Умозаключение как третья форма мышления. Виды умозаключения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 18:10, лекция

Описание

Цель лекции:
· выяснить, что такое умозаключение;
· познакомиться с видами умозаключений;
· узнать способы преобразования суждений и что такое непосредственные умозаключения;
· выяснить, что такое простой категорический силлогизм.

Содержание

1. Умозаключение как форма мышления.
2. Непосредственные умозаключения.
3. Простой категорический силлогизм.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.51 Кб (Скачать документ)

Вступление  

    Еще более сложной формой мышления, чем  суждение, является умозаключение. Оно  содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия), но не сводится к ним, предполагает еще  их определенную связь. Благодаря этому  образуется качественно особая форма  с ее специфическими функциями в  мышлении.

    Формально-логический анализ этой формы означает ответ  на следующие основные вопросы: в  чем сущность умозаключения и  какова их роль и структура; что представляют собой их основные типы; в каких  взаимоотношениях между собой они  находятся; наконец, какие логические операции с ними возможны.

    Значение  подобного анализа определяется тем, что именно в умозаключениях (и основанных на них доказательствах) сокрыта “тайна” принудительной силы речей, которая поражала людей  еще в древности и с постижения которой началась логика как наука. Именно умозаключения обеспечивают то, что мы называем в настоящее  время силой логики. Вот почему нередко логику именуют наукой о  выводном знании. И в этом есть значительная доля истины. Ведь весь предшествующий анализ понятий и суждений, хотя и важный сам по себе, в полной мере раскрывает все свое значение лишь в связи с их логическими  функциями по отношению к умозаключениям (а значит, и доказательствам).

    Теория  умозаключений – наиболее тщательно  и глубоко разработанная часть  логики. Когда на экзамене по логике одной из отвечающих был задан  вопрос: “Что больше всего Вам понравилось  в логике?”, она ответила: “Умозаключение. Это очень красивая теория. Здесь  одно вытекает из другого”. И она  права. Добавим от себя, что это  еще очень практичная теория, дающая нам в руки могущественное орудие познания и общения.  

Цель лекции:   

    ·     выяснить, что такое умозаключение;

    ·     познакомиться с видами умозаключений;

    ·     узнать способы преобразования суждений и что такое непосредственные умозаключения;

    ·     выяснить, что такое простой категорический силлогизм.   

План лекции:   

1.     Умозаключение как форма мышления.

2.     Непосредственные умозаключения.

3.     Простой категорический силлогизм.  

Основная  литература:

1. Кириллов  В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С.120 - 141.

2. Иванов  Е.А. Логика. М., 1996. С. 173 - 198.  

Тексты  и источники:

1. Гетманова  А.Д. Логика. М., 1986. С. 125-198.

2. Ивлев  Ю.В. Логика. М., 1994. С. 71-142.

3. Бочаров  В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994. С. 116-168.

4. Челпанов  Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 87-155.

5. Брюшинкин  В.Н. Практический курс логики  для гуманитариев. М., 1994. С. 202-246.

6. Войшвилло  Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как  часть теории познания и научной  методологии. Книга 1. М., 1994. С. 178-249.   

Основные  понятия:

    Опосредованные (выводные знания). Умозаключение. Посылка. Заключение. Вывод. Дедуктивные, индуктивные  и умозаключения по аналогии. Непосредственные умозаключения. Преобразование суждений (превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому  квадрату). Простой категорический силлогизм. Термины силлогизма. Правила  терминов. Правила посылок. Фигуры и  модусы категорического силлогизма.   

1. Общая характеристика  умозаключения  

В процессе познания действительности мы приобретаем новые  знания. Чтобы уяснить происхождение  и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми мы располагаем и пользуемся в  процессе своей жизнедеятельности, – непосредственные и опосредованные. Непосредственные знания – это те, которые получены нами с помощью  органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д.

    Таковы, например, знания, выраженные суждениями типа “Дерево зеленое”, “Снег бел”, “Птица поет”, “Сосновый лес пахнет смолой”. Они составляют значительную часть всех наших знаний и служат их базой.

