Занятость и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:17, контрольная работа

Описание

Проблема занятости и безработицы нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и рассмотрении практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому объектом исследования работы является теоретическое обоснование проблемы безработицы и рассмотрение её специфики в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие занятости и безработицы……………………………………..4
2. Характерные черты безработицы в России……………………………5
3. Сущность, причины и виды безработицы…………………………….11
4. Социальные последствия безработицы……………………………….16
5. Показатели занятости и безработицы ……………………………….17
6. Комплекс мер приняты для снижения уровня безработицы………..18
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

экономическая статистика.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

4. Социальные последствия безработицы

 

Существуют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Рассмотрим подробнее неэкономические последствия безработицы, к которым относятся психологические, социальные и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалам семей. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), и другие типы асоциального поведения.

На уровне общества неэкономические последствия, в первую очередь, означают рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов, иногда сопровождающиеся военными переворотами и революциями, которые связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы на общественном уровне являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести потери, которые общество несет в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людей, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, и, следовательно, окупить12 .

Отмечается неодинаковое распределение бремени безработицы в обществе; так, наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты; уровень и длительность безработицы, потери доходов в данной группе, как правило, ниже.

Такие негативные последствия безработицы обуславливают необходимость ее государственного регулирования, а также минимизации негативных последствий.

 

5.  Показатели занятости и безработицы

Занятость и безработица характеризуется следующими показателями

1) неинституциональное население – это всё взрослое население минус институциональное население;

2) институциональное население – это население находящееся в институциональных учреждениях (в тюрьме, психбольнице и др.)

3) численность занятых – это люди, имеющие работу на полный рабочий день, а так же на неполный рабочий день и неполную рабочую неделю;

4) численность безработицы – это все те, кто не имеет работы, но активно её ищет;

5) численность лиц не входящих в состав рабочей силы, это те, кто не имеет работы и активно её не ищет;

Приведенные показатели между собой имеют следующую зависимость:

а) численность рабочей силы: Ч р.с. = Чз + Чб  (Чз – численность занятых, Чб – безраб.);

б) численность неинституционного населения:

Ч н. н. = Чз + Чб + Чнрс (Чнрс – не входящей в состав раб. силы);

в) уровень занятости населения: Уз = Чз/Чнн (Уз – уровень занятости);

г) уровень безработицы: Уб = Чб/Ч р.с. (Уб – уровень безработицы);

д) норма безработицы: Кб = Чб/Ч р.с. * 100%

 

 

 

 

 

 

 

6. Комплекс мер приняты для снижения уровня безработицы

 

В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижение уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по следующим направлениям:

  • стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест;
  • содействие найму (развитие информационных служб, служб трудоустройства);
  • подготовка и переподготовка рабочей силы;
  • страхование безработицы и материальная помощь длительно безработным.

В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, которые ориентированы на смягчение ее негативных последствий.13.

К активным мерам относят следующие:

  • создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест;
  • содействие самозанятости, в том числе помощь безработным в организации собственного дела (обучение, консультации, помощь в подготовке бизнес-плана, аренде помещений, приобретении оборудования, получении кредитов);
  • содействие трудовой мобильности, в том числе межпрофессиональной (обучение и переподготовка) и межрегиональной;
  • развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустройства.

Меры пассивного характера включают в себя следующие:

  • поддержание частичной занятости (неполное рабочее время) и нестандартных ее форм (например, надомная занятость);
  • субсидирование заработной платы частично занятых (доплаты до уровня оплаты полнозанятых); для сохранения занятости высококвалифицированных работников (доплаты на период выхода предприятия из кризиса, компенсирующие им вынужденные простои из-за недозагруженности производственных мощностей); частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего, из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста);
  • досрочный выход на пенсию лиц, потерявших работу;
  • установление иммиграционных барьеров для защиты национального рынка труда;
  • выплата пособий по безработице и материальная помощь безработным, утратившим право на пособие по окончании установленного срока его выплаты;
  • организация оплачиваемых общественных работ, первоочередное право на участие в которых имеют безработные.

Успешная реализация демографических программ по стимулированию рождаемости позволила увеличить  ее уровень с 12,4 на 1000 населения в 2009 году до  12,5 в 2010 году. Однако в 2011-2013 гг. сократится численность женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет), что приведет к  снижению общего коэффициента рождаемости с 12,3 на 1000 населения в 2011 году до 11,8  в 2013 году.

Консолидация ресурсов приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, ряда федеральных целевых программ, внепрограммных мероприятий будет способствовать дальнейшему замедлению темпов естественной убыли населения за счет снижения уровня смертности (с 14,2 в 2009 году до 13,7 в 2013 году). Численность постоянного населения в 2013 году увеличится до 142,1 млн. человек.

Предстоящие годы будут характеризоваться влиянием ряда неблагоприятных демографических факторов, обусловленных изменением структуры населения.

Численность населения в трудоспособном возрасте будет ежегодно сокращаться. В трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать – многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.

Увеличение населения старших возрастов приведет к росту демографической нагрузки, что потребует от государства дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств.

Вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте будет сокращаться и численность экономически активного населения. Даже с учетом положительного сальдо миграции и при сохранении высокого уровня экономической активности численность этой категории населения за четыре года сократится на 0,4 млн. человек  – с 73,3 млн. человек в 2009 году до 72,9 млн. человек в 2013 году.

