Способы и средства регулирования напряжения в электрических сетях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:17, реферат

Описание

Регулирование напряжения в электрических сетях сложно осуществлять, изменяя:
а) напряжение генераторов электростанций;
б) коэффициент трансформации трансформаторов и автотрансформаторов;
в) параметры питающей сети;

Работа состоит из  1 файл

Способы и средства регулирования напряжения в электрических сетях.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

В линиях дальних передач  продольную компенсацию используют для повышения их пропускной способности. Число конденсаторов в батарее  для продольной компенсации определяется требуемым уровнем напряжения на приемной подстанции и максимальной нагрузкой линии. В электропередачах высокого напряжения обычно компенсируют не свыше 40—50% индуктивности линии, так как большая степень компенсации может привести к ложным действиям релейной защиты, а при известных условиях и к колебательному режиму (самораскачиванию) синхронных генераторов.

Регулирование напряжения в сетях  изменением величины реактивной мощности в них.

Рис 10-4. Векторная  диаграмма изменения напряжения в конце линии в зависимости от изменения передаваемой реактивной мощности.

Эффективно регулировать напряжение путем изменения реактивной мощности в сети можно с помощью  синхронных компенсаторов или батарей  конденсаторов при включении  их параллельно нагрузке.

Синхронный компенсатор (СК) устанавливают на приемной подстанции и присоединяют к шинам НН подстанции или к обмотке НН автотрансформатора. Такой компенсатор представляет собой синхронный электродвигатель и при перевозбуждении является емкостной нагрузкой для сети или, что все равно, генератором реактивной индуктивной мощности, а при недовозбуждении становится потребителем реактивной мощности. Таким образом, изменяя возбуждение синхронного компенсатора, непосредственно влияют на величину реактивной мощности, протекающей по сети, и следовательно, на

напряжение у потребителя. Покажем это на простом примере  передачи мощности по радиальной линии  с нагрузкой на конце и с  синхронным компенсатором СК, включенным параллельно нагрузке (рис. 10-4).

Положим, для простоты, что электропередачу, изображенную на рис. 10-4,а, можно представить одним звеном с сопротивлением R+jX. Тогда напряжения в конце ее при передаче мощности Р+jQ будет:

Построенная по этой формуле векторная диаграмма (рис. 13-7, б) с разделением падения напряжения в сопротивлениях звена от активной мощности (треугольник аbс) и реактивной (cde) показывает изменение U2 в зависимости от изменения реактивной мощности в линии при постоянной активной нагрузке. Как видно из диаграммы, при передаче по линии максимальной реактивной мощности jQ напряжение на приемном конце U2 будет минимальным (точка е). При генерировании реактивной мощности СК на месте ее потребления и соответствующем уменьшении передаваемой реактивной мощности по линии напряжение в конце передачи будет увеличиваться (конец вектора U2 скользит по прямой еc). При Q = 0, т. е. при передаче только активной мощности (точка с), имеем: U2' > U2. Наконец, если генерируемая на месте мощность будет больше потребляемой и ее избыток будет поступать в линию, то напряжение в конце электропередачи окажется еще больше (точка е').

Регулирование напряжения при помощи СК происходит плавно. Диапазон регулирования зависит от мощности СК и величины реактивной нагрузки линии.

Номинальной мощностью  синхронного компенсатора считается  мощность при генерировании им реактивной (индуктивной) мощности, т. е. при работе с перевозбуждением. При работе компенсатора с недовозбуждением или без возбуждения, т. е. в режиме потребления реактивной мощности (что требуется при минимальных нагрузках), его максимальная мощность составляет 40—60% от номинальной. Это объясняется тем, что ток возбуждения СК уменьшается, приближаясь по мере увеличения потребления реактивной мощности к нулю. Для увеличения мощности СК в режиме потребления реактивной мощности прибегают к применению на нем отрицательного возбуждения. В этом случае его мощность гарантируется не ниже 0,65 номинальной.

Синхронные компенсаторы изготовляются на мощность 10 и 16 MB А  напряжением 6,3—10,5 кВ и 25—100 MB А напряжением 10,5 кВ. СК мощностью свыше 25 MB А изготовляются с водородным охлаждением. Крупные СК обычно используются по графику генерации реактивной мощности в системе и поэтому служат для централизованного регулирования напряжения.

В тех случаях, когда  расчетная мощность компенсирующей установки меньше минимальной мощности СК или когда не требуется ее работа в режиме потребления реактивной мощности, устанавливают управляемые батареи конденсаторов (УБК), разделенные на ряд секций. Наибольшая мощность секций определяется допустимой величиной отклонения напряжения на вторичных шинах приемной подстанции. УБК обладают большей экономичностью, чем СК, и поэтому получают распространение.

