Учение Аристотеля о силлогизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:19, реферат

Описание

Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля – его теория силлогизма. В трактате «Первая аналитика», где излагается аристотелевская теория силлогизма, сказано, что «силлогизма есть речь, в которой, если нечто предложено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть». Силлогизм состоит из трех суждений, два из них посылки, а третье – заключение.

Работа состоит из  1 файл

Логика-реферат.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

Министерство высшего и среднего профессионального образования

Институт международных связей

 

Факультет: Международные экономические отношения

Специальность: Связь с общественностью гр.№112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Учение Аристотеля о силлогизме»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Максимова В. Г.

Группа № 112

Руководитель: Клепарский С. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012г

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь и творчество Аристотеля

    Аристотель  – величайший  из древнегреческих  философов,  основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона. Он  родился в 384 году до нашей эры в Стагире – городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец – Никомах был придворным врачом  македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет после смерти Платона  Аристотель  покидает   Афины.   Он   много   путешествует.  Филипп Македонский приглашает философа  для  обучения  Александра – своего сына.

Oбocнoвaниe и paзвитиe cиллoгиcтики cвязaнo c имeнeм дpeвнeгpeчecкoгo мыcлитeля Apиcтoтeля и представляет собой,  пожалуй, самую сложную и развитую  часть традиционной логики. Этот  её раздел был разработан Аристотелем  в практически законченном виде, прежде всего в его двух книгах под названием "Первая Аналитика". Позднее учение о силлогизмах было внимательно изучено средневековыми схоластами, которые изложили его в компактной форме. Греческое слово sillogismos переводится как сосчитывание.

Александр Македонский  любил Аристотеля и называл его  своим  «вторым  отцом». Аристотель  не  был  согласен  с  политикой  Македонского  и  по   истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины.  Здесь  он  создает  свою школу, получившую  название  Линей,  по  имени  храма  Аполлона  Линейского, вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад  с  галереями  для прогулок (peripatos), и поскольку  занятия  проходили  там,  школа  получила название  «перипатической»,  а  принадлежащие   к   ней   стали   называться «перипатетиками». Второй афинский период был временем   окончательного оформления системы воззрения Аристотеля  и  подведения  итогов.  Не меньшее значение имело преподавание в Линее, привлекавшее  многочисленных  учеников.

Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание  в  Афинах. Аристотель, известный  своими  македонскими  симпатиями,  был  обвинен  в  «безбожии » и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров  Эвбея,  где у него было поместье. Летом 322 года он умер. Свои рукописи и большую библиотеку  он завещал  своему  преемнику  по школе – Теофрасту. Последний, в свою  очередь,  завещал их  некоему Нелею, наследники которого хранили их в погребе около тридцати  лет;  в  результате этого рукописи оказались сильно  поврежденными.  Римский  полководец  Сулла, захватив Афины, переправил их в Рим. Впоследствии  грек  по  имени  Тираннио получил право издать тексты.

       Дошедшие  до нас сочинения Аристотеля  условно можно разделить на  семь частей. Логические трактаты: «Категории», «Об  истолковании»,  «Аналитика первая и вторая», «Топика», «О  софистических  опровержениях»,  «Риторика». Физико–астрономические сочинения: «Физика», «О  небе»,  «О  возникновении  и уничтожении», «Метеорологика». Трактат о « первой философии»:  «Метафизика». Биологические трактаты: «О душе», «История животных», «О  частях  животных», «О возникновении животных»,  «О  движении  животных».  Этические  сочинения: «Политика», «Афинская полития». Эстетический трактат: «Поэтика». Большую важность в своих трудах Аристотель придавал определению природы понятия и отношений между понятиями, так как одна из логических функций понятия состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и познании предметов. Благодаря этой функции, понятия связывают слова с определенными предметами, что дает возможность установления точного значения слов и оперирования ими в процессе познания.

Силлогизм – открытие Аристотеля является главной и наиболее оригинальной частью логики. В теории силлогизмов Аристотель дал определение силлогизму и различил его виды, определил работающие и не работающие виды силлогизмов, установил три фигуры силлогизма.

Однако необходимо выяснить условия и исследовать методы не только вероятного, но и достоверного знания, чему и посвящены теория определения и теория достоверного знания. Всякое доказательство опирается на определенные положения, как на исходные начала. Аристотель выделяет три вида недоказуемых начал.

