Логические основы аргументации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:42, реферат

Описание

Человек разумный есть человек аргументирующий. Независимо от того, осознает он это или нет, человек вовлечен в аргументационную деятельность. В установлении научной истины, в решении политических проблем, в судебных разбирательствах, в обсуждении вопросов обыденной жизни - во всем этом значительное место занимает аргументация. Ответ студента на экзамене или защита им дипломного проекта - вид аргументационной деятельности. Что такое аргументация?
Аргументация – приведение доводов, или аргументов, в обоснование какого-либо положения; совокупность таких доводов. Основными способами аргументации являются доказательство и опровержение.

Работа состоит из  1 файл

Логические основы аргументации.docx

— 20.74 Кб (Скачать документ)

Логические основы аргументации

... Глупо  биться с врагом,

рвущимся не столько к победе,

сколько к перепалке.

Ф. Петрарка. Книга писем  о делах повседневных.

Человек разумный есть человек  аргументирующий. Независимо от того, осознает он это или нет, человек  вовлечен в аргументационную деятельность. В установлении научной истины, в  решении политических проблем, в  судебных разбирательствах, в обсуждении вопросов обыденной жизни - во всем этом значительное место занимает аргументация. Ответ студента на экзамене или защита им дипломного проекта - вид аргументационной деятельности. Что такое аргументация?

Аргументация – приведение доводов, или аргументов, в обоснование какого-либо положения; совокупность таких доводов. Основными способами аргументации являются доказательство и опровержение.

В аргументационной деятельности два главных действующих лица: аргументатор и реципиент. Термином "аргументатор" обозначается лицо, осуществляющее аргументацию. Термином "реципиент" (адресат) - лицо, которому она адресована. 
Правила доказательства и опровержения

В процессе обоснования истинности или ложности тезиса (суждения, выдвигаемого для доказательства) возможны логические ошибки, возникающие при нарушении  определенных правил. Эти правила  принято делить в соответствии со строением доказательства на правила  тезиса, правила аргументов и правила  демонстрации.

1. Правила тезиса

Первое правило. Тезис  должен быть сформулирован ясно и  четко. Это правило, основанное на принципе тождества, требует однозначности понятий, входящих в тезис, ясности суждения, в форме которого сформулирован тезис с указанием его количественной характеристики (нельзя доказывать то, что относится к некоторым, выдавая за то, что относится ко всем).

Примером нарушения данного  правила может служить предвыборная телереклама «Мы сделаем россиян  богатыми». Во-первых, неясно, кто это «мы», во-вторых, не указано, имеются в виду все россияне или только некоторые, и, в-третьих, понятие «богатство» неопределенно и относительно. Под богатством можно понимать и материальное, и духовное богатство, богатство знаниями, идеями и т.п. Иначе говоря, это положение можно трактовать и понимать по-разному.

Второе правило. Тезис  должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства. Это правило, как и предыдущее, основано на принципе тождества. Оно не исключает уточнение тезиса в процессе доказательства, если он сформулирован недостаточно определенно. Но при этом содержание тезиса не должно изменяться, не должно быть подмены тезиса, когда доказательство нового тезиса выдается за доказательство тезиса, выдвинутого первоначально.

2. Правила аргументов

Первое правило. Аргументы  должны быть истинными и доказанными  положениями. Ложными аргументами нельзя ни доказать, ни опровергнуть тезис. Это требование формулируется следующим образом: ложное основание — не основание. Использование ложного основания (аргумента) ведет к логической ошибке, называемой основное заблуждение. Аргументы должны быть не только истинными, но и доказанными положениями. Недоказанное основание — не основание. Невыполнение этого требования влечет ошибку — предвосхищение основания.

Приведем пример. Признание  человеком своей вины некогда  считалось самым надежным аргументом. В одном из российских законодательств XVIII века личное признание обвиняемого  рассматривалось как «лучшее  доказательство всего света». А чтобы  его добиться, применялись всевозможные методы воздействия, включая физические, Но личное признание может быть как  истинным, так и ложным и, следовательно, не является достаточным основанием обвинения. В нашем законодательстве указано, что личное признание своей  вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении  признания совокупностью доказательств  по делу.