УБК большой мощности (100 и более MBА) устанавливают также  и на крупных районных подстанциях  энергосистем, имеющих достаточное количество СК для работы в режиме потребления реактивной мощности в ночное время. УБК большой мощности включаются непосредственно на шины высокого напряжения — 110 кВ.

Для местного регулирования  напряжения на крупных промышленных предприятиях, особенно в тех случаях, когда их электроснабжение производится по линиям с большим реактивным сопротивлением, эффективно используются синхронные электродвигатели мощностью 1000—10 000 кВА. При обычном коэффициенте загрузки двигателей (0,7 РН) располагаемая реактивная мощность их при напряжении на зажимах 0,9 — 1,0 UН составляет от 1,3 до 1,5 QН. Регулирование, как и синхронными компенсаторами, происходит плавно, и этот процесс может быть автоматизирован.

На тех промышленных предприятиях, где имеются УБК, установленные для компенсации реактивной мощности, они могут использоваться и как средства для регулирования напряжения, не вступая при этом в противоречие с их основным назначением.

Выбор мощности синхронных компенсаторов, по условиям регулирования напряжения.

Рис. 10-8. Электропередача  с синхронным компенсатором на шинах  НН и ее схемы замещения.

Мощность СК и конденсаторов  подсчитывают по одним и тем же формулам, но с учетом того обстоятельства, что формулы, определяющие мощность компенсирующей установки в режиме потребления реактивной мощности, для конденсаторов не имеют смысла. Расчет ведут для максимального и минимального режимов нагрузки электропередачи, причем в преобладающем числе случаев заданным является напряжение на шинах питающей подстанции. Искомым напряжением обычно является напряжение на шинах вторичного напряжения приемной подстанции, желательная величина которого и определяет мощность СК. Для электропередачи, изображенной на рис. 10-8, а и представленной в виде одного звена с суммарным сопротивлением RS + jXS , отнесенным к расчетному

напряжению (рис. 10-8, б), связь между напряжениями в начале и в конце ее при нагрузке Р2 + jQ2 напишется в виде:

где U2ж — желательное напряжение на шинах вторичного напряжения подстанции, приведенное к расчетному напряжению; QСК— искомая мощность синхронного компенсатора.

Решая это уравнение  относительно QСК, можно определить мощность СК, необходимую для поддержания на шинах напряжения U2ж при заданной нагрузке.

Однако, учитывая, что  шкала мощностей СК по ГОСТ дана с очень большими промежутками, можно пользоваться более простыми формулами, например, не учитывающими поперечной составляющей падения напряжения. Получающаяся при этом погрешность ликвидируется выбором стандартной мощности СК.

Пренебрегая поперечной составляющей падения напряжения, для электропередачи, представленной в виде одного звена, будем иметь:

При отсутствии СК и  неизменном напряжении U1 в начале линии напряжение на приемном конце электропередачи U2 при той же нагрузке должно удовлетворять равенству:

Приравнивая правые части  уравнений (13-1) и (13-2), получаем

Разность последних  двух членов в правой части этого  равенства представляет собой очень  небольшую величину (на порядок меньше разности первых двух членов) и при  расчетах ею можно пренебречь. Принимая это упрощение, получаем выражение для мощности компенсатора:

Если U2ж и U2,— кВ, XS Ом, то мощность компенсатора QСК — Мвар.

Разность (U2жU2) в выражении (13-3) представляет собой величину, на которую необходимо изменить напряжение на шинах вторичного напряжения подстанции. В режиме максимальных нагрузок эта разность положительна (U2ж > U2), что соответствует работе СК с перевозбуждением. В режиме минимальных нагрузок эта разность может быть отрицательна (U2ж < U2). что будет соответствовать работе СК с недовозбуждением.

Сопротивление XS (представляющее собой сумму индуктивных сопротивлений линий и трансформатора) и напряжения U2ж и U2 в формуле (13-3), приведены к расчетному напряжению.

Если при определении  мощности СК по формуле (13-3). пользоваться не приведенными, а полученными в результате расчета электропередачи действительными величинами напряжений на шинах НН, к которым присоединен СК, то и сопротивление XS , входящее в эту формулу, должно быть пересчитано на эти условия. В соответствии с формулами (12-10) получим:

Или

где X? S сопротивление электропередачи, отнесенное к действительному вторичному напряжению U. ; UБ расчетное (базисное) напряжение электропередачи; kТР — коэффициент трансформации трансформатора приемной подстанции.

При определении мощности СК по формуле (13-3) предполагается, что  расчет электропередачи был произведен с учетом емкости линии (рис. 13-8, б). В том случае, если емкость не была учтена, то мощность СК, подсчитанная по формуле (13-3) для максимального режима нагрузок, можно уменьшить на величину

где D Q представляет собой часть емкости приемного конца линии, перенесенной на шины вторичного напряжения трансформатора по правилу переноса нагрузок.

Информация о работе Способы и средства регулирования напряжения в электрических сетях