Истинность мыслей – необходимое условие познающего мышления. Если это условие не соблюдается, то правильных результатов в процессе рассуждения получить нельзя. Значит, мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию. Истинность мысли – необходимое, но не единственное условие достижения истины в процессе рассуждения. Необходима правильная связь мыслей, их правильное построение. Правильная связь мыслей в процессе рассуждения обусловливается законами мышления. Два закона из четырех были выведены Аристотелем. Благодаря их действию, выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений приводит к истине.

Логика Аристотеля возникла не в безвоздушном пространстве логических абстракций. Поэтому, третья глава посвящена  проблеме возникновения логики Аристотеля.

Аристотель не считал логику отдельной наукой, по его  мнению, это скорее орудие («органон») всякой науки и показал правила и приемы, использование которых необходимо в любом рассуждении, в познании, как самых обычных свойств, так и сложных процессов и явлений действительности.

Учение о силлогизме является исторически первым законченным  фрагментом логической теории умозаключений. Оно систематически изложено Аристотелем  в «Аналитиках» и под именем силлогистики существует до настоящего времени, обладая самостоятельной ценностью.

Простой категорический силлогизм, как это принято в большинстве учебников теперь. Нередко оно у него обозначает вообще всякое умозаключение. 

Apиcтoтeлeвcкoе oпpeдeлeниe cиллoгизмa тaкoвo: «Cиллoгизм, ecть peчь, в кoтopoй из нeкoтopыx пoлoжeний, блaгoдapя тoмy, чтo пoлoжeннoe cyщecтвyeт, вытeкaeт c нeoбxoдимocтью нeчтo инoe, чeм тo, чтo былo пoлoжeнo».

Он пoдpaздeляeт cиллoгизмы  нa нecoвepшeнный и coвepшeнный. В пocлeднeм  зaключeниe c лoгичecкoй нeoбxoдимocтью cлeдyeт  из eгo пocылoк по пpинципy: «Ecли X, тo Y; ecли Y, тo Z; cлeдoвaтeльнo, ecли X, тo Z», тoгдa кaк в нecoвepшeннoм cиллoгизмe нaдлeжит eщe либo пpибaвить к yжe имeющимcя пocылкaм дoпoлнитeльнyю пocылкy, либo пpoизвecти нaд ними дoпoлнитeльныe пpeoбpaзoвaния (в чacтнocти, oбpaщeниe) — для тoгo, чтoбы дaнный нecoвepшeнный cиллoгизм cтaл

Теория  силлогизма

Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля – его теория силлогизма. В трактате «Первая аналитика», где излагается аристотелевская теория силлогизма, сказано, что «силлогизма есть речь, в которой, если нечто предложено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть». Силлогизм состоит из трех суждений, два из них посылки, а третье – заключение.

Исследуя строение силлогизмов, он все термины в них представляет буквами, т.е. вводит в логику переменные. Аристотель, говоря словами Я. Лукасевича, «представил свою теорию в буквенной форме stoiceia, для того, чтобы показать, что получаемое заключение получается не как следствие содержания посылок, а как следствие их формы и сочетания; буквы являются знаками общности и показывают, что такое заключение будет следовать всегда, какой бы термин мы не избрали».

Силлогизм Аристотеля вовсе не является выводом типа: «Всякое В есть А; всякое С есть В ; следовательно, всякое С есть А». Только в дальнейшем он был истолкован как вывод, а у самого Аристотеля силлогизм – импликация (логическая операция, образующая сложное высказывание посредством логической связки) типа: Если А присуще всякому В и В присуще всякому С, то А присуще всякому С.

Большое значение имеет то, что силлогизм-импликация Аристотеля отличается от вывода традиционной логики. Как импликация силлогизм Аристотеля есть предложение и потому должно быть либо истинным, либо ложным. А традиционный силлогизм как вывод может быть правильным или неправильным, но не может быть истинным или ложным, так как он не предложение, а ряд предложений, не спаянных в форму единства.

Форма силлогизм характеризуется  числом переменных, их расположением и логическими константами. Две из них «и» и «если» не представляют специфических характеристик аристотелевской логики и входят как часть в более широкую и более основную логическую систему. Кроме них имеется еще четыре постоянных, характерных для логической системы Аристотеля. Это отношения между общими терминами:

  1. «быть присущим всякому»,
  2. «не быть присущим ни одному»,
  3. «быть присущим некоторому»,
  4. «не быть присущим никому».