Второе правило. Аргументы  должны быть суждениями, истинность которых  обосновывается независимо от тезиса. Чтобы избежать ошибки предвосхищения основания, аргумент иногда обосновывают ссылкой на тезис. Это ведет к логической ошибке — круг в доказательстве: аргумент обосновывается тезисом, тезис — аргументом.

Третье правило. Аргументы  должны быть достаточными для тезиса. Это правило, основанное на принципе достаточного основания, нарушается, если аргументов или слишком мало, или слишком много. В первом случае аргументы окажутся недостаточными для обоснования истинности или ложности тезиса. Поэтому «кто мало доказывает, тот ничего не доказывает». Во втором случае избыток аргументов лишает процесс доказательства ясности, делает его уязвимым для критики. В нем легче найти «слабые звенья»: недоказанные и противоречащие аргументы. Поэтому «кто много доказывает, тот ничего не доказывает».

3. Правила демонстрации

Демонстрация обычно принимает  форму одного или нескольких взаимосвязанных  умозаключений, где аргументы являются посылками, а тезис — выведенным из них заключением. Вместе с тем  независимо от вида умозаключения необходимо соблюдать правило «между тезисом  и аргументами должна быть логическая связь». Нарушение этого правила  влечет логическую ошибку — мнимое следование (non seqitur), указывающую на отсутствие такой связи; а это значит, что тезис не следует из аргумента. Ошибка возникает в результате нарушения правила умозаключения.

Например, тезис «Он здоров»  не следует из аргумента «У него нормальная температура». (Некоторые  болезни, как известно, протекают  без повышения температуры.) Ошибку в рассуждении можно обнаружить, построив демонстрацию в форме условно-категорического  умозаключения:

К ошибкам в демонстрации относятся также следующие.

  • От сказанного с условием к сказанному безусловно. Это значит, что аргумент, истинный при определенных условиях, рассматривается безотносительно к этим условиям. Например, из рекомендации принимать антибиотики во время болезни с необходимостью не следует, что их следует принимать каждому заболевшему и при любом заболевании.
  • От разделительного к собирательному смыслу. Аргумент, истинный для части некоторого множества, используется для обоснования тезиса, относящегося ко всему множеству. Так, из аргумента о пользе зимнего купания для здоровья, верного для некоторых — так называемых моржей, не следует, что такое купание полезно всем.
  • От собирательного смысла к разделительному. То, что верно относительно сказанного в собирательном смысле, рассматривается как аргумент относительно сказанного и разделительном смысле. Иначе говоря, то, что верно по отношению ко всему множеству, взятому в единстве, не относится к каждому элементу множества. Например, положительная характеристика всей студенческой группы недостаточна для такой характеристики отдельных студентов этой группы.

В дискуссии, споре, в прениях  сторон на суде нередко используют приемы, отвергаемые логикой.

1. Аргумент к авторитету ("Как учил товарищ Ленин, нравственно всё, что служит делу революции".)

2. Аргумент к публике ("Не слушайте его, он чужой, а я – с вами и за вас!")

3. Аргумент к личности ("А ты ещё молод, чтобы судить об этом!")

4. Аргумент к тщеславию ("Вы такой умный, такой образованный, Вы со мной согласитесь!")

5. Аргумент к силе ("Вот сейчас выйдем отсюда, я тебе всё объясню".)

6. Аргумент к жалости ("Он такой больной, такой несчастный, ему так трудно учиться, поставьте ему "троечку"!")

7. Аргумент к невежеству ("Что ты в этом понимаешь, ты Уайльда в подлиннике никогда не читал!")

Если при доказательстве, в споре замечены аргументы подобного  рода, следует указать на то, что  это некорректные способы и потребовать  перейти к существу вопроса или  оставить спор, если оппонент не хочет  придерживаться этики дискуссии.

Цель доказательства —  обосновать истину. Поэтому ни довод  к личности, ни довод к публике, никакие другие перечисленные доводы логикой не принимаются. Логика признает только довод к истине (ad veritatem).

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам обеспечивает выполнение стратегической задачи рационального  рассуждения, которая выступает  ведущим фактором убедительности процесса аргументации в научной и практической областях знаний.


Информация о работе Логические основы аргументации