Однако далеко не обо всем на свете мы можем  судить непосредственно. Например, никто  никогда не наблюдал, что в район  Москвы некогда бушевало море. А  знание об этом есть. Каким образом? Оно получено из других знаний. Дело в том, что в Подмосковье обнаружены большие залежи белого камня, из которого и строилась белокаменная Русь. Он образовался из скелетов бесчисленных мелких морских организмов, которые могли накапливаться лишь на дне моря. Так был сделан вывод о том, что примерно 250 – 300 млн. лет назад Русскую равнину, на которой расположена и Московская область, заливало море. Подобные знания, которые получены не прямо, непосредственно, а опосредованно, путем выведения из других знаний, называются опосредованными (или выводными). Логической формой их приобретения и служит умозаключение. В самом общем виде под ним подразумевается форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание.

    Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

    Существование такой формы в нашем мышлении, как понятия и суждения, обусловлено  самой объективной действительностью. Если в основе понятия лежит предметный характер действительности, а в основе суждения – связь (отношение) предметов, то объективную основу умозаключения  составляет более сложная взаимная связь предметов, их взаимные отношения. Так, если один класс предметов (А) входит целиком в другой (В), но не исчерпывает  его объема, то это означает необходимую  обратную связь: более широкий класс  предметов (В) включает в себя менее  широкий (А) как своючасть, но не сводится к нему.

Например: “Все космонавты – мужественные люди”. Это означает: “Некоторые мужественные люди – космонавты”. Или более  сложный случай взаимосвязи предметов  мысли: если один класс предметов (А) входит в другой (В), а этот, в свою очередь, входит в третий (С), то отсюда следует, что первый (А) входит в третий (С).

    Пример: “Если А. Леонов – космонавт, а  все космонавты - мужественные люди, то А. Леонов – мужественный человек”.

    Такова  объективная возможность умозаключений: это структурный слепок с самой  действительности, но в идеальной  форме, в форме структуры мысли. А их объективная необходимость, как и понятий и суждений, тоже связана со всей практикой человечества. Удовлетворение одних потребностей людей и возникновение на этой основе других требует прогресса  общественного производства, а он, в свою очередь, немыслим без прогресса  знаний. Необходимым связующим звеном в осуществлении этого прогресса  и выступают умозаключения как  одна из форм перехода от известных  знаний к новым.

    Умозаключения весьма распространенная форма, используемая в научном и повседневном мышлении. Этим определяется их роль в познании и практике общения людей. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные комплексы  – мыслительные конструкции, но и  обогащают, усиливают эти знания.

Вместе с понятиями  и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны: в постижении причин и условий возникновения  какого-либо предмета или явления, его  сущности и форм существования, закономерностей  развития и т. д. Они участвуют  в образовании понятий и суждений, которые нередко выступают как  итог умозаключений, чтобы стать  средством дальнейшего познания.

Умозаключения используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать  уже нельзя. Например, с их помощью  получены фундаментальные знания о  “большом взрыве” Вселенной, который  произошел 10 – 20 млрд. лет назад; о  становлении крупномасштабной структуры  Вселенной, Галактик и их скоплений; о возникновении Солнечной системы  и образовании Земли; о происхождении  и сущности жизни на Земле; о возникновении  и этапах развития человеческого  общества. Историки общества по отдельным  фрагментам, доступным нам, восстанавливают  облик прошедших поколений людей, их образ жизни. Теоретики общества по бесчисленным появлениям общественной жизни познают глубинные закономерности ее экономического, социального, политического  и духовного развития.

Умозаключения тем более важны для понимания  будущего, которое наблюдать еще  нельзя. В общественной жизни предвидения, прогнозы, цели человеческой деятельности тоже невозможны без определенных выводов  – о тенденциях развития, действовавших  в прошлом и действующих в  настоящее время, прокладывающих путь в будущее.

