Аудиовизуальные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:18, контрольная работа

Описание

Цель работы: рассмотреть природу и особенности восприятия информации, проанализировать историю формирования аудиовизуальной культуры.

Содержание

1.Введение 3
2.Информация. Особенности восприятия информации 6
3.Аудиовизуальные средства обучения 10
4.Аудиовизуальная культура и пути ее формирования 22
5.Заключение 24
6.Литература 25

Работа состоит из  1 файл

аудиовизуальные технологии.docx

— 39.58 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Введение                                                                                                3

2.Информация. Особенности восприятия информации                         6

3.Аудиовизуальные средства обучения                                                 10

4.Аудиовизуальная культура и пути ее формирования                        22

5.Заключение                                                                                           24

6.Литература                                                                                           25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует  с окружающим миром, принимая информацию о нем и от него с помощью  своих пяти органов чувств. По мнению М.Маклюэна, одного из популярных социологов XX века, человек воспринимает реальность не такой, какова она есть, а такой, какой она «подается» средствами коммуникации. Сегодняшний мир - это  визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и  информационных технологий. Поэтому  телевидение и видео стали  привлекать аудиторию не только в  качестве развлечения, но и активно  использоваться с познавательной целью  во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Бурное  развитие средств информации изменило дидактический ландшафт, ученическую  аудиторию: повысился общий интеллектуальный уровень обучаемых. Современные  ученики - это поколение, полностью  воспитанное под влиянием информационных технологий. Хотим мы этого или  нет, но сегодня школа значительно  уступает средствам массовой информации в формировании естественнонаучной картины мира. Любая перспективная  система образования уже не может  ориентироваться только на учителя - как единственного источника  учебной информации. Сегодня его  роль заключается, прежде всего, в организации  познавательного процесса, всестороннем развитии учащихся. Современные тенденции  развития информационных технологий диктуют  необходимость расширения форм, методов  и средств обучения за счет широкого использования современных электронных  информационно-коммуникативных подходов - телевидение, видео, средства мультимедиа. Их применение в учебно-воспитательном процессе позволяет значительно  повысить эффективность наглядности  в обучении, полнее и точнее информировать  учащихся об изучаемом объекте или  явлении, расширить арсенал методических приемов педагога в учебном процессе изложения знаний.

Все вышесказанное  обосновывает актуальность выбранной  темы.

Цель  работы: рассмотреть природу и  особенности восприятия информации, проанализировать историю формирования аудиовизуальной культуры.

Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы 20 страниц.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация. Особенности восприятия информации

Информационная  картина мира представляет собой  свод информации, позволяющей адекватно  воспринимать окружающий объективный  мир и взаимодействовать с  ним, выбирать собственное информационное пространство и личную информационную среду, через которую с помощью  системы прямых и обратных информационных связей влиять на природу и общество, решать массу проблем, включая глобальные. В настоящий период развития общества любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки  информации, принятия на ее основе решений  и их выполнения.

Термин  «информация» уходит корнями к латинскому informatio - разъяснение, изложение. Изначально в это слово вкладывался смысл, соответствующий «сведениям, передаваемым одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам  процесс передачи или получения  этих сведений». Жизнь и развитие человечества способствовали постоянному накоплению исторических, научных, культурных и многих других знаний, основанных на информации.

Виды  и формы представления информации существенным образом зависят от форм существования той или иной информации. Всю информацию, которую  способен воспринимать человек, можно  разделить на два основных класса:

- по  воздействию на органы чувств: оптически-акустическая, оптически-осязательная  и т.п.;

- по  технической однородности: текстовая,  акустическая, использующая изображения,  цветовая.

Утверждения о целесообразности использования  различных типов информационного  воздействия в педагогическом процессе подтверждается исследованиями в области  психологии воздействия информации на человека.

Вопросы, связанные с эффективным представлением учебной информации являются одними из важнейших проблем обучения. Особую значимость они приобрели в настоящий  период, в связи с широким использованием в системе образования информационных технологий.

Общая специфика человеческого восприятия различной информации определяется особенностями функционирования различных  органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, осязание, сенсорика. Если рассматривать только те виды информационного  воздействия на человека, которые  возможны при работе обучаемых с  современной компьютерной и коммуникационной техникой, то всю информацию по способу  восприятия обучаемыми, можно разделить  на три основные группы:

1. информация, воспринимаемая слуховым аппаратом  человека, так называемая звуковая  информация;

2. информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или  визуальная информация, включающая  текст и графические изображения-картинки;

3. информация, частично воспринимаемая сенсорной  системой человека при работе  с помощью специальных технических  средств с видеороликами, телеобъектами  и др. - сенсорная или тактильная  информация.

