Государственное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:01, доклад

Описание

Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Работа состоит из  1 файл

Гос. соц. страхование.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

-     страховые взносы:

-     дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-     штрафные санкции и пени;

-     денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

-     доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

-     другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Расчетной базой  для начисления Страховых взносов  являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые  взносы на оплату труда, начисленную  по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Суммы страховых  взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при  выплате заработной платы и перечисляются  страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

Основанием для  назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально  подтвержденного страхового случая.

Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

До 2001 года для  всех этих фондов была установлена одна и та же база — выплаты, начисленные в пользу работников, но ставки различаются: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) — 28 %, фонды обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) — 3,6 %, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее — ГФЗН) — 1,5%, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) —5,4 %—и в совокупности составляют 38,5%.

Рассмотрим этот вопрос с позиции налогоплательщика.

В настоящее  время плательщик страховых взносов:

- представляет  отдельные формы отчетов в  каждый фонд в установленные  сроки;

-     производит уплату страховых взносов в сроки, установленные каждым фондом.

При этом фонды:

- предоставляют  отсрочки по просроченным платежам  на различных условиях;

- каждый фонд проводит отдельные проверки предприятий, работая с одними и теми же документами на выплату заработной платы;

- каждый фонд  имеет свое мнение, как облагать  любую выплату из существующего  множества видов различных выплат  работникам предприятия, и вводит различные условия их обложения.

На данный момент действуют свыше тысячи писем, указаний, разъяснений фондов, и малейшая ошибка бухгалтера может привести предприятие  на грань банкротства из-за финансовых санкций.

Единый социальный налог снимает вышеназванные проблемы. С введением единого социального налога государственные внебюджетные социальные фонды (кроме ГФЗН) не ликвидируются. Устанавливается единая налогооблагаемая база, снижаются начисления на заработную плату (тариф страховых взносов уменьшается с 38,5 % до ставки единого социального налога 35,6 °/а от налоговой базы (Приложение № 1) с введением регрессивной шкалы налогообложения), сокращается отчетность, вводится единый порядок применения финансовых санкций и сокращается количество проверок плательщиков.

Следует отметить, что единый социальный налог не предполагает уплату его части в ГФЗН. Но не стоит опасаться, что с ликвидацией  этого фонда трудящиеся лишатся  пособий, выплачиваемых за счет его  средств. С введением единого  социального налога обеспечение такими пособиями будет осуществляться из федерального бюджета.

Что касается совершенствования  механизма налогового администрирования  в части платежей в государственные  социальные внебюджетные фонды, то ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее — Федеральный закон № 118-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Кроме того, Федеральный закон № 118-ФЗ установил, что в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы:

- проводят все  предусмотренные ПК РФ мероприятия  налогового контроля, осуществляют  взыскание сумм недоимки, пеней  и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды;

- осуществляют  зачет (возврат) излишне уплаченных  сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном  НК РФ;

- взыскивают  суммы недоимки, пеней и штрафов  по платежам в государственные  социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ГФЗН, ФОМС), образовавшиеся на 1 января 2001 года, в порядке, установленном НК РФ.

Кроме того Федеральный  закон № 118-ФЗ предусмотрел нормы, касающиеся порядка погашения задолженности  или возврата излишне уплаченных сумм по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, в соответствии с которыми:

- налогоплательщик, в случае излишне уплаченных  страховых взносов в государственные  социальные внебюджетные фонды  по состоянию на 1 января 2001 года, имеет право произвести зачет этих сумм в счет уплаты единого социального налога или произвести возврат в порядке, установленном НК РФ;

- недоимка (задолженность  по уплате налогов и взносов  в ПФР, ФСС, ГФЗН и ФОМС) и  соответствующие пени должны  уплачиваться в порядке, действующем до введения в действие части второй НК РФ, при этом недоимка, пени и штрафы по взносам в ГФЗН уплачиваются в федеральный бюджет;

- порядок и  условия проведения реструктуризации  задолженности по взносам в  государственные социальные внебюджетные  фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2000 года определяются Правительством РФ;

- отсрочки (рассрочки)  по уплате взносов, предоставленные  ПФР, ФСС, ГФЗН и ФОМС до  введения в действие части  второй НК РФ, а также решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в указанные государственные социальные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй НК РФ, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены;

- с 1 января 2001 года при нарушении налогоплательщиком  условий, на основании которых  была предоставлена отсрочка (рассрочка)  по уплате страховых взносов  в государственные социальные  внебюджетные фонды, либо условий  уплаты налогов органами государственных внебюджетных фондов на основании представления налоговых органов в течение 5 дней будет приниматься решение об отмене предоставления отсрочки (рассрочки). При этом сумма задолженности будет взыскиваться налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ.

Статьей 9 Федерального закона № 118-ФЗ особо отмечено, что  порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а также иные условия, связанные  с использованием этих средств, устанавливаются  законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, то есть за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию.

Кроме того, сохранены  особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в ФОМС, а именно:

- взносы на  обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования (ст. 11 Федерального закона № 118-ФЗ);

- взносы на  обязательное медицинское страхование неработающего населения в ФОМС производятся органами исполнительной власти за счет средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах (ст. 19 Федерального закона № 118-ФЗ).

Следует особо  отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой за ними (налогоплательщиками) также закреплена обязанность представлять сведения в:

— ПФР — в  соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования;

— ФСС — о  суммах, использованных на выплаты  по государственному социальному страхованию.

Необходимость представления данных сведений в ФСС продиктована тем, что по ФСС в законодательстве заложен «остаточный» принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд.

 
3.Проблемы  и перспективы  развития государственного  страхования в  условиях перехода РФ к рыночной экономике   

Социальному страхованию  уделяется особое внимание. Созданы  все предпосылки к тому, чтобы  оно стало реально действующим  механизмом. Ведь процент отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что далеко не все выплаты заработной платы проходят через кассу предприятия. Так называемый “черный нал” продолжает оставаться частью нашей реальности.

В России государственное  обязательное социальное страхование  представлено социальными внебюджетными  фондами.

Формирование этих фондов осуществляется путем взносов во внебюджетные фонды посредством единого социального налога.

В последнее  время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но тем не менее на данном этапе  существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена.  И это не единичный случай.

Здесь, на мой  взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды –  одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.

К сожалению, на данный момент нет готовых программных  продуктов для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%.

Совершенствование системы социального страхования  является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.

Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных  актов они вполне могут быть решены.

Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся  система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

 
Список используемой литературы

1.     Бюджетный кодекс РФ.

2.     Налоговый кодекс РФ.

3.     Закон РСФСР № 1032-1 от 19.04.91 г. «О занятости населения в Российской Федерации».

Информация о работе Государственное страхование