На каждом шагу умозаключения производятся в повседневной жизни. Так, выглянув утром в окно и заметив мокрые крыши домов, мы делаем вывод о прошедшем ночью  дожде, увидев, что день солнечный, мы заключаем, что сосновый лес теперь пахнет смолой. Наблюдая вечером багрово-красный  закат, мы предполагаем на завтра ветреную погоду.

Выше говорилось, какую роль играют умозаключения  в образовании понятий и суждений. А какую роль играют понятия и  суждения в умозаключениях? Поскольку  они входят в структуру умозаключений, важно установить здесь их логические функции. Так, нетрудно понять, что суждения выполняют функции либо посылок, либо заключения. Понятия же будучи терминами суждения, выполняют здесь  функции терминов умозаключения. Если рассматривать познание диалектически, как процесс перехода с одной  ступени знания на другую, более  высокую, то не составит труда уяснить  себе относительность деления суждений на посылки и заключение. Одно и  то же суждение, будучи результатом (выводом) одного познавательного акта, становится исходным пунктом (посылкой) другого. Этот процесс можно уподобить строительству  дома; один ряд бревен (или кирпичей), положенный на уже имеющееся основание, превращается тем самым в основание  для другого, последующего ряда.

    Аналогично  обстоит дело и с понятиями  – терминами умозаключения: одно и то же понятие может выступать  то в роли субъекта, то в роли предиката посылки или заключения, то в роли посредствующего звена между ними. Так осуществляется бесконечный процесс познания.

Любое умозаключение  состоит из посылок, заключения и  вывода. Посылками умозаключения  называются исходные суждения, из которых  выводится новое суждение. Заключением  называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.

    Например: “Судья не может участвовать в  рассмотрении дела, если он является потерпевшим (1). Судья Н. – потерпевший (2). Значит, он не может участвовать в рассмотрении дела (3)”.

    В этом умозаключении 1-е и 2-е суждения являются посылками, 3-е суждение – заключением.

Как и любая  другая форма мышления, умозаключение, так или иначе, воплощается в  языке. Если понятие выражается отдельным  словом (или словосочетанием), а суждение – отдельным предложением (или  сочетанием предложений), то умозаключение  всегда есть связь нескольких (двух или более) предложений, хотя не всякая связь двух или более предложений  – непременно умозаключение (вспомним сложные суждения).

В русском языке  эта связь выражается словами  “следовательно”, “значит”, “таким образом” и другими, либо словами  “потому что”, “так как”, “ибо”  и т.п. Употребление тех или иных языковых средств не произвольно, а  определяется порядком расположения посылок  и заключения. Дело в том, что в  живой речи, в отличие от учебника логики, этот порядок тоже является относительным. Умозаключение может  завершаться заключением (выводом), но может и начинаться с него; наконец, вывод может находиться в середине умозаключения – между  его посылками. И это естественно: ведь новизна заключения не психологическая, а логическая. Она не носит характера  какой-то “приятной неожиданности” или счастливой случайности”, когда  из произвольного сочетания, каких-то суждений вдруг что-то получилось. И  она, конечно, не заложена изначально ни в одном из элементов исходного  знания в отдельности, но потенциально, скрыто содержит во всей структуре  этого знания в целом и проявляется  лишь во взаимодействии ее элементов. Это можно сравнить с тем, как  огонь не заключен ни в спичке, ни в коробке, взятых порознь, а вспыхивает лишь от трения одной о другую. Как  здесь чтобы получить новое явление, требуется определенное действие, так  и в мышлении, чтобы получить новое  знание, требуется определенное умственное усилие: это и достигается посредством  умозаключения.

    Общее правило языкового выражения  умозаключения таково: если заключение стоит после посылок, то перед  ним ставятся слова “следовательно”, “значит”, “поэтому”, “итак”, “отсюда  следует” и т.п. Если же заключение стоит перед посылками, то после  него ставятся слова “потому что”, “так как”, “ибо”, “оттого что” и  др. Если же, наконец, оно располагается  между посылками, то и перед ним, и после него употребляются соответствующие слова одновременно.

Информация о работе Умозаключение как третья форма мышления. Виды умозаключения