Сочетание видео- и звуковых эффектов обеспечивает одновременное воздействие на два  важнейших органа чувств человека - зрение и слух, что существенно  повышает информативность учебного процесса и эффективность его  восприятия. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, аудиовизуальные средства обучения вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями.

Экспериментально  установлено, что при устном изложении  материала обучающийся за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов  зрения до 100 тысяч таких единиц, так как при одновременном  воздействии нескольких раздражителей  образуются временные связи между  самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению  эмоционального тонуса и уровня работоспособности.

Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность  использования в обучении аудиовизуальных  средств, основанных на зрительном и  слуховом восприятии материала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аудиовизуальные средства обучения

Объективные потребности развития современного общества обусловили создание и применение в системе образования различных  средств обучения.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) (иначе говоря - «слухозрительные» от лат. audire слышать  и visualis зрительный) - особая группа технических  средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном  процессе, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации.

Подразделяются  на (по классификации Ляховицкого):

- визуальные (зрительные) средства (видеограммы) - рисунки,  таблицы, схемы, репродукции с  произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;

- аудитивные (слуховые) средства (фонограммы) - грамзапись, магнитозапись, радиопередачи;

- собственно  аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства (видеофонограммы) - кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ЭВМ.

Другая  классификация АВСО включает экранные, звуковые и экранно-звуковые средства (по классификации Зельманова).

Аудиовизуальные средства обучения могут быть:

1) учебными, специально предназначенными для  занятий языком и содержащими  методически обработанный учебный  материал (наглядные пособия);

2) учебными, созданными для занятий по  другим дисциплинам, но привлекаемыми  в качестве учебных материалов  по языку (средства наглядности);

3) естественными  средствами массовой коммуникации, включаемыми в учебный процесс.

Аудиовизуальные средства обучения занимают особое место  среди других средств обучения и  оказывают наиболее сильное обучающее  воздействие, поскольку обеспечивают образное восприятие изучаемого материала  и его наглядную конкретизацию  в форме наиболее доступной для  восприятия и запоминания; являются синтезом достоверного научного изложения  фактов, событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение  жизненных явлений совершается  художественными средствами (кино - и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.).

Дидактические особенности аудиовизуальных средств  обучения:

- высокая  информационная насыщенность;

- рационализация  преподнесения учебной информации;

- показ  изучаемых явлений в развитии, динамике;

- реальность  отображения действительности.

Использование аудиовизуальных средств обучения способствует реализации следующих  дидактических принципов: принцип  целенаправленности; принцип связи  с жизнью; принцип наглядности; положительный  эмоциональный фон педагогического  процесса.

Аудиовизуальные средства обучения являются эффективным  источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности  и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность.

Например, при применении звуковых кинофильмов, телепередач, видеозаписей - в создании звукозрительного образа участвуют  изображение, звучащее и написанное слово, музыка, шумы, а часто и  цвет. Синтез этих выразительных возможностей делает их особо сильным средством  обучения и воспитания. При этом на занятиях успешно реализуются  дидактический принцип наглядности, возможность индивидуализации обучения и одновременно массового охвата обучающихся, усиливается мотивационная  сторона занятий.

В современной  методике принято разграничивать аудиовизуальные  средства обучения (пособия для занятий) и технические средства обучения (технические приспособления для  демонстрации пособий).

К аппаратуре относятся кино-, диа- и графопроекторы, электропроигрыватели, радиоприёмники, магнитофоны, телеприёмники, видеомагнитофоны и видеопроигрыватели, школьные радиоузлы, теле и видеостудии. Особую группу составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и  компьютеры.

Аудиовизуальные средства образования на современном  этапе включают в себя:

1. Фонограммы: все виды фоноупражнений, фонотесты,  фонозаписи текстов, рассказов,  аудиоуроки и аудиолекции.

2. Видеопродукция: видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы,  видеолекции, тематические слайды  и транспаранты.

3. Компьютерные  учебные пособия: электронные  учебники, самоучители, пособия,  справочники, словари, прикладные  обучающие, контролирующие программы,  тесты и учебные игры.

4. Интернет: сетевые базы данных, видеоконференции, видеотрансляции, виртуальные семинары, телеконференции на специальных  тематических форумах, телекоммуникационные  проекты.

Информация о работе Аудиовизуальные технологии