одну из которых войдут все элементы исходного понятия, обладающие признаком, взятым в качестве основания деления, а в другую - все элементы, не обладающие этим признаком. В результате этого деления образуются понятия, одно из которых отрицает другое в отношении одного и того же признака. Образуются два формально несовместимых понятия.

Получившиеся в результате первого дихотомического деления  части (понятия) вновь могут быть подвергнуты дихотомическому делению, вплоть до выделения частей некоторого предельного уровня. Этот вид деления являются эффективным при быстром нахождении интересующих вас предметов. Недостатком этого вида деления является то, что неопределенной каждый раз оказывается отрицательная часть, что не позволяет видеть всю предметную область, в рамках которой выделяется искомая совокупность предметов.

 Задачу полного  позитивного обозрения делимой  предметной области выполняет  другой тип деления - по видоизменению  признака. Деление по видоизменению  признака - это деление, в результате  которого объем делимого понятия  разбивается на несколько, как правило, больше, чем две, частей, в каждую из которых войдут предметы, обладающие признаком (признаками), взятым в качестве основания деления, но каждой такой части этот признак присущ в некотором своем особом выражении (проявлении): "право" - "конституционное право", "административное право", "уголовное право", "гражданское право" и т.д.

В делении по видоизменению  признака в каждом из членов деления  присутствует признак, взятый за основание  деления, но лишь на уровне рода, в то же время в каждом отдельном члене деления этот признак присутствует в своем видовом своеобразии. Все названные области права принадлежат сфере права (родовой уровень), в то же время каждый раз речь идет об особом проявлении правового качества (видовой уровень).

Деление по видоизменению  признака может быть продолжено дальше, части, полученные на первом уровне, могут  быть подвергнуты (по одному и тому же или по разным основаниям) новому делению: "конституционное право  России", "конституционное право  США", "конституционное право Великобритании" и т.д. Именно такое - многоступенчатое деление – лежит  в основе практически всех классификаций.

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"