В связи с положительными тенденциями в экономике и ростом выпуска товаров и услуг продолжит постепенно снижаться напряженность на рынке труда. По варианту 2b общая численность безработных снизится с 6,3 млн. человек или 8,6% экономически активного населения в 2009 году до 4,9 млн. человек или 6,7% экономически активного населения в 2013 году, но не достигнет докризисного уровня (в 2007 году – 6,3% экономически активного населения). Численность занятых в соответствии с вариантом вырастет с  67 млн. человек в 2009 году до 68 млн. человек в 2013 году.

Более низкие объемы производства по варианту 1b будут определять более низкий спрос на труд со стороны бизнеса и государства, что будет сдерживать создание новых рабочих мест. По варианту 1b в экономике в 2011-2013 гг. будет занято не более 67,7 млн. человек. Численность безработных будет сокращаться медленнее – с 5,5 млн человек в 2011 году до 5,2 млн. человек в 2013 году.

 

Согласно оценке Минздравсоцразвития России, численность зарегистрированных безработных в 2011-2013 гг. будет снижаться достаточно низкими темпами с 2,2 млн. человек в 2010 году до 1,95 млн. человек в 2013 году. По консервативному варианту прогнозная численность зарегистрированных безработных граждан будет выше и составит в 2013 году  2,1 млн. человек.

Необходимо отметить, что в случае успешной реализации Правительством Российской Федерации мер поддержки рынка труда, ускоренного роста экономики регистрируемая безработица может быть меньше.

Меры поддержки рынка труда со стороны Правительства Российской Федерации будут направлены на сохранение кадрового состава организаций за счет сдерживания увольнений, а также на стимулирование перехода граждан из статуса безработных в статус индивидуальных предпринимателей путем содействия их самозанятости. На эти цели, а также на повышение квалификации работников, их переобучение, улучшение ситуации на рынке труда субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2011 году будет направлено 27,8 млрд. рублей.

Предусмотренные в 2011 году средства на поддержку занятости будут выше, чем в докризисный период в 3 раза, при увеличении численности зарегистрированных безработных в 1,5 раза. В 2012 и 2013 году данное соотношение составит соответственно 2,2 и 1,4.

Привлечение иностранных работников будет осуществляться исходя из принципа приоритетности использования национальных трудовых ресурсов.

С 1 июля 2010 г. вступил в действие Федеральный закон от 19 мая 2010 г. №  86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий  их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации. Вышеуказанным федеральным законом вводится также патентная система привлечения российскими физическими лицами для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке. В связи с этим ожидается увеличение численности привлекаемых в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, а также трудовых мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и осуществляющих трудовую деятельность у российских физических лиц на легальной основе.

В 2011-2013 гг. прогнозируются умеренные темпы роста реальных доходов населения, которые в этот период ежегодно будут увеличиваться на 3,6-4,2% по варианту 2b, а в менее благоприятных экономических условиях (вариант 1b) – на 3,1-3,6 процента.

В прогнозный период структура доходов населения претерпит некоторые изменения. Несмотря на то, что заработная плата продолжает оставаться основным источником доходов населения, увеличится доля социальных трансфертов. Это обусловлено проведением мероприятий, направленных на повышение уровня материального обеспечения пенсионеров, а также семей с детьми.

В прогнозе предусматриваются следующие параметры оплаты труда бюджетников.

Фонд оплаты труда федеральных государственных служащих к 2013 году сократится на 10% с учетом возврата 50% экономии от сокращения численности на 20 процентов. При этом сокращение по годам не будет равномерным и составит в 2011 г.  и 2012 г. – около 5% и в 2013 г. – около 10 процентов.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах фонд оплаты труда работников федеральных государственных учреждений будет проиндексирован на 6,5% с 1 июня 2011 года. В 2012-2013 гг. в варианте 1b не предусматривается индексация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, а в варианте 2b фонд оплаты труда будет ежегодно индексироваться на уровень инфляции. Однако даже с учетом индексации, предусмотренной в варианте 2b, реальная заработная плата бюджетников за 2011-2013 гг. снизится на 2,5 процента. В варианте 1b снижение составит почти 4 процента. Ухудшится соотношение заработной платы бюджетников и в целом по экономике с 62,8% в 2008 г. до 55,6% в 2013 г. по варианту 2b и до 55,9% – по варианту 1b. Такая ситуация в оплате труда бюджетного сектора экономики негативно сказывается на его конкурентоспособности на рынке труда, качестве предоставляемых государством услуг, в первую очередь в области образования и здравоохранения.

Рост реальной заработной платы в негосударственном секторе в целом будет соответствовать росту производительности труда в отличие от ситуации предкризисных лет, когда рост заработной платы значительно опережал рост производительности труда. В 2011-2013 гг. реальная заработная плата в среднем будет увеличиваться на 4,6-4,8% в год и это будет обеспечено ежегодным ростом производительности труда на 3,8-4,3 процента. Рост заработной платы будет сдерживаться относительно небольшим увеличением цен на экспортируемое сырье, а также более высокой, чем перед кризисом безработицей.

В результате по варианту 2b реальная заработная плата в 2011-2013 гг. будет расти с темпом 3,5-4,7 процента. В варианте 1b в условиях более низкого роста экономики ежегодный рост реальной заработной платы составит 3-3,9 процента.

 

 

Заключение

 

Под занятостью понимается деятельность трудоспособных (экономически активных) граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода для удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны. Также существует понятие вторичной занятости, которая предполагает осуществление трудовой деятельности либо на основном месте работы путём удлинения рабочего дня (на том же предприятии), либо за пределами основной работы на новом рабочем месте (на другом предприятии или дома).

Информация о работе Занятость и безработица