Анализируя формы силлогизма, Аристотель выделил три основных вида (три «фигуры»), в которые могут быть сведены все отдельные его «модусы» (свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях). Принципом, на основе которого Аристотель разделил модусы силлогизма на фигуры, оказалось положение среднего термина в качестве субъекта или предиката посылок. «Мы узнаем фигуру по положению среднего термина».

Цель силлогизма –  обосновать отношение А к В. Для этого необходимо найти нечто общее как для А, так и для В. Найти его возможно тремя способами:

  1. утверждение А относительно С, а С относительно В;
  2. утверждение С относительно их обоих;
  3. утверждение А и В относительно С.

«Отсюда очевидно, что всякий силлогизм строится по какой-нибудь из этих фигур». В этой схеме А – предикат силлогистического заключения, В – его субъект, С – его средний термин. В первой фигуре средний термин – субъект по отношению к А (к «большому термину») и предикат по отношению к В (к «меньшему термину»). Во второй фигуре средний термин – предикат, а в третьей – субъект по отношению к большему и меньшему терминам.

Аристотель разделил все силлогизмы на «совершенные» и «несовершенные». «Совершенные» – это, по сути, аксиомы силлогистики: не требующие доказательства и недоказуемые самоочевидные утверждения. «Несовершенные» силлогизмы лишены очевидности и доказываются. Недоказуемые непосредственные положения составляют фонд основных истин.

 

 

 

Сокращенные cиллoгизмы – энтимeмы

 

Как указывалось в  предыдущем разделе, силлогистическое умозаключение состоит из трех суждений:

  1. общего положения, именуемого большой посылкой;
  2. связанного с ним суждения, ведущего к его применению под названием малой посылки;
  3. заключения.

Иногда одна из посылок  или заключение не указываются. Этот сокращенный силлогизм называется энтимемой. В переводе с греческого это слово означает "в уме", "в мыслях", потому что в ней остается невыраженной, остается в мыслях часть всего рассуждения, то есть одна из посылок или заключение не высказываются прямо, а лишь подразумеваются. Используя в практике мышления энтимемы, мы получаем заключения из посылок, основываясь на их содержании.

Например: «Наше правительство  не умеет работать, потому что все  демократические правительства  не умеют работать» (опущена малая  посылка: наше правительство — демократическое).

Примером энтимемы с  пропущенным заключением может  быть следующее умозаключение: "Планета не может иметь гиперболическую орбиту, а Меркурий - планета". Каждый легко догадается, что этим желают сказать: "Меркурий не может иметь гиперболическую орбиту", - хотя прямо это не было выражено.

Так как в энтимемах  воспроизводится лишь часть силлогизма, то поэтому в них только два суждения, но, одно из понятий повторяется в обоих, так что терминов все равно три, как это и должно быть в силлогизме. Именно в такой сокращенной форме чаще всего приходится сталкиваться с данным чрезвычайно распространенным видом умозаключения.

Когда нам надо проверить  обоснованность и последовательность рассуждений, построенных в форме  энтимемы, то надо восстанавливать  их невысказанные составные части. В некоторых случаях такое  восстановление очень просто, но часто возникают и трудности, особенно когда невысказанной осталась одна из посылок.

Для оценки правильности рассуждения в энтимеме следует  восстановить её полный силлогизм. Чтобы  восстановить энтимему в полный силлогизм, следует руководствоваться следующими правилами:

  1. найти заключение и так его сформулировать, чтобы больший и меньший термины были четко выражены;
  2. если опущена одна из посылок, установить, какая из них (большая или меньшая) имеется. Это делается путем проверки, какой из крайних терминов содержится в этом суждении;
  3. зная, какая из посылок опущена, а также зная средний термин (он имеется в той посылке, которая дана), определить оба термина недостающей посылки.

Поскольку обычно мы рассуждаем, используя энтимемы, мы часто допускаем  ошибки в собственных рассуждениях и не замечаем ошибок в рассуждениях других: пропуск посылки создает иллюзию очевидности.

Например: N знает риторику, потому что имеет отличную оценку по этому предмету; — пропущена посылка, истинность которой сомнительна: все получившие отличную оценку по риторике, знают этот предмет.

Информация о работе Учение Аристотеля о силлогизме